2. Идейно-художественное своеобразие романа
В основу композиции романа «Воскресение» положена антитеза: противопоставление простых людей и представителей правящих классов, как раз в духе позднего Толстого. Это противопоставление намечается в самом начале произведения с изображения неравноправного положения молодого барина Дмитрия Нехлюдова и дворовой девушки Катюши Масловой. Писатель намеренно акцентирует внимание на деталях дорогой одежды Нехлюдова, его беспечном образе жизни. Ключевой сценой в романе является суд. Именно здесь герои встречаются вновь и отсюда начинается их путь к духовному возрождению.
Главная героиня романа Катюша Маслова- «дочь незамужней дворовой женщины, жившей при своей матери-скотнице в деревне у двух сестер барышень-помещиц». Образ Катюши Масловой был современным, новым и, можно сказать, уникальным в русской литературе: у него нет предшественников. Маслова наделена глубоко личными чертами, выразительной портретной характеристикой, глубоким душевным складом и выступает перед нами незаурядной личностью. Мы не можем не остановиться с уважением перед ее духовной стойкостью, с которой она перенесла все выпавшие на ее долю испытания: публичный дом, суд, тюрьму, каторжный этап. Она хлопочет о других несчастных, но не о себе. В образе главной героини виден излюбленный толстовский дуализм. С одной стороны, она не считает своё бывшее занятие аморальным и, как пишет Толстой, считает его даже нужным обществу, с другой стороны, в глубине души она по- прежнему остаётся чистым, добрым, светлым человеком, что подчёркивает автор, описывая её во время суда: "в сером халате, надетом на белую кофту и на белую юбку...", "повязана белой косынкой" и усталое лицо отличалось "особенной белизной". «Она вошла в зал суда бодрым шагом, держалась прямо и смотрела прямо в глаза - все в ней подчеркивало ее невиновность, нерастраченность сознания внутреннего достоинства. Ее больно ранили всякие несправедливые слова, она, слыша их, вздрагивала, вопиющая неправда резала ей душу».
Светлому образу Катюши Масловой противопоставлены в романе такие отрицательные герои, как Симон Картинкин, Евфимия Бочкова, адвокат Фанарин, графиня Катерина Ивановна с мужем и прочие разнокалиберные чиновники (в том числе и судьи). Этих людей мы видим глазами Нехлюдова. Они, принадлежащие к высшему обществу, тем не менее, остаются на низшем уровне морально-нравственного развития. Лицемерие, фальшь, эгоизм, жажда наживы, бездуховность, преступность поведения по отношению к простым людям – вот их отличительные черты.
Толстой замечательно охарактеризовал образ их мыслей и чувств, свойственный им эгоизм исключительности. В романе эта тема развивается на широком фоне и в органической связи с изображением тягостных условий жизни народа. Так граф Иван Михайлович Чарский убеждён в том, что «как птице свойственно питаться червяками, быть одетой перьями и пухом и летать по воздуху, так и ему свойственно питаться дорогими кушаньями, приготовленными дорогими поварами, быть одетым в самую покойную и дорогую одежду, ездить на самых покойных и быстрых лошадях, и что поэтому это всё должно быть для него готово». Никакими личными достоинствами граф Иван Михайлович не обладал, но это, однако, не помешало ему занимать высокие должности, достичь поста министра. Его главные качества заключались в умении понимать смысл разных бумаг и законов, самому без орфографических ошибок сочинять циркуляры, быть важным и в то же время «обходительным», проявлять, когда нужно неприступность, становиться, когда это выгодно, подобострастным и подлым.
Будучи совершенно безразличен к людям, к интересам общества, граф Иван Михайлович не может допустить и мысли о том, что люди, общество могут быть безразличными по отношению к нему. Он убеждён в том, что и после отставки от службы «должен каждый год получать большое количество казённых денег и новые украшения для своего праздного наряда».
Что же касается судей, то одним из способов сатирического обличения вершителей судеб является показ их духовного ничтожества. Описывая суд над Катюшей Масловой, Толстой приподнимает завесу над частной жизнью ревнителей справедливости и морали, открывает их внутренний мир. И это сразу обнажает контраст между казённой патетикой, официальной торжественностью реальной мерзостью судей.
Усердно демонстрируя свою приверженность благородным принципам права и нравственности, служители Фемиды полностью поглощены своими мелочными интересами. Осуждая падение нравов, они часто являются носителями аморальности. «Председатель был высокий, полный человек с большими седеющими бакенбардами. Он был женат, но вёл очень распущенную жизнь, так же, как и его жена».
Судей не трогают развертывающиеся перед ними драматические картины жизни, они безразличны к страданиям людей; их мало занимают и постоянно провозглашаемые ими идеи справедливости. «Доброго» члена суда постоянно преследует мысль о собственных недомоганиях; судьба «отверженных» людей, всё, что происходит в суде, для него не имеет никакого существенного значения. «Сердитый» член суда обеспокоен выступлениями в печати и т.д.
Для идейно-творческой концепции романа в целом существенное значение имеет развенчание мнимого гуманизма «хозяев». Контраст между лицемерным милосердием и реальной жестокостью выразительно раскрывается в обрисовке вице-губернатора Масленникова. До встречи с вице- губернатором Нехлюдов наблюдал сцены тюремной жизни. Хорошо знаком с ними и сам Масленников, но это не мешает ему уверять Нехлюдова в том, что заключенные вследствие великодушия властей вполне благоденствуют. Жена Масленникова – Анна Игнатьевна – с ещё большим энтузиазмом оценивает деятельность своего мужа, его отношение к нарушителям порядка. «Все эти несчастные – его дети. Он иначе не смотрит на них» - говорит она. Доброта Масленникова – это, конечно, миф. Но уже не просто мифом, а сознательным обманом являются уверения Масленникова относительно положения заключенных. Зато совершенно реальными оказываются его слова насчёт твёрдости власти. И если до и после встречи с Масленниковым Нехлюдов легко убеждается в призрачности первой «заповеди», исповедуемой вице-губернатором, то с последовательным осуществлением второй он сталкивается на каждом шагу.
Мнимое милосердие выразительно развенчивается и в сцене проповеди Кизеветера, сцене, которая содержит в себе коллективный портрет великосветских «гуманистов». «Гуманизм» здесь предстает как мода, как развлечение людей, которым нечем себя занять. «В зале с дорогим убранством сидели дамы в шелку, бархате, кружевах, с накладными волосами и перетянутыми и накладными талиями. Между дамами сидели мужчины – военные и статские и человек пять простолюдинов: двое дворников, лавочник, лакей и кучер». Лицемерно-показному общению с младшими братьями соответствует фальшивая умилительность, господствующая в салоне графини Чарской. Патетические слова профессиональной проповедника о страданиях Христа, о спасении душ, о любви к ближнему, добродетелях производят глубокое впечатление на тех, кто не хочет замечать реальных людских страданий. «В комнате слышались рыдания».
Важнейшая особенность сатирического обличения господ – показ их отрешённости от истинно человеческих качеств, отрешённости, которая возникает как результат защиты социальных привилегий. Черты эти, свойственные охранителям разных рангов, особенно рельефно выступают при изображении высших царских чиновников. На основе длительных наблюдений Нехлюдов приходит к выводу: «Все эти люди, очевидно, были неуязвимы, непромокаемы для самого простого чувства сострадания только потому, что они служили… И действительно, люди эти страшны. Страшнее разбойников. Разбойник всё-таки может пожалеть – эти же не могут пожалеть: они застрахованы от жалости».
Так же Толстой выделяет прослойку людей совершенно иного склада – революционеры. С большой внутренней теплотой написаны в романе их портреты – Марьи Павловны, Щетининой, Симонсона, Набатова, Крыльцова. Каждое из этих лиц обладает своим особенным характером, у каждого из них - свой путь в жизни. Но через это особенное просвечивают те черты, которые были очень близки и дороги самому Толстому, - собственное мнение, сила преодоления обстоятельств, господствующих взглядов, способность отказаться от эгоистического отношения к жизни, самоотверженность. Толстой восхищается и Марьей Павловной, которая родилась в богатой генеральской семье, но, рано почувствовав «отвращение к господской жизни», ушедшей работницей на фабрику и позднее приобщившейся к революционной деятельности, и Набатова – человека, вышедшего из народа, бодрого и оптимистичного, просветительская деятельность которого привела в тюрьму, и Крыльцова, который в тюрьме столкнувшись с вопиющей несправедливостью и диким произволом, становится революционером. Но при этом он не обобщает всех революционеров как благородных и добрых людей. Толстой утверждает, что в любом обществе есть как злодеи, так и благодетели. Для этого Толстой рисует отрицательные фигуры Веры Богодуховской, Новодворова, Маркела Кондратьева. И если в образе Богодуховской подчёркнуты позёрство, показной пафос, пустая крикливость, то в характере Новодворова последовательно раскрываются те честолюбивые стремления, которые свойственны, по мнению писателя, и некоторой части людей, вошедших в революционное движение.
3. Путь главного героя
Путь главного героя романа Л.Н. Толстого «Воскресение» Дмитрия Нехлюдова к морально-этическим идеалам начинается с ранней юности. Еще будучи студентом и читая Спенсера, он мечтает достичь совершенства собственного и всего мира. В этот период жизни Толстой описывает его чистым, непорочным юношей, достойным уважения человеком. Именно в такого Нехлюдова влюбилась Катюша. Чувство любви к Катюше, вспыхнувшее в нём тогда, отличается чистотой и поэтичностью; оно окрыляет его. Рассказ о поэтичном чувстве Нехлюдова нужен Толстому не только для изображения последующего падения героя, но и для характеристики человеческих качеств, которые присущи Нехлюдову Позднее он пошёл служить в армию, где встретил людей с совершенно противоположными своим взглядами на жизнь. Сохраняя свою индивидуальность, он отчаянно сопротивлялся губительному влиянию среды, в которую попал. Однако после нескольких лет службы в армии он превращается в совершенно другого человека: развратного, порочного, не имеющего представления о границах дозволенного, жестокого, эгоистичного. Толстой в нравственном падении Нехлюдова обвиняет общество, в котором жил главный герой. Во время второго приезда Нехлюдова в деревню открываются новые его свойства. В течение нескольких лет духовный облик героя резко изменился. «Тогда он был честный, самоотверженный юноша, готовый отдать себя на всякое дело, - теперь он был развращённый, утончённый эгоист, любящий только своё наслаждение» Развращённым эгоистом Нехлюдова сделала обычная для его среды школа жизни, которую он успел за это время «окончить». Совершив дурной поступок с Катюшей, Дмитрий Нехлюдов осознаёт всю низость содеянного. Но задумывается он об этом ненадолго и со спокойной душой уезжает в армию. Встреча с Катюшей в суде стала роковой для Нехлюдова. Внезапно в нём просыпается совесть, он пережил что-то вроде нравственного возрождения. «Он вдруг почувствовал всю жестокость, подлость, низость не только этого своего поступка, но и всей своей праздной, развратной, жестокой и самодовольной жизни, и та страшная завеса, которая каким-то чудом всё это время, все эти 12 лет скрывала от него и это его преступление и всю его последующую жизнь, уже колебалась, и он урывками уже заглядывал за неё» С этой минуты начинаются скитания Нехлюдова. Человек, прозревший и увидевший жизнь такой, какова она есть, уже не может, по мнению Толстого, оставаться на месте, не может быть спокойным. Душевный кризис, нравственное прозрение Нехлюдова не только дали ему возможность увидеть окружающее зло, но и вызвали настоящую потребность ещё глубже видеть всё до последней черты. Новое восприятие главным героем своего «я», своего прошлого непроизвольно распространяется и на отношения его с другими людьми его круга. Нехлюдов остро ощутил привычное, ранее не бросавшееся в глаза лицемерие в семье Корчагиных, фальшивость его отношений с Мисси Корчагиной, которая считалась его невестой, отвращение к любовной связи с женой уездного предводителя дворянства. «Стыдно и гадко, гадко и стыдно», - повторял он себе не об одних отношениях к Мисси, но обо всём.После суда у Нехлюдова возникает горячее желание избавиться ото лжи и низости, которые вошли в его жизнь. Но в то же время его одолевают сомнения в возможности осуществлении этих его желаний. «Ведь уже пробовал совершенствоваться и быть лучше, и ничего не вышло, - говорил в душе его голос искусителя, - так что же пробовать ещё раз? Не ты один, а все такие – такова жизнь», говорил этот голос» Стремление Нехлюдова жить по-иному выражается, прежде всего, в желании искупить свою вину перед Катюшей Масловой. Предложение Катюше выйти за него замуж продиктовано не столько чувством любви, сколько сознанием своего долга перед ней.