Смекни!
smekni.com

Путь самопознания художника в романе Людвига Тика "Странствия Франца Штернбальда" (стр. 4 из 4)

Признание приходит к мастеру лишь через много лет после его смерти, ибо настоящий художник всегда опережает свою эпоху. Франц понимает это и не стремится к славе и популярности при жизни, хотя желает создать произведение, способное увековечить его имя. Юношеский максимализм ли это или доля тщеславия, это не мешает ему развиваться и совершенствоваться.

Большое влияние на жизненное самоопределение Франца Штернбальда оказывает окружающий его мир. Реальная жизнь со всем ее многообразием очень часто ставит ловушки и преграды на пути нашего героя как бы проверяя его преданность собственной цели. Впервые с подобным препятствием он сталкивается, когда знакомится с управителем фабрики господином Цойнером. В его обществе художник как бы впервые сталкивается с заманчивыми возможностями действительного мира. Цойнер предлагает нашему герою оставить неперспективную по его мнению затею стать настоящим художником и посетить Италию и пойти к нему на службу надзирателем. На сей раз против искусства приводятся более веские доказательства. Цойнер говорит о бедной и убогой жизни художников, в том числе и Дюрера, об отсутствии уважения, признания, заслуженных наград. Франц проходит первое испытание на верность выбранному пути. Туманное, смутное будущее живописца или реальная возможность благополучно прожить жизнь до самой старости. Управитель фабрики получает отказ: «Я же не представляю, как мог бы бросить живопись, я запутал бы ваши счета и все вообще, ибо думал бы лишь о том, как лучше передать такую-то позу или такое-то выражение лица, а на ваших рабочих смотрел бы как на натурщиков; из вас вышел бы плохой художник, а я не гожусь для ваших серьезных дел, ибо они не кажутся мне важными, я не испытываю благоговения перед богатством, я не смог бы жить без искусства.» (с. 21)

Тик показывает здесь торжество возвышенных стремлений к прекрасному над приземленными желаниями. Зов призвания не позволяет прокрасться сомнениям в душу молодого художника. Как истинный романтический герой он отвергает материальное благосостояние во имя духовности. Франц и в дальнейшем подвергается подобным испытаниям. Его мачеха тоже пытается уговорить его остаться в Германии, в деревне и заняться хозяйством. Хотя в данном случае искушение не сильно, ведь герою предлагается всего лишь спокойная и однообразная жизнь в деревне. Гораздо более привлекательное предложение делает ему купец Вансен. Штернбальду уже не так легко однозначно выбрать в пользу искусства, «…никогда еще жизнь действительная не подступала к нему так близко, угрожая вытеснить его внутреннюю, поэтическую жизнь; она и привлекала и вместе отталкивала его, прекрасный образ его фантазии то отчетливо вставал перед его глазами, то отодвигался далеко в глубины души. Здесь ему совершенно неожиданно предлагалось обеспеченное будущее, тот образ жизни, о котором он всегда мечтал, а требовалось от него лишь, чтобы он пожертвовал тенью, образом из сновиденья, который даже и не принадлежал ему… ». (с. 97)

Франц смятен, изумлен, даже напуган. Отказаться от детской мечты, призрачного идеала, предать его, - значит ли это свернуть с жизненного пути? Смятение энтузиазма – характерная тема многих романтических произведений, в том числе и у Людвига Тика. Молодой художник размышляет над тем, сможет ли он в действительности всю свою жизнь положить на алтарь искусства, стоит ли это делать, «ведь рано или поздно упоение юности пройдет» (с. 98), идеи, кажущиеся совершенными в молодости, в зрелости покажутся нелепыми. Герой и на этот раз отказывается от заманчивого предложения, но в данном случае неясно, что движет им: преданность любимому ремеслу или любовь к таинственной незнакомке? В своем романе Тик объединяет эти понятия, ибо жизнь художника, человека искусства, немыслима без возвышенного, недоступного женского образа, то есть без любви.

Любовь, поиск возлюбленной – вторая внутренняя цель путешествия Франца Штернбальда. Прекрасный образ, хранимый в памяти, запечатленный на маленьком клочке бумаги, волнующий сердце, движет героем и его поступками изнутри. Он часто представляет свою возлюбленную в мечтах рядом с собой, видит ее в других женщинах, изображает ее в своих картинах, она является для художника источником вдохновения, музой, которая воодушевляет всех романтиков. Своими переживаниями Франц делится с Себастьяном в письмах:

«Каким-то прямо-таки чудодейственным образом, уж не знаю, дар ли это небес или колдовство, - фантазию мою всецело занимает тот ангельский образ, о котором я так часто тебе говорил. Как не подивиться! Фигура, взгляды, очертания губ, все это стоит передо мной отчетливо, и с то же время неопределенно, ибо тут же превращается в смутное мимолетное видение, которое я тщусь удержать, страстно раскрываю объятья чувств и воспоминаний, чтобы заключить его в свое достояние.» (с. 107). Несомненно, герой любит прекрасную незнакомку всем сердцем, но не всегда остается ей верен: заигрывает с Ленорой и Лаурой во Флоренции, с головой окунается в любовное приключение с очаровательной Эммой, которая в какой-то момент затмевает своим земным обаянием возвышенный образ. Все же художник не отрекается от своей возлюбленной, ибо любовь является тем духовным началом, без которого творчество не возможно.

Заключение

Тема пути, дороги проходит через всю романтическую культуру, романтизм всецело сосредоточен на пути, путь для него совершенно естественен. Большинство героев романтических произведений, как и Франц Штернбальд, - люди дороги, странствия, путешествия; но внешнее путешествие есть одновременно путешествие внутреннее, духовное; в физическом движении воплощено движение духа.

Первопричиной любого странствия в романтической культуре является томление, томление отдельной личности, наполняющее сознание вечным движением, стремлением к воплощению, к совершению, выводящее человека на дорогу. Герой Тика же, будучи художником, обречен на томление, на вечный поиск, на вечное скитальчество. Ф.П. Федоров в своей монографии, посвященной художественному миру романтизма пишет, что путь в романтизме приобретает сакральный характер, так как с одной стороны «имеет сакральные цели – бесконечное, Царство Божье, Золотой век, но с другой стороны, он мыслится как нечто непременное, общеобязательное, как внутренний закон»[11] Он также пишет: «странствие Штернбальда - это внедрение бесконечного и одновременно его усвоение, Штернбальд явлен одновременно как объект мира и как его субъект, как воспитанник и воспитатель»[12]. Таким образом в процессе своих странствий Франц Штернбальд усваивает незримое, учится в конечном видеть бесконечное, в земном божественное. Его путешествие – это органическое постижение бесконечного, приобретение мистического взгляда на мир, школа жизни; это путь вдаль, являющийся одновременно дорогой вверх. Штернбальд покидает Нюрнберг не свершившейся, а потенциальной личностью, а только в процессе странствия-жизни потенциальный художник, потенциальная личность становится личностью, человек – мировым человеком, ученик – учителем. Странствие – обретение универсальности, целостности, без которой художник немыслим.

Библиография

1. 1.Тик Л. Странствия Франца Штернбальда / Л. Тик. – М.:Наука, 1987. -360с.

2. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л.: Изд-во «Худож. лит.», 1973. – 568 с.

3. Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: Диалог художественных форм. / А. Б. Ботникова – М.: Аспект Пресс, 2005. – 351 с. – (Золотая коллекция).

4. Грешных В.И. Художественная проза немецких романтиков: формы выражения духа. – Автореф. дис. … д-ра филол. наук / Грешных Владимир Иванович – (http//www/disertation.narod.ru/avtoref3.htm)

5. История зарубежной литературы 19 века. Учебник / А.С.Дмитриев [и др.] – М.: Высшая школа, 2000. – 559с.

6. Михайлов А.В. О Людвиге Тике, авторе «Странствий Франца Штернбальда» / А.В. Михайлов // Л. Тик. Странствия Франца Штернбальда. – М., 1987. – С.279-340.

7. Тик Л.И. Биография / Л. Тик // Энциклопедия Кругосвет – (http//www.krugosvet.ru/articles/50/1005076/htm).

8. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время / Ф.П. Федоров – Рига: Зинатне, 1988. – 456с.


[1] Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время / Ф. П. Федоров – Рига., 1988 – С. 20.

[2] Ботникова А. Б. Немецкий романтизм: Диалог художественных форм / А. Б. Ботникова – М., 2005 – С.38.

[3] Берковский Н. Я. Романтизм в Германии / Н. Я. Берковский – Л., 1973 – С. 20.

[4] История зарубежной литературы 19 века. Учебник / А.С.Дмитриев [и др.] – М., 2000. – С.263.

[5] Берковский Н. Я. Указ. соч. – С. 208.

[6] Берковский Н. Я. Указ. соч. – С. 208.

[7] Тик Л.И. Биография/ Л. Тик // Кругосвет – (http//www.krugosvet.ru/articles/50/1005076.htm).

[8] Тик Л. Странствия Франца Штернбальда / Л.Тик – М., 1987. – С. 6. Далее цитируется по этому изданию. Указание на страницу дается в тексте работы в скобках.

[9] Михайлов А.В. О Людвиге Тике, авторе «Странствий Франца Штернбальда» / А.В. Михайлов // Л. Тик. Странствия Франца Штернбальда. – М., 1987. – С.286

[10] Грешных В.И. Художественная проза немецких романтиков: формы выражения духа. – Автореф. дис. … д-ра филол. наук / Грешных Владимир Иванович – (http//www/disertation.narod.ru/avtoref3.htm)

[11] Федоров Ф. П. Указ. соч. – С.92.

[12] Федоров Ф. П. Указ. соч. – С.91.