2.1 “Паломничество Чайлд-Гарольда”
В 1812 году появляются первые две песни лироэпической поэмы "Паломничество Чайлд-Гарольда". Что такое для Европы 1812 год? Он был ознаменован историческими событиями, великими потрясениями, как политическими, так и духовными. В Англии в этот период, время наполеоновских войн, усилились реакционные тенденции, начались репрессии против демократических движений и ирландцев. Ухудшалось экономическое положение страны, начинались выступления рабочих, континентальная блокада влекла за собой усиление консервативных тенденций. В Европе в это время происходят кровопролитные бои с Наполеоном, мир находится на грани кардинальных преобразований. Вот в такой напряженный момент и выходит поэма Байрона “Чайлд-Гарольд”.
Эта поэма произвела огромное впечатление не только на английскую публику, но и на мыслящих людей всей Европы. За 1 год она выдержала несколько переизданий, что неудивительно, ведь здесь поэт затронул самые наболевшие вопросы своего времени, отразил настроения разочарования, опасения за будущее, выразил неприятие захватнической войны и тирании.
Итак, герой Байрона, Чайлд-Гарольд, покидает родовое поместье, Англию и отправляется в странствие, в надежде на новые впечатления, утомленный и разочарованный жизнью, чувственными удовольствиями которой он пресыщен, несмотря на свою юность. Перед нами с первых строк предстает человек, изверившийся в людях, испытавший разочарование в любви, одолеваемый охотой к перемене мест.
Но вдруг, в расцвете жизненного мая,
Заговорило пресыщенье в нем,
Болезнь ума и сердца роковая
(I,4)
Под маской его напускного равнодушия таится глубокая душевная драма, страстная и живая натура.
Но в сердце Чайльд глухую боль унес,
И наслаждений жажда в нем остыла,
И часто блеск его внезапных слез
Лишь гордость возмущенная гасила.
(I, 6)
Чайлд-Гарольд путешествует по Португалии, Испании, Албании, Греции, повсюду становясь очевидцем политических конфликтов, национально-освободительных движений. В третьей и четвертой песнях, написанных уже после изгнания Байрона из Англии (1817 г.) и относящихся к более зрелому периоду творчества поэта, образ Чайлд-Гарольда постепенно растворяется в лирическом герое поэмы.
В дни молодости пел я об изгое,
Бежавшем от себя же самого,
И снова принимаюсь за былое,
Ношу с собой героя своего…
(III, 2)
Описывая путешествие Гарольда по Бельгии, Байрон предается тягостному раздумью о будущем человечества. Поражения Наполеона при Ватерлоо в 1815 году он расценивает как трагедию – жертвы, принесенные народами для сокрушения тирана, повлекли за собой новую деспотию и реакцию, установившуюся в Европе после Венского конгресса.
Но мир на самом страшном из полей
С победой получил лишь новых королей
(III, 17)
Однако герой – лишь пассивный наблюдатель, он не принимает участия в событиях, происходящих вокруг него. Тем не менее, поэт не делает своего героя безликим, мы можем судить о его личности и о его внутреннем состоянии. Индивидуализм, ведущий Гарольда к постоянному одиночеству, сочетается в душе героя с непримиримым протестом против всякого гнета, разочарованием в существующих идеалах, стремлением познать неизведанное, понять себя и окружающий мир.
Это дает нам основание предположить, что черты типичного байронического характера, воплотившиеся позднее и в Каине, проявлялись уже в раннем творчестве Байрона. Причиной этому послужили, видимо, как личные переживания поэта, так и общие настроения того времени.
Следующим важным этапом в формировании образа Каина стал цикл так называемых ‘Восточных’ поэм Байрона, написанных в необычайно короткие сроки, с1813 по 1816 год.
2.2 Восточные поэмы
Окружающая поэта действительность подтачивала классицистические идеалы, которых он в некоторой мере продолжал придерживаться, порождало романтический протест Байрона против вселенной, в которой попираются законы здравого смысла, заставляло его бунтовать против всякой регламентации в частности – в области художественного творчества. Бунт этот в первую очередь проявляется в новом типе героев, противостоящих миру зла и несправедливости, которую они, увы, бессильны победить.
Обстоятельства, как и всегда в романтических произведениях, оказываются сильнее их, и они несут вечное бремя отчаяния и страдания. Здесь мы видим черты уже во многом типические, лежащие в основе байронического характера и присущие в дальнейшем образу Каина.
Если рассматривать Восточные поэмы (а это поэмы “Гяур”, “Абидосская невеста”, “Корсар”, “Лара”, “Паризина”, “Осада Коринфа”) подробнее, то стоит остановиться на некоторых из них, так как образы главных героев в них схожи по вышеперечисленным признакам, хотя, несомненно, каждый из них создан с художественной неповторимостью, присущей перу великого поэта.
В Восточных поэмах углубляется конфликт героя с обществом. Например, в поэме “Корсар” Байрон подчеркивает, что не природа создала героя преступником, а обстоятельства поставили его в это положение.
Оттолкнут, оклеветан с юных дней,
Безумно ненавидел он людей.
(I, XI)
Он средь людей тягчайшею из школ –
Путь разочарования прошел (I, XI)
Отступая от классицистических традиций, поэт рисует противоречивый образ, в котором сочетаются нежность и жестокость, крайний индивидуализм и жертвенность, благородство и преступность, меланхолическая пассивность и необузданная энергия. Например, в описании Корсара
Нет злых вполне. И он в душе таил
Живого чувства уцелевший пыл;
(I, XII)
Он был преступен - мы его клеймим! -
Но чистой был любовью он палим;
Ее одну, последний дар, не мог,
В душе холодной заглушить порок!
(I, XIII)
Главный герой – корсар Конрад изображен автором фигурой глубокой и неоднозначной, разительно отличающейся от героев классицистических поэм, где добро и зло четко обозначены. В Восточных поэмах в целом и в “Корсаре” в частности отражаются сомнения автора в справедливости мироустройства, приводящие героев к трагическому концу. В романтической обстановке (морские сражения, спасение наложницы султана, пленение Конрада) показана обреченность героя, сочетающего в себе доброе злое начало и его неспособность реализовать свои положительные качества в жестоком и несправедливом мире. В отличие от предшествующих “Корсару” поэм “Восточного” цикла, личность героя раскрывается перед нами через различные критические ситуации, с которыми он сталкивается в течение поэмы.
Не менее сложны и герои других Восточных поэм. По мысли Байрона, именно лучшие их качества – твердость духа, сила привязанностей, поднимает их на восстание против общества, не приемлющего эти выдающиеся личности. Однако восстание против общества возможно лишь через преступление, искажающее благородное начало в их душах. Образ Конрада последовательно усложняется в последующих за ним поэмах “Лара”, “Осада Коринфа” и “Паризина”.
Отвращение к реакции и ограничению свобод, прославление гордого и одинокого борца против тирании закона и обычая, защита чувства, торжествующего над мещанской умеренностью, атмосфера таинственной печали и нечеловеческого накала страстей – вот черты, поразившие читателей поэм Байрона.
Все поэмы Восточного цикла объединены мотивами обреченности исключительной личности во враждебном человеку мире, а также борьбе с любого рода деспотией. Эти темы получат развитие в последующих произведениях Байрона, в частности в “Каине”. Забегая вперед, отметим, схожесть героя мистерии “Каин”, например с Конрадом – будучи людьми мыслящими и стремящимися к добру, оба героя приходят в итоге к трагическому финалу, причиной которому их исключительность и несовершенство окружающего мира.
2.3 “Манфред”
В 1817 году великий английский поэт навсегда покинул свою Родину, унося в душе печаль и горькую обиду изгнанника. С этого переломного момента в жизни Байрона начинается второй период его творчества, на протяжении которого были созданы поразительные по глубине и художественной силе произведения. Рассмотрим одно из них, наиболее важное для развития образа Каина. Это – драматическая поэма Байрона “Манфред”.
Прежде чем переходить к обзору ”Манфреда” стоит сказать несколько слов о драматургии Байрона вообще. Байрон увлекался театром с юных лет, в последствии, как мы видим это из его биографии, он был близок к театру Друри-Лейн, где близко познакомился с театральной жизнью. Это не могло не вызвать у него желания написать что-нибудь для сцены. Однако, фактически все драматургические произведения, которые он создал, не предназначались, по его собственному мнению, для постановки в театре. По-видимому, это было связано, как с особенностями его творений, во многом новаторских, так и с обстановкой на английской сцене того времени. Светская публика, наверное, была ещё не готова воспринять глубокий социально-философский смысл произведений Байрона, и тот опасался, что реакция подобного рода публики вызовет в нем только “страдание, усиленное еще сомнениями в компетентности зрителей и сознанием своей неосторожности в выборе их своими судьями" (предисловие к “Марино Фальеро"). Создавая свои произведения, Байрон испытывал сильное влияние классицизма, которое особенно ярко выражено в таких драмах, как “Марино Фальеро”, “Сарданапал” и “Двое Фоскари”. Поэт сам говорит о своей приверженности принципу трех единств и другим классицистическим принципам в предисловии к драме “Марино Фальеро”. Любопытным образом эта группа произведений, написанных примерно в один период, сосуществовала с другой, принципиально отличающейся от неё – “Манфредом”, “Каином”, мистерией “Небо и земля”, созданными в вольной романтической форме.