Бежиткурочка с ведром -
Заливатькошкин дом.
Чащедругих встречаются прибаутки про козу и сороку:
-Ты коза, коза, коза,
Лубяныеглаза,
Где,коза, была?
-Жеребят пасла.
-Где жеребята?
-В гору ушли…
Самойпопулярной О.И. Капица считает сказочку о курочке-рябе и приводит следующийвариант, записанный ею в Новгородской губернии:
Быласебе курочка рябенька,
Снеслаяичко беленько,
Дедушкабил, бил - не разбил,
Бабушкабила, била - не разбила,
Толькомышка-норушка
Ударилахвостиком и разбила.
Дедплачет, баба плачет,
Курочкакудкудахчет,
Амышка-норушка
Шмыгв норку и - ушла, ушла, ушла.
Животныечасто совершают несвойственные им действия, они поют, плачут, играют намузыкальных инструментах, занимаются хозяйственными делами. Нередко встречаютсяи фантастические образы.
Приписываниеживотным необычных свойств приводит к появлению нетрадиционных ситуаций:
Танцеваларыба с раком,
Апетрушка - с пастернаком,
Ацибуля - с чесноком,
Краснадевка - с казаком,
Аморковка не хотела,
Потомучто не умела.
Содержаниепроизведений определено М.Н. Мельниковым следующим образом: прибаутка «призванамаленький, замкнутый мирок ребенка превратить в «разомкнутый» и бесконечноразнообразный мир, подвести ребенка к пониманию социальных проблем, классовыхотношений и некоторых философских категорий».
Классификацияразновидностей предложена М.Н. Мельниковым. Он относит к прибауткам короткиепесенки (без элемента комического):
Нашадоченька в дому,
Чтооладушек в меду,
Чтооладушек в меду,
Сладкояблоков саду.
Прибауткивторой группы названы исследователем прибаутками-шутками, таковыми он считаетпесенки, в которых говорится о нечистой силе, животных и насекомых, занятыхповседневной работой:
Кикиморкана печке
Ширинкушьет,
Петухв сарафане
Овестолчет.
Курочкав сапожках
Избушкуметет,
Блохана пороге
Отриноги.
Исследовательтакже отмечает диалогические прибаутки, прибаутки-притчи, прибаутки-приговорки.Он видит сходство между ними в построении сюжета по вопросно-ответной схеме,тяготении к стихотворной организации текста (мерность строк, повторы, иногдарифма, ассонансы).
Содержаниеприбауток обусловило и их особенности: «динамично развивающийся сюжет,употребление формул («Как у бабушки козел», «Жили-были», «В некоторомцарстве»), ограниченный круг действующих лиц, простота фабулы, примитивностьпостроения, незамысловатость словаря, четкость синтаксиса».
Можнотакже отметить использование риторических вопросов и обращений, обуславливающихособую манеру исполнения, повторы, приемы звукописи, смежную рифмовку. Часто«сказочки» создаются в стихотворной форме:
Хорош,хорош дворец,
Соломенныйкрылец.
Живетстарик да бабушка,
Паренекда девушка,
Коровушкас теленочком,
Лошадьс жеребеночком
Дасемь овечушек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фольклор ввоспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет вопределённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм,уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоениеморально-нравственных норм поведения в обществе.
Приобщениеребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основныепонятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения впоколение, развивая и обогащая мир ребёнка.
Колыбельныепесни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрамизаключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольноговозраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержатширокий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которыеблизки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например,"заинька".
Грамматическоеразнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строяречи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать этипесни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образкота. При чем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К томуже положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом,делают это освоение более успешным и прочным.
Колыбельная,как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большиевозможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особаяинтонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленныйтемп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания,осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельнаяпесня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательныхвозможностей.
Потешкиявляются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развиваячувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтическойречи и формируем интонационную выразительность его речи.
Созданныйнародом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой.Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народныхигр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению роднойречью. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослыйзадает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационнымидвижениями. В процессе игр – забав не только развивается речь, но и мелкаямоторика, что готовит руку ребенка к письму.
Фольклор материнства и детстваявляется уникальным средством для передачи народной мудрости детям на начальномэтапе их развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. АникинВ. П. Фольклор как коллективное творчество народа. М., 1969 год.
2. КапицаФ. С. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов / Ф. С.Капица, Т. М. Калядич. – Флинта: Наука, 2002 год.
3. КравцовН. И. Проблемы славянского фольклора. М., 1972 год.
4. ЛойтерС. М., Неелов Н. М. Современный школьный фольклор: Пособие-хрестоматия. –Петрозаводск, 1995 год.
5. Русскоеустное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие /Сост. Ю. Г. Круглов, О. Ю. Круглов, Т. В. Смирнова; под ред. Ю. Г. Круглова. –М.: Высш. шк., 2003 год.