Позади — голодный пес,
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Иисус Христос.
Поэма «Двенадцать» на долгие годы стала хрестоматийным олицетворением революции, а ее создатель — большевистским поэтом. Сам Блок не был столь категоричен в оценке этого произведения. Будучи символистом, он и в этой поэме остался верен себе.
3.6 Контрастное изображение двух миров
Контрастное изображение двух миров:
— Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались — поколочу!
Поэма построена на антитезе — противопоставлении двух цветов — белого и черного, двух миров — старого и нового.
Черный вечер.
Белый снег. Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем Божьем свете.
Блок пытается художественно осмыслить и передать в образах те грандиозные свершения, которые творились в те дни на его глазах. Драматическое и напряженное противостояние двух миров он изображает предельно правдиво, не стараясь давать оценку происходящему. Многие очевидцы боятся революцию, проклинают, ждут еще худших времен.
Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос
. А это кто? Длинные волосы
И говорит вполголоса:
— Предатели! — Погибла Россия!
Должно быть, писатель — Вития...
...ветер веселый
И зол, и рад...
Это скорее символ перемен, сметающий все ненужное, искусственное и наносное. От северного ветра трудно спрятаться и удержаться на ногах. Он настигает и сносит. Лишь двенадцать могут противостоять напору стихии, потому что сами так же неуправляемы, неудержимы в своей ненависти и непримиримости к старому миру.
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба...
Товарищ! Гляди
В оба.
Блок не старается приукрасить своих героев, они реальные люди, их душе близка разбойная вольница.
В зубах — цигарка, примят картуз.
На спину б надо бубновый туз!
И революция, по словам поэта, «...это не идиллия». В стихийном движении вперед она сметает на своем пути правых и виноватых, случайной и ненужной жертвой становится Катька, убитая своим любовником Петрухой. Да, жертвы неизбежны и, как правило, нелепы. Несчастный убийца даже погоревать толком не может. Его революционные товарищи сердятся неуместности горя бойца: — Ишь, стервец, завел шарманку.
Что ты, Петька, баба, что ль? —
Верно, душу наизнанку
Вздумал вывернуть?
Изволь! —
Поддержи свою осанку! —
Над собой держи контроль! —
Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Поэма во многом символическая. Блок описывает реальные события и лица, но не может отказаться от намеков, домыслов, пытаясь максимально точно выразить тот образ, который существует в его воображении, восприятии этого стихийно рождающегося из хаоса нового мира. Не поэтому ли в заключение поэмы впереди двенадцати появляется Иисус Христос — символ святости революции? Правда, сами бойцы далеки от такого понимания своего дела, стреляют «пулей в Святую Русь». И опять появляется символ старого мира — шелудивый пес. Он неотступно идет за патрулем. Они соединены незримой нитью, эту связь трудно уничтожить в единый миг. Концовка поэмы самая необъяснимая и загадочная. Эти двенадцать идут, ведомые Иисусом, в незримую тьму. Что она им сулит?
Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового мира со старым. Эта особенность восприятия поэтом революции и отразилась в его поэме "Двенадцать".
Известно, что Александр Блок был одним из талантливейших поэтов-символистов. Революция представляется в виде ветра, ветра перемен, сносящего все старое и несущего новую жизнь:
Черный вечер.
Белый снег. Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем Божьем свете.
Символы являются в поэме основным средством изображения. Они многообразны и различны, и все глубоки по смысловой нагрузке. Например, старый мир Блок сравнивает с безродным псом:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Старый мир представлен в поэме еще несколькими образами-символами: барыней в каракуле, старушкой, невеселым "товарищем попом", "писателем, витией".
Надо сказать, что символика поэмы "Двенадцать" не только образная, но и цветовая. Черный вечер, черное небо и "черная, черная злоба в груди" - эти символы помогают нам со всей остротой представить, какая злоба накопилась у тех двенадцати, которые идут по улице. Черный цвет говорит нам и о жестокости замыслов этих людей, которые готовы из-за своей ненависти на все. Души двенадцати черны, пусты и холодны.
А белый снег - это символ новой жизни, очищения. И, что обращает на себя внимание, он падает с черного неба, из черных туч. Это тоже глубоко символично. Поэт хочет сказать, что новая жизнь придет из самых "черных" глубин. Из тех глубин душевной пустоты двенадцати, которым "ничего не жаль". Белый цвет используется Блоком для выражения его мысли о способности революции очистить старый мир от всего грязного - поэт в это искренне верил.
Блок показывает и двойственность поступков двенадцати. С одной стороны, они идут к новой жизни, к справедливой расправе с "шелудивым псом", с другой стороны, их руки омыты кровью реального человека. Бессмысленное убийство Катьки - еще одно подтверждение полной душевной опустошенности. "Эка тьма!" - говорит один из них. Тьма - это тоже символ, символ тьмы безверия. Недаром они радостно скандируют: "Свобода, эх, эх, без креста!" Что же это за свобода?
Запирайте этажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!..
Ужъ я ножичком
Полосну, полосну!..
Ты, лети, буржуй, воробышком.
Но почему же тогда "В белом венчике из роз - впереди - Иисус Христос"? Этот символ поэмы наиболее сложный. Гумилев, обсуждая с Блоком эту тему, выразил мнение, что это место в поэме кажется ему "искусственно приклеенным". Блок же на это ответил: "Мне тоже не нравится конец... Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос. Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа". Одни связывают присутствие в поэме этого символа с оправданием Блоком революции, другие, напротив, утверждают, что он хотел предупредить о ее страшной разрушительной силе. Как бы то ни было, Александр Блок при помощи символа Христа - Бога и посланника Бога, напоминает нам о вечных ценностях - добре, красоте, любви. Они не должны быть забыты людьми в угоду даже самым справедливым социальным деяниям.
Роль символов в поэме Блока "Двенадцать" очень велика. Если их обобщить, мы глубже проникнем в смысл поэмы - это не только борьба нового со старым, но и более широко - противостояние света и тьмы, добра и зла.
Символы позволяют нам также более явственно почувствовать описанные поэтом события. Удачное художественное воплощение в поэме революционных событий поставило это произведение Блока в ряд наиболее ярких и правдивых произведений, посвященных этой тематике.
4. Заключение:
4.1 Выводы:
Таким образом, становится понятно, что литературная символика способна тонко выразить симпатию к герою или личный взгляд автора на что-то важное. Блок использует ее во всей полноте, делая ссылки на произведения других писателей или оперируя понятными без всяких пояснений образами, такими, как цвет, стихия ветра. Поэма «Двенадцать» полна загадок и откровений, она заставляет задумываться над каждым словом, каждым знаком с целью правильно расшифровать его. Это произведение хорошо иллюстрирует творчество Александра Блока, по праву занимающего свое место в ряду знаменитых символистов.
Кто эти двенадцать? Куда они идут? И почему впереди всех этот странный «Иисус Христос» в белом венце из роз и с красным флагом? Блок позволяет читателям самим разобраться в этом, а в заключительной части он собирает вместе все самое важное и помогает нам проникнуть взглядом сквозь вьюгу и мглу, чтобы мы поняли Тайну.
Блок, вероятно, предвидел еще большие жертвы и потери и оказался провидцем. Двадцатый век принес России огромные испытания, которые потребовали от страны напряжения всех душевных и физических сил.
5. Список используемой литературы:
1. Дудин М.А.; Ветер времени; Ленинград; 1980г.;
2. Авраменко А.П.; А.Блок и русские поэты XIX века; Москва; 1990г.;
3. Венгров Н.; Путь А.Блока; Москва; 1963г.;
4. Громов П.; А.Блок, его предшественники и современники; Москва, Ленинград; 1966г.;
5. Долгополов Л.К.; Поэмы блока и русская поэма конца XIX – начала XX веков; Москва, Ленинград; 1964г. (стр. 129-136; стр. 145-181);
6. Максимов Д.; Поэзия и проза А.А.Блока; Ленинград; 1975г. (стр. 6-143);
7. Рублёв С., Давыдова Ю.; Своеобразие поэмы «Двенадцать»; Ростов-на-Дону; 2002г.;
8. Жирмунский В.М.; Поэзия А.Блока; Петербург; 1922г;
9. Чуковский К.; Блок как человек и поэт; Петербург; 1924г;
10. Бекетова М.; Александр Блок; Ленинград; 1930г.
11. Бак Д.П., Шкловский Е.А.; Словарь-справочник; Москва; 2003г;
12. Немеровская О., Вольпе Ц.; Судьба Блока; Ленинград; 1930г.;
13. Мясников А.С.; А.А.Блок; Москва; 1949г;
14. Орлов В.; Александр Блок; Москва; 1956г.;
15. Орлов В.; Поэма А.А.Блока «Двенадцать»; Москва; 1967г. (2 изд.).
16. А.А.Блок; «Двенадцать»; Москва; 1983г
[1] Косой четырехугольник (красный или желтый), нашивающийся сзади на куртки каторжников.