Смекни!
smekni.com

Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" как источник по борьбе с религией в СССР в 1930-е гг (стр. 3 из 3)

Начало «большого террора» оборвало подобные чаяния. Булгакову стало ясно, что его произведение не увидит свет при его жизни. Однако, в отличие от своего героя, писатель не впал в отчаянье. Человек трезвомыслящий и бывший в фаворе у Сталина, он не строил иллюзий – знал, что «высокая» милость в мгновение может превратиться в свою противоположность. Булгаков писал «в стол», для потомков, понимая, что случиться с ним может все, независимо от содержания его произведений (и зная о своей смертельной болезни).

Он писал о Мастере, о человеке, органически не способном врать и лукавить. Творчество для Мастера - это возможность донести до современников не просто свой взгляд на историю Иешуа и Понтия Пилата, но и обратить внимание на непреложные нравственные нормы, без которых жизнь становится бессмысленной.

Итак, из вышесказанного следует, Мастер «вышел в жизнь» и убедился в том, что:

- Что его роман - вызов всей идеологии тоталитарного советского государства, в основе которого лежит атеизм.

- Что писательская среда – это не братство служителей муз, а передовой отряд ВКП(б) на идеологическом фронте.

- Что роман его не будет издан отнюдь не по злому умыслу какого-то критика (вроде Латунского).

- Что опасность ареста после призыва «ударить по пилатчине» - вовсе не плод больной фантазии. Так, призыв «ударить по воронщине» (не выдуманный, а вполне реальный) в конце концов закончился гибелью старого большевика и знаменитого критика А. К. Воронского.

Вот почему Мастер и Маргарита ожидают катастрофы, вот почему Мастер не выносит одиночества и шорохов в ночи, не дает о себе знать своей любимой (страх навредить был неодолим в то время), а сама Маргарита даже не разыскивает Мастера (что вроде бы странно с точки зрения современного человека). Если он на свободе, то, обращаясь в официальные инстанции, она его выдаст, а если нет – то и обращаться бесполезно, ведь в формальном родстве они не состоят. В такой жизни Мастеру места не было. К тому же, сам Булгаков отлично знал, что в обществе Шариковых и прочих воинствующе невежественных безбожников Мастера ждала бы еще одна беда – будь роман даже напечатан, очень мало людей смогли бы его понять. И, возможно, к счастью, «Мастер и Маргарита» был напечатан в журнале «Москва» только в 1966 г., на исходе «хрущевской оттепели», когда сформировалось совершенно иное поколение, и потому был воспринят с восторгом и благодарностью.


Заключение

На основе вышесказанного я берусь утверждать, что мои тезисы верны и что можно сделать выводы о том, что:

1. Марксизм-ленинизм, единственная допустимая в СССР идеология несовместима с религией, а любое отклонение от нее жестоко пресекалось. Именно это послужило главной причиной трагедии Мастера.

2. Масштабы идеологической обработки масс, заключавшейся в изоляции от неугодной власти информации, насильственном навязывании коммунистической идеологии (атеизма в частности) были беспрецедентны. Это привело к описанной М. А. Булгаковым атмосфере нетерпимости и отказу от самостоятельного мышления.

3. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - бесценный свидетель эпохи, исторический источник, дающий нам возможность не только понять, но и почувствовать атмосферу 30х годов, описанную большим писателем, который видел и понимал многое из происходившего.

В рамках этого исследования мне не представилось возможности рассмотреть отношение М.А. Булгакова к такой важной проблеме, как свобода в религиозно-философском и политическом смысле этого понятия, хотелось бы продолжить изучение данной темы.


Ссылки

5. Булгаков М.С. «Мастер и Маргарита»

6. Там же

7. Там же

8. Цитируется по: Ленин В.И, собрание сочинений , т.14,м,1§47,с.87

9. Там же с. 87.

10. Там же с. 328 – 329.

11. История Коммунистической партии Советского союза,т.2,М,1966,с.291

12. Энциклопедия для детей. История России XX век. «АвантаМ,1999 г. , с 444.

13. Есенин С.А. Материалы к биографии. М,1992г.,с. 46,47,52,54,62,80.

14. Там же с.371

15. М.С. Булгаков «Мастер и Маргарита»

16. Есенин С.А. Материалы к биографии. М,1992 г. ,с.371

17. История коммунистической партии Советского Союза т.4 ,кн . 2 ,М. ,1971 г.

18. Эренбург И.Г. «Люди,годы,жизнь»,кн.3 и 4 ,М .,1963,с.423

19. Там же с.428

20. Коэн С. « Бухарин. Политическая биография . 1888-1938» М.,1988 г. С 423.