Смекни!
smekni.com

Русь "помещичья", "Русь народная" в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" (стр. 3 из 6)

Гоголевская сатира адресована противоречиям самой действительности. Деградирующие сословия общества четко очерчены в разных группах персонажей: уездное дворянство, губернское чиновничество и дворянство, предприниматели нового типа, дворовые, слуги, крестьяне, столичное чиновничество и дворянство. Гоголь обнаруживает блестящее художественное мастерство, находит остроумные приемы разоблачения "антигероев": говорящие детали внешнего облика героя, соотнесение его с определенным типом человека.

Поэма "Мертвые Души" - гениальная сатира на крепостническую Русь. http://www.kalitva.ru/2007/11/28/print:page,1,sochinenie-mertvye-dushi-n.v.-gogolja.html - #Сатирически рисуя помещичье-чиновничью Русь, Гоголь наполняет про­изведение колоссальным общечеловеческим содержанием. С первой главы появляется, а затем разрастается и усилива­ется мотив дороги. Нарисованная сначала в сниженно-бытовом плане дорога затем приобретает значение образа-симво­ла — пути, по которому несется Русь навстречу своему великому, хотя неясному будущему.

В поэму входят карти­ны бескрайних просторов России, бесконечных степей, в ко­торых есть где разгуляться богатырю. Сатира в произведении Гоголя сочетается с глубоким лиризмом, потому что это про­изведение не только о шести помещиках, о десятке чиновни­ков, об одном приобретателе, даже не о дворянстве, народе, зарождающемся сословии дельцов, — это произведение о России, о ее прошлом, настоящем, будущем, о ее историче­ском предназначении.

Посмотрим на тех помещиков, в гостях у которых побывал Чичиков.

Первым таким помещиком был Манилов. Гоголь так передает впечатление Чичикова о Манилове: "Один бог разве мог сказать, какой характер у Манилова. Есть род людей, известных под именем люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур передано сахару". Манилов слезливо благодушен, лишен живой мысли и настоящих чувств.

Шаг за шагом Гоголь неумолимо обличает пошлость пошлого человека, иронию постоянно сменяет сатирой: "На столе русские щи, но от чистого сердца", дети - Алкид и Фемистоклюс, названы именами древнегреческих полководцев в знак образованности родителей.

Манилов самозабвенно мечтает о "благополучии дружеской жизни", строит фантастические планы будущих усовершенствований. Но это пустой фразер; у него слова расходятся с делом. И мы видим, что в описании хозяев поместий, их увлечений и интересов, проявляется способность автора несколькими деталями обстановки показать бездуховность и мелочность стремлений, пустоту души. От одной главы к другой нарастает обличительно-сатирический пафос Гоголя.

Второе имение, посещенное Чичиковым, было имение Коробочки. Качества, присущие Коробочке, типичны не только в среде провинциального дворянства. Хозяйка, как ее описывает автор, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки.... Очень долго нашему герою пришлось уговаривать Настасью Петровну продать ему мертвые души. Сначала она удивилась, когда услышала о предмете покупки, но потом даже побоялась продешевить. Эк ее, дубинноголовая какая! сделал для себя вывод Чичиков...

Побывал Павел Иванович и у Ноздрева. Ноздрев, по словам автора, был из таких людей, которые всегда говоруны, кутилы, народ видный. С иронией называет Гоголь его "в некотором отношении историческим человеком, потому что где бы ни был Ноздрев, не обходилось без историй", т. е. без скандала. Кроме того, этот помещик врет и льстит почти по любому поводу, вопросу и на любую тему, например, даже при игре в карты или шашки он жульничает. Характер Ноздрева дает понять, что он может что-то пообещать, но не сделать.

Портрет лихого кутилы сатиричен и саркастичен одновременно. "Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками. Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его". Впрочем, Чичиков замечает, что один бакенбард был у Ноздрева меньше и не так густ, как другой (результат очередной драки).

Таков оказался Ноздрев бесшабашная натура, игрок, кутила. Для Ноздрева любая сделка что-то вроде игры, тут для него нет никаких нравственных преград, как, впрочем, и для всех его жизненных поступков. Например, только приезд к Ноздреву капитана-исправника спасает Чичикова от физической расправы.

Образ Собакевича создан в излюбленной гиперболической манере Гоголя. Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению. Собакевич показался Чичикову весьма похожим на средней величины медведя. Природа недолго мудрила над его лицом хватила топором раз вышел нос, хватила в другой вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши живет! Мебель в доме Собакевича такая же тяжелая, как и хозяин. Он прожорлив, может съесть за один раз целого осетра или бараний бок. В своих суждениях о еде Собакевич поднимается до своеобразной "гастрономической" патетики: "У меня когда свинина - всю свинью давай на стол, баранина - всего барана тащи, гусь - всего гуся!" Хотя тугодум, но своего не упустит.

Наконец наш герой приехал к Плюшкину.

Ирония и сарказм в характеристике Манилова, Коробочки, Ноздрева и Собакевича сменяются гротескным изображением Плюшкина. Он, безусловно, наиболее омертвелый среди "мертвых душ", так как именно в этом герое Гоголь показал предел душевной опустошенности. Он даже внешне потерял человеческий облик. Чичиков не мог понять, какого пола эта фигура. Увидев какую-то странную фигуру, Чичиков сначала решил, что это ключница, но это оказался сам хозяин.

Чичиков "долго не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, который носят деревенские дворовые бабы, только голос показался ему несколько сиплым для женщины: "Ой баба! - подумал он про себя и тут же прибавил: "Ой нет!" "Конечно баба!" Чичикову и в голову не могло прийти, что это русский барин, помещик, владелец крепостных душ.

Чичиков подумал если бы он встретил Плюшкина на паперти, то ...дал бы ему медный грош..., хотя этот помещик имел более тысячи душ крестьян. Жадность его безмерна. У него накоплены огромные запасы, таких запасов хватило бы на много лет беззаботной жизни, но он, не довольствуясь этим, ходил каждый день по своей деревне и все, что попадалось, тащил к себе домой.

Наглость и хамство Ноздрева, его стремление напакостить ближнему все-таки не мешали ему появляться в обществе и общаться с людьми. Плюшкин же полностью замкнулся в своем эгоистическом одиночестве, отрезав себя от всего мира. Ему безразличны судьбы своих детей, его тем более не трогает судьба мрущих от голода крестьян. Все нормальные человеческие чувства полностью вытеснены из души Плюшкина страстью к накопительству. Но если у Коробочки и Собакевича собранные деньги шли на укрепление хозяйства и тратились осмысленно, то маразматическая скупость Плюшкина перешла все пределы и обратилась в свою противоположность. Занятый собиранием всякой дряни, вроде черепков и старых подошв, он не замечает того, что разрушается его хозяйство.

Так закончилась поездка нашего путешественника по имениям помещиков. Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич несмотря на то, что характеры их всех далеко не идеальны, у каждого из них есть хоть что-нибудь положительное. Исключением является, пожалуй, только Плюшкин, образ которого вызывает не только смех и иронию, но и отвращение. Гоголь, благодаря своему писательскому профессионализму и мастерству, как мы видим из вышеизложенного, рассказывает обо всем этом в очень интересной сатирической форме.

Смех Гоголя может быть добрым и лукавым - тогда рождаются необыкновенные сравнения и стилистические обороты, которые и составляют одну из характерных особенностей поэмы Гоголя. Описывая бал и губернатора, Гоголь говорит о делении чиновников на толстых и тонких, причем тонкие чиновники, в черных фраках стоящие вокруг дам, были похожи на мух, которые сели на рафинад. Нельзя не сказать и о совсем небольших сравнениях, которые, как сверкающие бриллианты, рассыпаны по всей поэме и создают ее неповторимый колорит. Так, например, лицо губернаторской дочки было похоже на "только что снесенное яичко"; головка Феодулии Ивановны Собакевич походила на огурец, а самого Собакевича - более на тыкву, из которой на Руси делают балалайки. При встрече с Чичиковым выражение лица Манилова было как у кота, у которого слегка почесывали за ушами. Гоголь использует и гиперболы, например, говоря о плюшкинской зубочистке, которой ковыряли в зубах еще до нашествия французов. Вызывает смех и внешность помещиков, описываемых Гоголем.

Внешний вид Плюшкина, поразивший самого пролазу и лицемера Чичикова (тот долго не мог сообразить, ключник ли перед ним или ключница), повадки -"рыболова-нищего", распустившиеся в душе Плюшкина, - все это удивительно остроумно и смешно, но Плюшкин, оказывается, способен вызвать не только смех, но и отвращение, возмущение протест. Перестает быть забавной эта опустившаяся личность, которую и личностью-то не назовешь. Да разве смешон человек, потерявший все людское: облик, душу, сердце. Перед нами паук, для которого главное заключается в том, чтобы как можно скорее проглотить добычу.