Смекни!
smekni.com

Символика чисел в литературных произведениях (стр. 2 из 4)

Число 28 кратно 7 и 4 , это число Толстой считал для себя священным, счастливым. Он родился 28 августа 1828 года, 28 июня 1863 года родился старший сын Толстого - Сергей. 28 октября 1910 года Толстой навсегда ушел из Ясной Поляны. Писатель отмечал, что число 28 имеет особое значение в математике. Это так называемое совершенное число, которое представляет собой сумму всех своих делителей (1+2+4+7+14), кроме того, 1828 - квазипериод числа е - (Неперова числа); е= 2, 718281828…. Так что в данном случае мы имеем дело с символом, свойственным только одному произведению. Кстати, 28 октября Кутузов с армией перешел на левый берег Дуная и в первый раз остановился, положив Дунай между собой главными силами французов. В этот день мы выиграли сражение. В депеше от 28 ноября император жаловал Андрея Болконского орденом Марии - Терезии 3-й степени. Как видим, Толстой связывает с числом 28 только положительные моменты.

Я думаю, что, выбирая дату, число, автор так глубоко не задумывался о его значении. Но, используя знание нумерологии (как я уже приводил в примерах), можно прийти к выводу, что число действительно связано с жизнью героев и событиями произведения. Сам Толстой знал о религиозном учении масонстве, где широко применялись числа для истолкования событий. Подтверждение этому можно найти в романе (смотрите приложение V).

1.4 А.П. Чехов «Вишнёвый сад», «Три сестры» и А.С. Пушкин «Пиковая дама»

Вся пьеса Чехова «Вишневый сад» пронизана мотивами грусти, утраченности. В пьесе числа, взятые отдельно, казалось бы, предвещают радость, но благодаря трагическому пафосу пьесы они только разочаровывают нас. Анне 17 лет. В древних государствах 17 считалось счастливым числом. Считалось, что любое предприятие, так или иначе связанное с числом 17, пройдет достаточно успешно и закончится благополучно. Но нет … по деревьям любимого сада (символ рая) стучат топоры: бывший крепостной Лопахин покупает сад и разрушает его. Фирсу, старому слуге, 87 лет. 8+7 = 15 (трижды пять - число жизни и любви; четверть от 60-ти - числа бога в Вавилоне). Основных событий жизни Христа и девы Марии было тоже 15 - и Фирс, как и они, тоже обречен на страдания: его оставили одного в этом пропавшем рае. Епидохова дразнит словами: «двадцать два несчастья». В числе 22, по кабалистическому истолкованию, заключена вся полнота мира…. И здесь - несчастья! Также на 22 августа назначены торги, ничего счастливого бывшим обладателям сада не принесшие…

Пьеса «Три сестры» уже в своем названии содержит символику. Кулыгин женат на Марье 7 лет, но, в отличие от Пьера с Наташей, они не обрели полного счастья. Пять лет Тузенбах любил Ирину (пять чувств человека). Пять - нечётное, священное число, символ проницаемости и жизнеспособности, победы духовного над материальным. И читатели искренно надеются, что любовь Тузенбаха преодолеет все преграды.

У Соленого уже третья дуэль, но его не убили (обычно на третий раз наказание постигает человека; вспомним, например, всем известную сказку про пастушка).

«13 за столом, - заметил Кулыгин. - Значит, тут есть влюбленные!» Но 13 за столом можно растолковать, как Тайную Вечерию: 12 учеников и Христос, которого предал один из них, то есть число предвещает что-то нехорошее. Андрей проигрался, Чебутыкин запил, у Солёного - дуэль.

В основном Чехов использует символику чисел для того, чтобы усилить трагическое восприятие произведения. Числа, встречающиеся в произведениях, понятны простому человеку.

Обратимся к Пушкину. В «Пиковой даме» символика, в том числе и чисел, является одним из самых важных средств создания образа. Старой графине 87 лет (8+7=15 =5Х3 = 1+5=6) - священное число, но и зло (6), то есть что-то таинственное и нехорошее, связанное с дьяволом. Вспомним, сколько лет было Фирсу в пьесе «Три сестры» - совершенно различное использование числа! Через три дня после того, как Елизавета Ивановна ответила на записку Германа, он потребовал свидания. Томский думает, что на совести Германа, по крайней мере, три злодейства. Три дня после роковой ночи Герман в 9 утра отправился в монастырь. До третьего дня по умершему читали молитву, а также старались придать его тело земле, но на третий день в 9 утра ее только отпевали - не успели исполнить обычай.…Без четверти три Герман проснулся. Старая графиня против воли пришла исполнить его просьбу: «Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду, но с тем, чтоб ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб всю жизнь уж после не играл» (три и семь - счастливые числа). И графиня не исполнила своего обещания. Вместо туза в третьей, роковой, игре каким-то образом оказалась дама. Ставил Герман 47 тысяч. 4+7=11 число тоже, на первый взгляд, таинственное и счастливое. Но 1+1=2 - число темных сил. «Счастливое» число не принесло Герману счастья, и он оказался в 17 номере. 17 тоже считалось счастливым числом (смотрите о Карамзине). Вот тебе и счастливое!

Символисты выражают мысли и чувства в основном через символы (например, как много значит число двенадцать в одноименной поэме Блока!). Символика у них сложная и витиеватая, с огромным количеством символов-образов, сложных и не всегда понятных. Ввиду этого и ограниченного объёма работы мы не берёмся её разгадывать.

1.5 М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» события московских глав «…повторяют события ершалимских через промежуток ровно в 1900 лет… Временная дистанция в 19 столетий при этом как бы свёртывается, дни недели и месяцы в древнем Ершалиме и современной Москве совпадают друг с другом. Такое совпадение действительно происходит во временном промежутке в 1900 лет, включающем в себя целое число 76-летних лунно-солнечных циклов (а именно 25 - четверть от ста (первого трёхзначного числа), к тому же 2+5=7 - число с особым сакральным смыслом)…- наименьших периодов времени, содержащих равное число лет по юлианскому и иудейскому календарям» (Б. Соколов. Булгаковская энциклопедия. М.,1996).

Даже приводя «сухие цифры», Булгаков наполняет их символическим значением, как бы разбазаривая это средство выразительности направо и налево. Вот тому многочисленные примеры. Берлиоз (то есть то, что от него осталось) лежал на трёх столах. Возле них стояли три человека (три креста на Голгофе символизируют страдания). Желдыбин вызвал из ресторана двенадцать членов правления для обсуждения некоторых вопросов, связанных с прискорбным событием. Двенадцать членов правления - двенадцать апостолов.

Аннушка жила в квартире № 48 (сравните: Латунский, пострадавший от Маргариты, жил в квартире №84). Одна распространяет зло, другой от зла страдает.

Следствие по делу Воланда вели двенадцать человек (двенадцать апостолов). В универмаге Бегемот съел три апельсина, одну плитку шоколада и три селёдки. Всего семь предметов. Как результат – универмаг съеден огнём. Тогда же закончились мучения Понтия Пилата. «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то», - жалела о нём Маргарита. Двенадцать - число гармонии сфер; Пилат отмучился достаточно, наказание снято.

Таким образом, Булгаков использует числа в своём произведении довольно часто, и не всегда они наполнены особым смыслом. Часто он использует числовые подробности, чтоб придать реалистичность повествованию.


Выводы

Можно отметить, что авторы используют символику чисел, чтобы создать и лучше раскрыть образы героев. Толстой и Булгаков используют много числовых подробностей. Несмотря на это, многие числа несут на себе огромную символическую нагрузку, помогая нам лучше понять то или иное событие. Некоторые из них авторы особым смыслом наполнили сами, например, Толстой вводит в свои произведения число 28. Карамзин и Жуковский используют числа для усиления экспрессивности речи, для придания своим произведениям оттенка сказочности, сохранения «старого» стиля. Достоевский использует числа-символы, чтобы подчеркнуть наиболее важные моменты в произведении. В «Пиковой даме» и «Вишнёвом саде» авторы используют «положительные» числа в качестве «отрицательных» символов для того, чтобы ярче показать безысходность или, наоборот, комичность положения, в которое попали герои. Этот приём мы впоследствии увидим у Булгакова.

Русская литература – неизведанный край, где каждый может найти для себя много нового, поэтому эта тема заслуживает внимания и дальнейшего изучения.

Использованная литература.

1. Бидерманн Ганс. «Энциклопедия символов» - пер. с нем. - М.: Республика, 1996г. – 375с.: ил.

2. «Энциклопедия символов, знаков, эмблем» /сост. В. Андреева и др. – М.: Локид; Миф. – 576с.

3. Бауэр Вольфган и др. «Энциклопедия символов»/пер. с нем. – М.: Крон-Пресс, 1998г. – 512с.

4. Энциклопедия символов/Е.Я.Шейнина. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Торсинг», 2003. – 591, [1]с.: ил.

5. Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия/Авт.-сост. д-р ист. наук, проф. В.Э.Багдасрян, д-р ист. наук, проф. И.Б.Орлов, д-р ист. наук В.Л.Телицын; под общей редакцией В.Л.Телицына. – М.: Локид-Пресс, 2003. – 495с.: ил., вкл.

6. Нумерология и судьба-2. - Пер. с англ. - М.: ООО «Мир книги», 2002. – 368с.

7. Б. Соколов. Булгаковская энциклопедия. М.,1996.

8. Сергей Волконский «Быт и бытие».

9. «Введение в литературоведение». Поспелов Г. Н.


Приложение I

Значение часто встречающихся чисел.

3 Священное, счастливое число. Показывает в основном положительные качества: священность совершенного поступка, храбрость и огромную силу, как физическую, так и духовную, важность чего-либо.
6 У разных авторов – разное значение; в основном (Толстой, Достоевский) связано со смертью. Но также используется как «положительный» символ (Жуковский).
7 Священное, счастливое число. В основном связано с человеком, его переживаниями. Всегда обозначает что-то хорошее, часто волшебное и чудесное.
12 Число, обозначающее почти всегда положительные моменты жизни людей. Часто ассоциируется с двенадцатью апостолами (применимо для группы людей). Так как сумма цифр числа – три, используется оно примерно с той же целью.
17 Священное число. Символ гармонии, любовь, совет, расположение. С этим числом обычно связано взросление человека и первая любовь (Карамзин).

Приложение II