В основу романа «Евгений Онегин» легли события, происходящие в дворянской России XIX века, дворянское общество в целом, которое было сословием душе- и землевладельцев. Это и есть эпический жанр. А сама любовная история Евгения Онегина и Татьяны Лариной придает поэме необыкновенную лиричность.
В основу поэмы «Анна Снегина» легли события пред- и послереволюционной России, что придало произведению эпический размах, а рассказ о взаимоотношениях лирического героя с "девушкой в белой накидке" придает поэме проникновенный лиризм. Эти два взаимопроникающих начала становятся определяющими в сюжете поэмы, как, впрочем, и в романе А.С. Пушкина. "Анна Снегина" - это одновременно и "объяснение с женщиной", и "объяснение с эпохой", причем первое явно подчинено второму, ибо в основе поэмы, вопреки ее локальному, именному названию, лежит рассказ о революционной ломке в деревне. При постоянном звучании лирической темы здесь достигнут широкий масштаб изображения народной борьбы и глубокое проникновение в человеческие характеры.
IV. Энциклопедизм произведений.
Энциклопедизм романа в стихах «Евгений Онегин» состоит в умении поэта описывать любое явление несколькими чертами. В.С. Непомнящий справедливо пишет: «Роман «Евгений Онегин» – не только и не столько «энциклопедия» жизни России в первой трети XIX века, сколько русская картина мира: в ней воплощены… представления о мире, жизни, любви, совести, правде, которые выстраданы Россией, всем ее огромным опытом, историческим и духовным, ее судьбой и верой. В романе показаны несколько слоев русского общества того периода: помещики Ларины, московское дворянство, высший свет. Подробно описывается быт того времени, их образование, повседневная жизнь. Образование было поверхностным, "чему-нибудь и как-нибудь", а в необходимый набор знаний входил только французский язык, умение танцевать мазурку, "кланяться непринужденно" и "наука страсти нежной". Мы видим и круг чтения молодых людей того времени: сентиментальные романы и латынь "из моды вышли", и молодые люди увлеклись Адамом Смитом, "певцом Гяура и Жуана" Байроном и другими романтическими авторами, а также романами, в которых "отразился век и современный человек изображен довольно верно". Подробно в первой главе показан распорядок дня молодого повесы: бесцельное прожигание жизни на бульварах, в ресторанах и театрах, на беспечных пирах. Мы видим и одежду главного героя ("надев широкий боливар"), и его кабинет, в котором есть "все, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный и по Балтическим волнам за лес и сало возит нам", подробно описано и меню в ресторанах. Не менее подробно описан и быт поместного дворянства. Пушкин достаточно много времени жил в своем имении Михайловское и хорошо знал жизнь провинциальных помещиков. О жизни крестьян он мог судить по рассказам своей няни Арины Родионовны, чей образ отчасти создал в лице няни Татьяны Лариной. Автор показывает занятия уездных помещиков: их встречи, пиры, праздники, работы, соления грибов, разговоры "о сенокосе, о вине, о псарне и своей родне"; круг чтения: сентиментальные романы и сонник Мартына Задеки. О жизни провинциального дворянства мы можем судить на примере семьи Лариных, занятиям старухи Лариной. Также показана патриархальная Москва. Ее описание очень похоже на грибоедовское, что не случайно. Автор лишний раз хотел подчеркнуть ее патриархальность, верность традициям, консерватизм. Это лишний раз подтверждает слова Белинского о том, что роман Пушкина "Евгений Онегин" - это "энциклопедия русской жизни" первой четверти XIX века.
«Анну Снегину» можно назвать «русской картиной мира» или энциклопедией русской жизни первой четверти XX века. Поэма полна драматических коллизий, связанных с судьбой народа в переломные периоды истории. Здесь мы видим и деревню с помещиками (помещица Снегина – мать Анны), и вражду между жителями этих деревень - крестьянами (села Радово и Криуши), и саму Анну Снегину – важную даму из высшего общества, жену боевого офицера. Крестьяне хотят узнать правду о Ленине, который, как они слышали, борется за то, чтобы отдать крестьянам «без выкупа пашни господ». С.А. Есенин поднимается до подлинного историзма в показе революционных событий. Он свято верит в правоту большевиков, их справедливую борьбу. С этими событиями связаны и судьбы главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, хутор которой во время революции крестьяне "забрали в волость с хозяйками и со скотом"; крестьянина бедняка Оглоблина Прона, борющегося за новую власть и мечтающего скорее открыть "коммуну в своем селе"; старика мельника и его жены - доброй, ворчливой хлопотуньи; рассказчика-поэта, земляка Прона, вовлеченного революцией в «мужицкие дела». Кульминационная сцена поэмы - тревожный, заинтересованный разговор радовских мужиков с поэтом о земле.
В поэме показаны события февраля 1917 года, октябрьских дней и последняя часть поэмы - это описание суровых времен гражданской войны уже в «новой» России. Так же, как и в «Онегине», здесь показан значительный промежуток времени и то, как меняется жизнь, общество, устои, нравы на протяжении этого промежутка.
V. Теперь приступим к сравнительной характеристике главных героев. Для удобства оформим сравнительную характеристику в таблице.
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН | ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОЭМЫ «АННА СНЕГИНА» |
Происхождение героев, образование. Появление их в произведениях. | |
Действие романа протекает в период подъема общественного движения против крепостничества. Пушкин рассказал о судьбе молодого человека, показав разочарованную, неудовлетворенную жизнью натуру, каким является Евгений Онегин. Онегин — представитель передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. По своему происхождению он дворянин, аристократ. Его учили иностранные гувернеры и гувернантки. Сначала его воспитывала “мадам”; потом “monsieur ее сменил”. Француз, “чтоб не измучилось дитя, учил его всему, шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил”. Ученье его было поверхностное, бессистемное. В конце концов, Онегин научился говорить по-французски, танцевать мазурку, кланяться, также знал немного по-латыни. Онегин отличался от молодежи светского общества незаурядностью ума, он мог “без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм”. Евгений Онегин критически относился к действительности, был принципиальным человеком. Каждому человеку в светском обществе он давал свою оценку. После Отечественной войны 1812 года, в год усиления реакции, Онегиным овладела хандра. Покинув светское общество, Евгений хотел заняться полезными делами. «Ему наскучил света шум», и Онегин решил уехать в деревню, где он получил имение от дяди. Любовная линия Так бы и протекала размеренно его жизнь, если бы не встреча с Татьяной Лариной. Несмотря на то что опытный ценитель женских душ сразу разглядел естественность, высокий нравственный уровеньдуши Татьяны Лариной, он долго мучал и терзал девушку. Неприятно было наблюдать за «проповедью» героя, где он откровенно любуется умением говорить правду о себе, о невозможности быть с ним счастливой. Мы увидели неспособность Евгения к серьезному чувству, его эгоизм, жестокость, тщеславие. Мало того, личные амбиции Евгения разрушили жизнь Владимира Ленского, увлеченного легкомысленной сестрой Татьяны – Ольгой. А их сцена дуэли является отвратительной характеристикой Евгения Онегина. Поединок кончается трагически для Владимира. И здесь наш герой словно прозревает: "Онегин с содроганием" видит дело своих рук, как "труп оледенелый" юноши везут в санях. Ленский убит "приятельской рукой". Бессмысленность этого поступка становится очевидной. Дополнят характеристику Евгения Онегина и переживания главной героини – Татьяны Лариной. Девушка начинает вдруг понимать, что Евгений не такой, каким она представляла его в своих мечтаниях. Ветреный эгоист, сердцеед, человек, несущий боль и слезы другим, а сам неспособный сострадать. Татьяна выходит замуж за важного генерала, героя Отечественной войны 1812 года, и уезжает в Петербург. Приехав в Петербург, Евгений встречает уже другую Татьяну - светскую женщину, "законодательницу мод". На наших глазах гордый, надменный, неприступный Евгений становится беспомощным юношей, который безропотно добивается любви неприступной светской красавицы. Он не способен понять внутренний мир Татьяны, которую считает "равнодушною княгиней, неприступною богиней". Немного жаль Онегина, ведь он исхудал, заболел, неужели Татьяна забыла о прежних переживаниях и неспособна сострадать Евгению? Это не так. Именно он заставляет переживать любимую героиню А.С. Пушкина, так как наш герой становится «мелкого чувства рабом». Что движет им:настоящая любовь или желание добиться своего любой ценой? Наверное, второе. Ведь Татьяна не интересовала его раньше, так как это не было победой. Теперь же ее надо добиваться. Думает ли при этом Евгений Онегин о судьбе других людей: Татьяны и ее мужа? Нет, он по-прежнему остался жестоким. Я считаю, настоящий человек обязан думать о счастье других. Недаром русская пословица гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь». Я думаю, что А.С. Пушкин, отразивший в романе народный взгляд на поступки героев, осуждает за вторжение в чужой мир Евгения Онегина. | Хотя лирический герой носит имя Сергей Есенин, его нельзя полностью отожествлять с автором. Герой в недавнем прошлом крестьянин села Радова, а ныне знаменитый поэт, дезертировавший из армии Керенского и теперь вернувшийся в родные места, конечно, имеет с автором много общего. Прежде всего, не в автобиографических подробностяях, а в строе мыслей, в настроениях, в отношении к описываемым событиям и людям. Различные впечатления волнуют героя: это до боли знакомая и родная природа и не менее романтический образ - воспоминание о «девушке в белой накидке». Юношеская любовь была безответной, но воспоминания о ней - легкие, радостные. Любовь, молодость, природа, родина - все это для поэта слилось в единое целое. Это все в прошлом, а прошлое - прекрасно и поэтично. От своего друга, старого мельника, герой узнает, что Анна Снегина, дочь соседней помещицы Снегиной, помнит его. Герой поэмы не ищет с ней встречи, она сама приходит к нему. Все изменилось, изменились они сами. Ему не хочется тревожить тот легкий поэтический образ, который остался от ранних юношеских впечатлений. Любовная линия Февраль 1917 года всколыхнул деревню. Былая вражда между жителями села Радово и деревни Криуши вспыхнуло с новой силой. Другие впечатления волнуют лирического героя - воспоминание о "девушке в белой накидке". Юношеская любовь была безответной, но воспоминания о ней - легкие, радостные. Любовь, молодость, природа, родина - все это для поэта слилось в единое целое. Это все в прошлом, а прошлое - прекрасно и поэтично. От своего друга, старого мельника, герой узнает, что Анна, дочь соседней помещицы Снегиной, помнит его. Он не идет к ней сам. Ему не хочется тревожить тот легкий поэтический образ, который остался от ранних юношеских впечатлений. Да, теперь Анна Снегина - важная дама, жена боевого офицера. Она сама находит поэта и почти прямо говорит, что любит его. Но прошлый образ юной девушки в белом ему милее, он не хочет поменять его на случайную любовную интригу. В ней нет поэзии. Образ лирического героя невозможно передать без краткого рассмотрения сюжета. Жизнь еще теснее сближает поэта с местными крестьянами. Он идет с ними к помещице Снегиной просить, чтобы она отдала им землю без выкупа. Но в доме Снегиных горе - пришло известие о том, что на фронте погиб муж Анны. Конфликт между поэтом и Анной кончается разрывом. "Он умер... А вот вы здесь",- упрекает она героя своего недолгого романа. События октябрьских дней снова сталкивают рассказчика с Анной. Имущество помещицы Снегиной конфисковано, мельник привез бывших хозяек к себе. Последняя встреча не сблизила бывших влюбленных. Анна полна личными, интимными переживаниями, а герой охвачен бурей гражданских событий. Она просит извинить ее за невольные оскорбления, а он думает о переделе помещичьих земель: " Скажите, вам больно, Анна, за ваш хуторской разор?" Диалог героев происходит в двух планах: очевидном и неявном, «подводном». Идет обычный вежливый разговор людей, почти чужих друг другу. Но отдельные реплики, жесты, паузы показывают, что прежние чувства героев живы. Она: «Я даже вздохнула украдкой, / Коснувшись до вас рукой»; «Кого-нибудь любите?». Он: «Я слушал ее и невольно / Оглядывал стройный лик. / Хотелось сказать: / «Довольно!» / Найдемте другой язык!»; «Но почему-то, не знаю, / Смущенно сказал невпопад: / «Да... Да...» / Я сейчас вспоминаю...»; «Не знаю, зачем я трогал / Перчатки ее и шаль». Герой получает письмо с лондонской печатью. В письме героини ни слова упрека, жалобы, ни сожаления о потерянном имении, только светлая настальгия: Так часто мне снится ограда Калитка и наши слова. Теперь я от вас далеко... В России теперь апрель. И синею заволокой Покрыта береза и ель. Обратим внимание на внутреннее сходство этих строк со словами Татьяны Лариной из XLVI строфы 8 главы «Евгения Онегина». Но вы по-прежнему милы, Как родина и как весна. И опять проступает второй план, глубинный. Герой как будто не задет письмом, как будто делает все по-прежнему, но все ему видится уже другим: «Иду я разросшимся садом,/ Лицо задевает сирень. / Так мил моим вспыхнувшим взглядам / Погорбившийся плетень». Так жизнь переплела, перепутала личное и общественное, разъединила этих людей навсегда. Что же осталось от прежних впечатлений и переживаний? Все приходит, как налетевшая буря. И для тоскующей на чужбине Анны теперь воспоминания о прежней любви сливаются с воспоминаниями о Родине. Теперь, на чужбине, для героини все роднее и ближе становится образ человека, любовь которого она отвергла дважды. |
Вывод по сравнительной характеристике.