Смекни!
smekni.com

Сравнительная характеристика произведений "Евгений Онегин" А.С. Пушкина и "Анна Снегина" С.А. Есенина (стр. 4 из 5)

"Скажите,

Вам больно, Анна,

За ваш хуторской разор?"

Но как-то печально и странно

Она опустила свой взор.

С каждым годом эта новая Россия становится для Анны Онегиной все ближе. Мечты, думы об этой, казалось бы, утраченной навсегда и вновь обретенной Родине - это единственное, что согревает ей душу, удерживает на этой грешной земле.

Теперь на чужбине для героини все роднее и ближе становится образ человека, любовь которого она отвергла дважды.

Сложен мир человеческих отношений, не поддается логике мышления, порывы человеческих сердец почти неуправляемы. Вот и Анна, узнав, что человек, некогда любивший ее, жив, находится по-прежнему на Родине, отправляет ему письмо, в котором открывает свою душу, высказывает самые сокровенные мысли и мечты.

Так часто мне снится ограда,

Калитка и ваши слова...

Но вы мне по-прежнему милы,

Как родина и как весна.

Скорее всего, она не ждет ответа на свое письмо, да и сама не будет больше писать. Все необходимое она уже высказала, облегчила душу, а возврата к старому нет, время не может бежать вспять.

Вывод к теме «Два письма».

Сергей Есенин поднимает в этом письме еще и тему Родины, помимо любовной тематики. Еще одно различие заключается в том, что Онегин ждет ответа на свое письмо, а Анна нет. Онегин существует только одним – желанием увидеть Татьяну, Анна же если и хочет увидеть главного героя, родные места, то не выражает этого. Она понимает, что это невозможно и ей остается только вспоминать и смотреть на красный флаг. Снегина осознает, что сама виновата в том, что отвергла его ранее, и что сейчас им не суждено быть вместе. Онегин же несколько раз упоминает в письме, что остались ему "судьбой отсчитанные дни". Он на грани сумасшествия: ему изо дня в день приходится скрывать страсть, "вести спокойный разговор,// Глядеть… весёлым взглядом", в то время как ему мерещатся руки, колени, уста, походка, глаза Татьяны. Он всей своей необузданной душою стремится приблизиться к плоду своих мечтаний, прикоснуться к нему. В словах Онегина – раскаяние: "Боже мой!// Как я ошибся, как наказан…".

Хотя эти письма объединены общей тематикой, все же в них много различного, как в поведении героев, так и в поднятых проблемах. Каждое из писем ярко индивидуально, и вместе с тем письма во многом перекликаются:

1. В словесно-стиховом плане - общие фразы.

2. В смысловом - общее настроение.

3. В интонационном - широкий спектр интонаций.

4. В культурном - принадлежность к образованному кругу.

5. В этическом - как вызов морали и образец морали одновременно.

6. В эстетическом - как высокохудожественный шедевр.

VII. Картины природы.

Рассмотрим сначала роман «Евгений Онегин», какую роль в нем играют картины описания природы, а затем сравним с ним поэму «Анну Снегина».

«Евгений Онегин»

Когда В.Г. Белинский называл роман "Евгений Онегин" "энциклопедией русской жизни", то в первую очередь, конечно, выделял разнообразие сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта, показанных писателем. Но в этой "энциклопедии" заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах романа то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых картин в несколько строф.

Интересно отметить, что пространно описывать родную природу поэт начинает только с четвертой главы, в которой перед нами постепенно раскрывается поэтическая душа Татьяны. Кажется, что автор через восприятие природы пытается раскрыть характер героев. В Лариной сливается особое восприятие мира, любви, жизни через природу. И недаром ведь Пушкин говорил:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму...

Можно догадаться, почему из всех времен года Александр Сергеевич выбрал именно зиму, чтобы подчеркнуть "русскость". Ведь первое, что всегда отмечали иностранцы, жившие в России, - это долгая зима (подобной нет в Европе), русские холода, заснеженность. Это для страны, можно сказать, характерное время года. А вот над летом романист посмеивается:

Но нагие северное лето,

Карикатура южных зим,

Мелькнет, и нет...

Если, рассказывая о своем "милом идеале", создатель романа дает сочные, вольные описания, то непоэтичный Онегин порой вызывает у него слегка насмешливое отношение к природе. Даже сравнения, которые употребляет Евгений, говорят, насколько он равнодушен к ее красотам. Так, в разговоре с Ленским он сравнивает Ольгу с луной:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

А ведь Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому: "И, утренней луны бледней..."

Онегин скучал в городе, где "равно он зевал средь модных и старинных зал", также скучно ему и в имении, хотя "деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок".

Сам творец романа в стихах, запертый долгое время в Михайловском, несомненно, и смеялся над надоевшим деревенским однообразием, и рвался в столицу, но одновременно и наслаждался красотами родной природы. Как известно, больше всего он любил осень. Описания природы в произведении неразрывно связаны с жизнью народа, подчеркивается единство крестьянского быта и природы. Пушкин едко противопоставляет свое "низкое" описание полей и лесов тому, как другие поэты описывают природу "роскошным слогом" в романтическом стиле. Но именно эти картины "низкой природы" удивительно глубоко западают в душу. Великий художник слова в своих описаниях очень разнообразен. Стиль и язык его описаний постоянно меняются в зависимости от того, какие цели он ставит. В сценах сна Татьяны, такого же романтического, как и любовь этой девушки к своему герою, и природа становится таинственной, загадочной.

Пред ними лес; недвижны сосны

В своей нахмуренной красе;

Отягчены их ветви все

Клочками снега; сквозь вершины

Осин, берез и лип нагих

Сияет луч светил ночных;

Дороги нет; кусты, стремнины

Метелью все занесены,

Глубоко в снег погружены.

А место, где похоронен Ленский, "поэт, задумчивый мечтатель", убитый приятельской рукой, вновь описано так, чтобы подчеркнуть, каким видел мир этот юноша. Прекрасны пушкинские описания зимы и осени. Также Пушкин чудесно описывает весну.

«Анна Снегина»

В этой поэме, несмотря на ее, не очень большой объем, очень много описаний природы. Так же, как и Пушкин, Есенин описывает природу тогда, когда хочет показать определенные чувства, показать важность этого момента, глубину чувств, насыщенность. Это прослеживается в сценах, когда главный герой едет к себе домой, в родное село. И каждый раз он говорит о нем только хорошее:

Село, значит, наше – Радово,

Дворов, почитай два ста.

Тому, кто его оглядывал,

Приятственны наши места.

Богаты мы лесом и водью,

Есть пастбища, есть поля.

И по всему угодью рассажены тополя.

Дворы у нас крыты железом,

У каждого сад и гумно.

У каждого крашены ставни,

.....

Дорога довольно хорошая,

Приятная хладная звень.

Луна золотою порошею

Осыпала даль деревень.

«Ну, вот оно, наше Радово, -

Промолвил возница, -

Здесь!

В отличие от «Евгения Онегина», здесь нет четкого описания времен года. Присутствуют только маленькие строки, отрывки. Но и они дают возможность понять суть: Есенин отзывается о лете более положительно, чем Пушкин, но осень у обоих писателей представляет собой чудесное время года:

Есть что-то прекрасное в лете,

А с летом прекрасное в нас.

Бедна наша родина кроткая

В древесную цветень и сочь,

И лето такое короткое,

Как майская теплая ночь.

Заря холодней и багровей.

Туман припадает ниц.

Уже в облетевшей дуброве

Разносится звон синиц.

Обязательно нужно сказать о том, что Есенин, так же как и Пушкин, часто использует описание луны, чтобы передать определенное настроение. Это в точности перекликается с «Евгением Онегиным». Например, чтобы показать красоту села Радова, автор использует «красивое» описание луны:

Луна золотою порошею

Осыпала даль деревень.

«Ну, вот оно, наше Радово, -

Промолвил возница, -

Здесь!

А чтобы описать то настроение, которое было у главного героя во время расставания с Анной, он сравнивает луну с хохочущим клоуном. Эти выглядит немного зловеще, что усиливает эффект от восприятия общей картины данного момента.

Отличительной чертой «Анны Снегиной» является сиреневый цвет. Я думаю, Есенин выбрал именно его для описания событий, моментов, с которыми связаны былые любовные переживания, такие мягкие, нежные и романтичные, как куст сирени:

Иду я на свой сеновал.

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Состарившийся плетень.

Сиреневая погода

Сиренью забрызгала тишь.

Также используется запах жасмина и сразу представляется прекрасное дерево, с белыми цветочками:

Дом с мезонином

Немного присел на фасад.

Волнующе пахнет жасмином

Плетневый его палисад.

Белый цвет создает некое волнение, но в то же время помогает увидеть внутреннюю умиротворенность главного героя:

Дымком отдает росяница

На яблонях белых в саду.

На фоне нежных, пастельных тонов используется и ярко алый цвет:

Заря, как пожар на снегу

Я думаю, это помогает передать чувство той горечи, который есть в душе у главного героя и вряд ли когда пройдет...


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключение мне хотелось бы выделить основные моменты работы.

· Названия произведений идентичны друг другу. Два имени — две судьбы, две сходящиеся и расходящиеся сюжетные линии пушкинского романа: Онегин — Татьяна, Татьяна — Онегин. А сто лет спустя, появляется Снегина, молодая помещица, в жизнь которой входит изысканный, а заодно и прославленный петербуржец, аристократизированный крестьянин-поэт. Замены О на С долго не замечали. Укорять тут некого: для нас буква — условный знак, а для Есенина превращение О в С могло означать разрыв круга, кольца, вытеснение одних отношений другими. Носителем страсти - преступной оказался своеобразный Онегин начала XX века, Онегин-крестьянин, Онегин-поэт, ведущий социально-лирический диалог с дворянкой.· «Евгений Онегин» - это роман в стихах. Роман, сам по себе, жанр, исторически сложившийся как письменное повествование. Замысел этого новаторского произведения заключался в том, чтобы правдиво показать и раскрыть образ и судьбу героя времени, представителя данной исторической эпохи. Отсюда особая динамичность этого произведения. Ведь содержание его росло и развивалось вместе (или почти одновременно) с развитием общества и самого автора. В романе создается эффект непосредственного присутствия, что резко повышает степень соучастия и доверия читателя по отношению к тексту.

Произведение «Анна Снегина» является поэмой, написанной в стихотворной форме. В поэме нет последовательного рассказа о событиях, нет сквозного действия. События даны отдельными эпизодами, автора интересуют его собственные впечатления и переживания от столкновения с этими событиями. Это присуще и «Евгению Онегину».