Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ учебников по литературе (стр. 5 из 7)

Линия учебников А.Кутузова, В.Ледневой и др. «В мире литературы» (издательство «Дрофа») построена по принципу литературоведческих понятий: жанры, роды литературы, литературный процесс, образ–герой–характер. А материал дается в форме диалога автора с читателем.

В учебниках 8 и 9-го классов речь идет об истории литературы. В 8-м классе рассматривается тема «Литература и традиция» и в 9-м – автор–образ–читатель. Эти учебники тоже соответствуют идее концентрического принципа построения программы, о котором мы говорили выше. В данном случае это привело к следующим неудачам: сначала дается Д.Фонвизин, а потом Мольер и понятие классицизма, творчества М.Ломоносова нет вообще, из Г.Державина – «Снегирь» и отрывки из «Осени во время осады Очакова». Нет ни «Фелицы», ни «Бога», вообще нет понятия философской оды. В конце 9-го класса почему-то в главе «Что такое время» идут призывы прочитать (без разбора и комментариев) «Евгения Онегина», «Героя нашего времени» и «Мертвые души» и дается ряд высказываний о них различных критиков. Думаю, польза этого раздела не велика. 10-й же класс получается и вовсе безумный, поскольку успеть качественно разобрать всю литературу XIX века за год невозможно.

Как и учебники А.Кутузова, учебники под редакцией М.Ладыгина (издательство «Дрофа») предназначены для классов и школ с углубленным изучением литературы, и тексты сгруппированы в соответствии с изучаемыми литературоведческими понятиями, часто жанрами. Привлекает четко поставленная задача – научить школьника воспринимать художественный текст как произведение искусства.

Это и определяет достоинства и недостатки пособия. В учебнике говорится о магии и волшебстве слова, сами главы называются «уроки волшебства». И действительно, в учебнике много статей посвящено тому, как устроен художественный текст и как он воздействует на читателя. Особенно ценно, что сложные понятия даются в несколько этапов. Кроме того, это один из немногих учебников, в которых не только предлагают ученику вопросы и задания, но и учат, как их выполнять: как сравнивать два текста, как читать теоретическую статью, как охарактеризовать персонаж художественного произведения и как пересказывать эпизод.
В качестве методической находки учебника можно отметить и то, что вопросы к тексту ставятся не только после прочтения, но и перед ним.

В то же время статьи порой перенасыщены теорией, заданий для ее отработки мало. Часто формулировка вопросов не соответствует возрасту учеников: вряд ли в 5-м классе даже ученик гуманитарной гимназии может ответить, в чем проявляется общенародный идеал в сказке, или определить систему ценностей новеллы, да и в 6-м нелегко ответить, «какова идейная роль персонажа».

Вопросы и задания к лирике часто носят формальный характер. «Нарисуйте схему рифмовки» – и ни слова об авторском замысле совсем не простого Ф.Тютчева. «Объясните суть гражданской позиции лирического героя стихотворения “К Чаадаеву”» – а какие они вообще бывают, гражданские позиции, – непонятно.

Неочевиден и подбор текстов – сомневаюсь, чтобы шестикласснику были доступны и интересны «Житие Александра Невского» или «Наталья, боярская дочь» Н.Карамзина. А уж полагать, что в 8-м классе ученики в состоянии самостоятельно прочитать и понять «Фауста», чтобы потом сравнивать Мефистофеля с пушкинским «Демоном», просто наивно. Кроме того, в хрестоматию 6-го класса включена повесть «Тарас Бульба», где многократно прославляемый автором учебника главный герой участвует в еврейском погроме, и это оставлено без комментариев.

Что касается учебника 9-го класса, то он тоже построен в соответствии с концентрическим принципом, поэтому там есть В.Шукшин, но нет «Евгения Онегина». В то же время пособие содержит несколько редких и действительно интересных для изучения в сильном гуманитарном классе (или в рамках факультатива) текстов: «Хождение Богородицы по мукам», «Смерть Артура» Т.Мэлори, «История из жизни пройдохи по имени дон Паблос» Ф. де Кеведо. Но если учитель решит работать по этому учебнику, он должен иметь в виду, что эти книги написаны с четкой православной позиции, хотя и менее навязчиво выраженной, чем в предыдущих пособиях.

Книга о литературе первой половины XIX века (10-й класс, первая часть) написана А.Архангельским («Дрофа»). В предисловии автор так формулирует свою задачу (и цель преподавания литературы в школе в целом): «Научить самостоятельно читать художественную литературу, самостоятельно понимать замысел автора, самостоятельно вступать в диалог с произведением и его создателем». И учебник действительно помогает эту задачу решить. Курс 10-го класса охватывает весь XIX век, но он разбит на две книги (первая и вторая половины века). Поэтому, если учитель не обречен мучиться с концентрической системой, он может использовать первую часть в 9-м, а вторую – в 10-м классе. Это было бы разумнее, поскольку обе книги достаточно объемны (около 400 страниц).

Во вступительной главе рассказывается о французской Энциклопедии и французской революции, Просвещении и времени Екатерины, Наполеона и Николая I. То есть о том, без чего действительно невозможно понять литературу XIX века. Привлекает стиль статей учебника – автор использует иронию, риторические вопросы, прямые обращения к читателю, заботясь о том, чтобы школьник прочел-таки книгу о литературе не без удовольствия. Автору удается это сделать, отнюдь не упрощая материал. В такого рода учебниках самое трудное – решить, что о тексте рассказать самому, а о чем предложить задуматься читателям. Чаще всего автору удается найти «золотую середину». Наряду с литературоведческим текстом учебник содержит немало вопросов и заданий для самостоятельной работы учеников.

Методическая часть разнообразна. В конце главок – разделы «Запомни литературоведческие термины», «Вопросы и задания», «Задания повышенной сложности», «Темы сочинений и рефератов», «Рекомендуемая литература». С вопросами и заданиями ученик встретится и в тексте самих статей. Они порой очень интересны и неожиданны: «Чему учился Пушкин у Вяземского, чему Вяземский – у Пушкина?». «В чем трагизм образа Хлестакова?». Таким образом, первую половину XIX века можно по этому учебнику изучить не только с пользой, но и с удовольствием.

Вторая часть, написанная Ю.В.Лебедевым («Дрофа»), несколько менее удачна. Исчезли задания внутри главок, пропали неожиданные вопросы, да и те, что остались, порой предполагают ответ общими словами, а не конкретный анализ текста. Например, «Почему противостояние отцов и детей относится к вечным проблемам?». На мой взгляд, слишком многое автор говорит сам, оставляя маловато пространства для размышлений ученикам, поэтому эту книгу можно рекомендовать учителю или абитуриенту, а школьнику предложить вопросы, которые с помощью этого учебника без особого труда придумает учитель.

XX век в этой линии предстает перед нами в пособии большого коллектива авторов под редакцией В.Агеносова (издательство «Дрофа»). Соавтором литературоведов в создании этой книги выступил один из самых известных московских учителей литературы, Э.Безносов, и сразу хочется отметить удачную методическую часть учебника. (Ее структура такая же, как и в 10-м классе). В нем много вопросов, над которыми действительно было бы интересно подумать. В то же время сохраняется установка на диалогичность литературного процесса – тексты разных авторов постоянно сопоставляются, ученик постоянно обращается к литературе XIX века. Видно, что авторы стремились познакомить читателя с возможно более широким кругом авторов и текстов, и если даже не все из них будут прочитаны в 11-м классе, когда времени у ребят в обрез, возможно, они вернутся к ним позднее.

Комплект В.Маранцмана (издательства «Классикс-Стиль» и «Просвещение») построен по иному принципу, нежели перечисленные ранее комплекты. Каждый учебник в средней школе посвящен какой-то глобальной теме: в 5-м классе это движение времени, в 6-м – человек и его поступок (изменение понятия «смысл жизни» у героев разных эпох), в 8-м – человек и его время. В 9-м классе эта логика несколько нарушается.

Автор использует интересную схему работы над текстом: сначала ученику предлагается вспомнить свои личные переживания, поразмышлять на определенную тему, а потом уже читать подобранные тексты, сравнивая свои и авторские переживания. Причем на одну и ту же тему предлагается сразу несколько разных стихотворений, и ученик как бы оказывается в ряду великих писателей: «у них так, у тебя – иначе». Разговор с читателем уважительный, без скидок на возраст, анализ текстов – серьезный. Есть глубокие философские вопросы, например: «Почему в народной сказке всегда побеждает добро, а конец авторской может быть печален»? Хочется отметить язык самого учебника – без излишней наукообразности и без сюсюканья.

Еще одна методическая особенность этой серии: здесь много размышлений самого автора учебника над текстом; с одной стороны, хорошо, что детям дается образец рассуждения, с другой – иногда эти рассуждения содержат даже ответы на заданные детям вопросы.

Это один из немногих учебников, где предлагается система обучения написанию сочинений. В связи с изучаемыми произведениями рассматриваются различные типы тем, дается дополнительный материал, примерный план, образцы рассуждений.

Линия учебников Р. и Е.Бунеевых (издательство «Баласс») уникальна. Если разобранные выше книги при выборе основной логики построения исходили из предмета и располагали тексты по историческому, культурно-тематическому принципу или в связи с понятиями теории литературы, Бунеевы исходят из психологии ученика. Если большая часть учебников в худшем случае пытается учить детей жить, а в лучшем – понимать текст, то Бунеевы, прежде всего, хотят, чтобы ученики полюбили читать, получили от книги удовольствие. И возможно, для обычной средней школы эта задача урока литературы действительно первична.