Содержание
Введение
1. Стихия денег и ее разрушительная сила в художественной системе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
1.1. Художественная система и содержание романа «Преступление и наказание»
1.2. Проблематика денег и социальной справедливости в романе Достоевского «Преступление и наказание»
2. Борьба с разрушительной силой денег и выбор жизненных приоритетов в «Преступлении и наказании»
Заключение
Список источников литературы
Федор Михайлович Достоевский (30.10.1831 – 28.01.1881) был вторыми из шести детей, рожденных в семье Михаилу и Марии Достоевских. Мать происходила из купеческого белорусского рода, берущего свое начало, вероятно, в кругах обрусевшей польской аристократии. Отец - Михаил был отставным военным хирургом, служившим врачом в Мариинской Больнице для бедных. Больница эта располагалась в одном из худших районов Москвы. Рядом находились кладбище для преступников, лечебница для душевнобольных, и приют для брошенных детей и сирот. Этот городской пейзаж произвел неизгладимое впечатление на юного Достоевского, интерес и сострадание к бедным и угнетенным будут сопровождать его всю жизнь. Хотя его родители и запрещали, но Федор любил блуждать в саду больницы, где страдающие пациенты выходили, чтобы хоть ненадолго увидеть солнце. Достоевский проводил время с этими пациентами и выслушивал их истории.[1]
Детство его прошло в лишениях и бедности: отец злоупотреблял спиртным, а в 1837, году, когда Федору было 6 лет, от туберкулеза умерла его мать. Поэтому бедность, как обратная сторона стихии денег была хорошо знакома будущему классику русской литературы с ранних лет.
После смерти матери, Достоевский с братом был направлен на обучение в петербургское Инженерное училище. Несмотря на финансовые недостатки, Михаил Достоевский старался дать хорошее образование своим детям. Но в 1839 году отец Достоевского также ушел из жизни.
Во время обучения Достоевский страстно увлекался литературой, читал произведения Шекспира, Гюго, Шиллера, Гофмана и сам пытался писать пьесы, которые не сохранились. В 1842 году Федор Михайлович вступил в чин лейтенанта и в тот же год закончил перевод романа Бальзака «Евгения Гранде». Эта работа осталась незамеченной и Достоевский приступил к работе над собственной беллетристикой. В 1845 году его первая работа – короткий эпистолярный роман «Бедный народ» изданный в «Современнике» сразу снискал славу и популярность. Одно его название ярко свидетельство об идейной тематике автора: проблеме бедности, а значит и проблеме денег, как таковой. Достоевский стал литературной знаменитостью в возрасте всего 24 лет. Однако последующие его работы были приняты критикой прохладно.
А 23 апреля 1849 года писатель был арестован и заключен в Петропавловскую крепость за участие в распространении социалистических идей. Достоевскому был вынесен смертный приговор, однако после заменен четырьмя годами каторги в Омске. Годы нечеловеческих моральных и физических страданий подорвали здоровье Достоевского. Он был освобожден от каторжных работ в 1854 году и отправлен на службу в армию в Казахстане.[2]
В декабре 1859 года Федор Михайлович возвращается в Санкт-Петербург. И здесь бедность, и власть денег преследуют его, после смерти любимых жены и брата, долги Достоевского увеличиваются. Теперь Достоевский берется за объемные романы, что могли бы принести ему прибыль и покрыть расходы на азартные игры, которым был увлечен писатель. Но, не взирая на это, его произведения являлись шедеврами. В каждом из них проявлялось глубокое знание психологии, проявляющееся в драматичных сценах, накаленной атмосфере книг. Достоевского можно назвать также истинно русским писателем, ибо в его романах ощущается исконно российские поиски Бога, проблематика Добра и Зла, высшей и социальной справедливости.
Наконец в 1866 году свет увидело одно из главных творений автор – роман «Преступление и наказание», закрепивший за Достоевским навсегда известность литературного гения. Этот роман не только воплотил в себе все идеи и творческие задумки Достоевского, но и положил начало экзистенциализму в русской литературе.[3]
1.1. Художественная система и содержание романа «Преступление и наказание»
О романе Достоевского нельзя говорить, как о произведении с односторонней направленностью, слишком много тем звучит в нем. Поэтому целесообразно рассматривать его как художественную систему, то есть – совокупность образов и концепций, принципов построения произведения, способов и форм выражения художественного замысла, которая создает особый мир романа. Она возникает в результате сплетения личного творческого видения и общей исторической и литературной жизни. Художественная система – особое проявление творческого сознания, имеющее свою структуру, иерархию, внутренние и внешние противоречия, законы развития и правила совершенствования.
Художественная система прозы Достоевского строилась на традициях русской литературы, социалистических и философских экзистенциальных тенденциях.
В «Преступлении и наказании» соединились образные концепции греха и святости, «наказания в преступлении», принцип достоверности, граничащий с хроникой, повествование от первого лица, широкое использование лексем «несколько, некоторый, довольно, словно, как будто, какой-то» для придания эмоционального оттенка, использование антитез и много другое.[4]
Само повествование начинается в бедном квартале Санкт-Петербурга, где живет бывший студент – бедняк Родион Романович Раскольников. Он подавлен и удручен, так как его сестра должна выйти замуж по расчету, чтобы раздобыть денег на дальнейшее обучение Родиона. Главный герой не может видеть страдания и жертвы близких людей, принесенные ради него. Он приходит к мнению решить денежную проблему иначе: убить богатую старуху «процентщицу». Приводя свой страшный план в исполнение, Раскольников жестко убивает не только старуху, но и ее сострадательную сестру.
Украденное имущество он прячет, не узнав даже его ценности. Но моральные страдания указываются сильнее и Раскольников уже согласен сдаться властям, покаявшись в содеянном, когда судьба сводит его с семьей Мармеладовых. Глава семейства попадает под карету и расстроенный Раскольников тратит остаток денег на перевозку умирающего в его дом, где знакомится с супругой Мармеладова Катериной Ивановной и его дочерью Соней. Это семейство также прозябает в нищете. Раскольников, ощущающий себя изгоем, тянется лишь к Соне Мармеладовой, вынужденной заниматься проституцией, морально павшей. Его страдания увеличиваются со временем, принимая почти библейский размах. Раскольников нарушил заповедь: «Не убий», а Мармеладова – «не прелюбодействуй». И оба они были повержены стихией денег. Он сознается в своем преступлении перед девушкой и после раздумий и терзаний признается в своем преступлении следователю и людям.[5]
Сосланный на каторгу в Сибирь, потерявший мать, Раскольников постепенно отказывается от своих нигилистических и безбожных убеждений, поддерживаемый Соней, что отправилась за ним, он приходит к покаянию и осознанию главных Божественных заповедей.
1.2. Проблематика денег и социальной справедливости в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Как мы видим, все герои романа, так или иначе охвачены стихией денег, и эта стихия может выражаться в бедности или богатстве: Раскольников и его родные, его друг Разумихин, Мармеладовы очень бедны – страдают от голода и холода, подвержены мелочным страстям, азартным играм, спиртному. А вот помещик Свитригайлов богат, но его пороки не меньше, а даже больше, чем пороки бедняков. Развращенность и вседозволенность приводят его к самоубийству. А чем же лучше жизнь Лужина, желающего женится на сестре Раскольникова Дуне, который «…более всего на свете любил и ценил…, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его…»? Таким образом, Достоевский пытается подчеркнуть разрушительную силу денег, одинаково убивающих духовность человека и толкающих его на путь преступления.
В самом произведении бесчисленное множество раз упоминается слово «деньги» в диалогах и описаниях. Автор даже детально приводит описание количества монет, лежавших в кармане Раскольникова. Считать копейки и вечно зависеть от денег, думать о них – главная забота бедных и обездоленных.
Перед каждым из героев, как и перед людьми реальными стоит дилемма: как выжить в мире бедности и унижения, не согрешив, не нарушив одну из Заповедей. Образ старухи – этот собирательный образ ростовщика, наживающегося на горе других. Всем в жизни старухи правят деньги, и их у нее боле, чем достаточно, в сущности, они и не нужны ей. Но она отбирает даже жалкие гроши у своей сводной сестры, порабощенная стихией денег:
«Лизавета была младшая, сводная (от разных матерей) сестра старухи, и было ей уже тридцать пять лет. Она работала на сестру день и ночь, была в доме вместо кухарки и прачки и, кроме того, шила на продажу, даже полы мыть нанималась, и все сестре отдавала. Никакого заказу и никакой работы не смела взять на себя без позволения старухи. Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в Н-й губернии, на вечный помин души».
Но спасет ли душу, переполненную одной жаждой наживы, вечный помин? И имеет ли право Раскольников самовольно восстанавливать социальную справедливость, совершая убийство и грабеж?
«..С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна…» - так горячо выкрикивает Раскольников.