3) Поэт и революционер – декабрист Вильгельм Кюхельбекер. Родился в Петербурге в семье саксонского дворянина Карла Генриховича Кюхельбекера, в 1770гг перебравшегося в Россию. Человек образованный и деловой он довольно успешно поднимался по служебной лестнице при Павле 1. Но дворцовый переворот оборвал карьеру иммигранта. Поступить в лицей Кюхельбекеру помог М.Б. Барклай-де-Толли. Кюхельбекеру в лицее на первых порах пришлось нелегко. Неуклюжий; вечно занятый своими мыслями, а по тому – рассеянный; готовый взорваться при любой обиде ему нанесенной; вдобавок глуховатый, Кюхля был предметом насмешек товарищей; подчас вовсе не беззлобных. Пушкин тоже иногда посмеивался над Виленькой но вскоре разглядел и оценил те свойства Кюхельбекера которые заслуживали не иронии, а самого высокого уважения. Вильгельм был прямодушен и искренен в принципах добра и справедливости. Он лучше других лицеистов знал литературу, историю, философию и щедро делился своими знаниями. Кюхля писал стихи (в начале неумелые и косноязычные), но преклонялся перед стихами звучными и тонкими по мысли. Он всегда восхищался стихами Пушкина и с любовью относился к его поэтическому дару. Но при этом возникал с критикой если ему что-то не нравилось. Из лицея Кюхельбекер (он окончил с серебряной медалью) как и Пушкин, был выпущен в главный архив иностранной коллегии. Но “шаркуном“- чиновником он не мог стать по своей природе; вот и получилось, что бедствия подстерегли его чуть ли не у лицейского порога. По началу про него говорили, что он живет как сыр в масле… Однако уже весной 1820г мирные дни Кюхли были нарушены. Узнав, что Пушкину грозит царская расправа, Кюхельбекер ринулся на защиту друга. Он прочитал в Вольном обществе стихотворение, “поэта”:
«И ты – наш новый Корифей-
Певец любви, певец Руслана!
Что для тебя шипенье змей,
Что крик Ифимии и Врана?-
Лети и вырвись из тумана,
Из тьмы завистливых времен»
И сразу министр внутренних дел получил донос на Кюхельбекера. Тучи сгущались над головами двух поэтов. К счастью помог третий: Дельвиг предложил место Кюхельбекеру при богатом вельможе.
В 1820 г. читал в Париже публичные лекции о русской литературе, которые должен был прекратить по требованию русского посольства. В 1821 - 1822 годах служил при Ермолове на Кавказе, где сошелся с Грибоедовым. 1823 - 1824 годы провел в Москве, давая уроки и занимаясь литературой, издал вместе с князем В.Ф. Одоевским сборник "Мнемозина", (1824). Радикальное настроение сблизило Кюхельбекера с некоторыми участниками Северного Общества, но членом его Кюхельбекер не был и в дело 14 декабря замешался случайно, "охмелел в чужом пиру", как выразился Пушкин. На Сенатской площади он покушался на жизнь великого князя Михаила Павловича, бежал из Петербурга, был схвачен в Варшаве, судим и приговорен к смертной казни, замененной 15-летним содержанием в крепости и после того ссылкой на поселение. Проведя девять лет в крепостях Европейской России, Кюхельбекер в 1835 г. был отправлен на жительство в Баргузин. Умер в Тобольске. Неуравновешенный, чувствительный, вечно восторженный, Кюхельбекер был образцом романтика в жизни и в литературе. Пушкин отозвался о нем: "человек дельный с пером в руках, хоть и сумасброд". Как издатель "Мнемозины", Кюхельбекер был одним из распространителей шеллингизма в России. От искусства он требовал самобытности: "для славы России нужна поэзия истинно русская; вера праотцев, нравы отечественности, летописи, песни и сказания народные - лучшие, чистейшие, вернейшие источники для нашей словесности". Основные черты его творчества - идеализм и пиетизм с мистическим оттенком. В крупных произведениях Кюхельбекер мало самостоятелен как по мысли, так и по исполнению; лучшая часть его наследия - лирика, где редки гражданские мотивы и преобладают религиозные и космические. Стиль Кюхельбекера вообще риторичен, местами до вычурности; язык бледен и богат славянизмами и архаизмами; поэтические формы однообразны. Написанное им еще не собрано; сам он издал отдельно поэму "Смерть Байрона", тяжеловесную шутку "Шекспировы духи", мистерию "Ижорский". Несколько десятков его пьес помещены в "Собрании стихотворений декабристов". "Избранные стихотворения В.К. Кюхельбекера" изданы в Шо-де-фон (1880). В "Русской Старине" были напечатаны его дневник и поэма "Вечный Жид".
4) Лицейское братство – самая светлая глава биографии Пушкина. Куда бы их “не бросила судьбина” лицеистов первого выпуска, куда бы их “счастье ни привело”, они всегда обращались мыслью и сердцем к своему Царскосельскому отечеству, когда в шалостях и забавах, в дружбе и ссорах создавалась личность каждого из них.
В 1826г Пушкин писал о Пущине: “Мой первый друг мой друг бесценный”, как пишут и думают о первой любви, даже больше чем о первой любви ибо “Она прошла,… но с первыми друзьями” в семье генерал-лейтенанта, а потом сенатора Ивана Петровича Пущина и жены его Анастасии Ивановной родился Иван Иванович Пущин. Старый адмирал, дед Пущина, Петр Иванович в 1811г самолично определил внука в лицей. Молодые люди сразу же подружились, первый лицейский круг был обретен. Учился Пущин прекрасно, был прилежным учеником, у него были блистательные познания во всех науках. Но особое внимание он уделял естественному праву, который читал А.Л. Куницын. В числе немногих лицеистов Пущин был выпущен не в статскую, а в военную службу – офицером в гвардию. Уважение товарищей сопровождало его с детства. Он был живым олицетворением справедливости, правды и высокого ума. Карьера его ждала скорая и надежная. За пять лет службы 1817-1822гг конногвардеец Пущин дважды повышался в чинах, был на отличном счету и радовал отца – сенатора. Но в нем кипела духовная работа, которая сделала И.И. Пущина одним из декабрьского движения. Он участвовал в приготовления к выходу на Сенатскую площадь, в совещаниях думы, руководившей восстанием на квартире у Рылеева. 14-ого декабря Пущин принял командование теми войсками, командиры которых струсили и попрятались, и по этому он спас многих солдат от гибели. Друзья хотели, чтобы он уехал за границу, они хотели его спасти. Но Пущин отказался: не в его обычаях спасаться бегством, когда гибнут друзья. Верность принципам стоила ему тюрьмы и ссылки. Необычной по своему историческому сюжету была дружба этих двух друзей. Шесть лет в лицее, затем 1817-1819гг довольно редкие встречи в Петербурге общих знакомых - чаще всего у Дельвига. И всего один день, проведенный вместе с Пушкиным. 11-ое января 1825г Пущин первый из друзей посетил дом опальный в Михайловском. Одиннадцать лет Пушкин знал, что Пущина заживо похоронили “В мрачных пропастях земли“ но дружба не слабела.
«Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует тоже утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней»
После 1837г настал черед Пущина одному из двоих хоронить верность старой дружбе. Он словно и не считал Пушкина мертвым. Он допытывался, у кого только мог подробности жизни поэта в те годы, которые сам провел в тюрьме. Бесспорно, что под влиянием Пушкина Пущин развил и свой литературный вкус, который в последствии признавали безупречном. Такие луди как Пущин, воистину редкие: они не чего не хотят для себя и умеют не хвастаться этим. Небывалое хладнокровие и острый ум Пущина сбивали с толку членов Следственного комитета по делам декабристов, обезоруживали тюремщиков, вливали силу в измученных декабристов. Тридцать один год провел Пущин в тюрьме, на каторге, в ссылке, но когда вернулся, все заметили, что духом он несколько не постарел, не перед какой бедой не опустил голову, и не потерял прежней доброты и остроты ума. Он возвратился не начинать жизнь с нова а подводить итоги. Он старался успеть помочь тем кому еще не помог, и развязать все узлы, завязанные в жизни. Память о Пушкине волновала его безотвязно. Пущин – умер 3-его апреля 1859г “Настрадавшись досыта“, как он писал. Иван Иванович Пущин сохранил свои верования, свои убеждения до последней минуты.
5). Данзас Константин Карлович – друг и товарищ Пушкина (1800-1870).