Федеральное агентство по образованию
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
Педагогический институт
Творческое начало в героях романа
М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Курсовая работа по литературе
студентки 1 группы 3 курса
заочного отделения
факультета русской словесности
О. Л. Макаровой
научный руководитель Л. А. Посадская
Саратов, 2008
Содержание
Введение. 2
1.Философская трактовка понятия «Творчество». 3
2. Жизнь и творчество М.А. Булгакова. 8
3.Художественное воплощение творческого начала в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 11
3.1 Художественное воплощение творческого начала в образе Мастера. 11
3.2 Художественное воплощение творческого начала в образе Ивана Бездомного. 19
3.3 Творчество и свобода по Булгакову. 20
Заключение. 22
Список использованной литературы.. 23
Загадка творческой деятельности человека, то качество, которое выделяет человека из животного мира и приближает к Богу (неслучайны синонимы Бог - Творец) всегда волновала человечество, это - одна из вечных тем в бесконечном философском диалоге различных эпох и культурных традиций. Проблема понимания загадки творческого начала в человеке является не столько теоретическим, сколько глубоко жизненным вопросом, который затрагивает основы движения цивилизации, развития человеческого общества.
В самом известном романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» одним из центральных является образ писателя, Мастера. Имя его вынесено в заглавие романа, что указывает на особую значимость этого героя и его судьбы для понимания авторского замысла.
Целью моей работы является раскрытие художественного воплощения творческого начала в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
В ходе работы предполагается решить следующие задачи:
-определить философскую трактовку понятия «творчество»;
-соотнести проблему проявления творческого начала человека с биографией писателей;
-определить, как и с помощью каких приёмов, художественных средств раскрываются проблемы проявления творческого начала в героях романа.
Материалы данной работы могут использоваться в практике преподавания русской литературы в школе, во внеклассной работе.
Наиболее интересным в человеке является присущая именно ему способность и потребность творить. В настоящее время различными аспектами проблемы творчества занимаются психология, педагогика, социология, кибернетика и другие науки. Формируется и специальный раздел науки — теория творчества (эврилогия, креатология). На долю философии выпадает интеграция знаний о творчестве, методологическое обеспечение коллективной работы в различных областях культуры. «В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство»[1]. «Творчество есть самореализация, объективация свободы».[2]
Проблема творчества, подобно другим философским проблемам, первоначально обсуждалась в русле мифологических и религиозных традиций. Творчество понималось как неотъемлемое свойство Бога, как создание из ничего (creatio ex nihilo). С этим органически связаны представления о непознаваемости творчества, что довольно откровенно выразил Н. Бердяев: «Непостижимо, что есть творчество»[3]. Бросается в глаза несоответствие подобных представлений данным науки и практики. Правильнее будет постараться увидеть в представлениях об «абсолютном» (божественном) творчестве гиперболизированное стремление, иногда наперекор обстоятельствам, творческой личности к оригинальности и совершенству исполнения замысла и достижению максимально возможных результатов при минимуме средств.
Мифологические и религиозно-идеалистические интерпретации творчества правомерно охарактеризовать как мистификацию творчества. Для Булгакова творчество - неотъемлемая часть его мифологической картины мира.
Противоположные взгляды и действия, направленные на объективное познание природы творчества и эффективное использование творческих способностей людей в интересах общества, представляют собой демистификацию творчества.
Объективные предпосылки творчества заключены уже в универсальных свойствах материи, ее несотворимости и неуничтожимости, ее самодвижении и саморазвитии. Человек сознательно использует эти свойства материи. Но было бы неверно растворять сущность творчества в общих свойствах материи. В истории познания имели место попытки расширительного толкования творчества, когда оно связывалось со всей природой, по сути, провозглашалось атрибутом материи. Подобный подход, присущ как идеалистам (Платон, А. Бергсон и др.), так и материалистам (например, К.А. Тимирязеву). При такой широкой трактовке термина «творчество» наука о творчестве была бы неосуществимой, так как охватывала бы все сущее. Творчество присуще не всей материи, а только человеку и обществу. Исходя из социальной специфики этого процесса и необходимости соотнесения его с более общими понятиями, творчество можно определить как особую форму взаимодействия субъекта и объекта, ведущую одновременно к развитию того и другого, и как форму сознательно направленного прогрессивного развития.
Творчество сугубо социальное явление. Творчество обязательно результируется в преобразовании внешнего мира и самого человека.
Творчество можно понимать как созидательную деятельность, противостоящую деструктивной (разрушительной) деятельности. Выявляя необычные свойства их сочетаний, оно обеспечивает определенный прирост, получение новых результатов. Вместе с тем такое противопоставление не является абсолютным: творчество включает в себя и момент деструкции в той мере, в какой необходимо устрани тормозящие факторы, освободить место для нового и т.д. Противопоставление творческой и нетворческой деятельности выражается так помощью пары категорий «продуктивное — репродуктивное». Творчество представляет собой продуктивную деятельность, т. е. производящую новое, в отличие от репродуктивной, повторяющей известное (существующее). Конечно, их различие относительно, поскольку не существует как деятельности, решительно во всем оригинальной, так и полностью повторяющей известные образцы. Трактовка творческой деятельности как продуктивной выводит на такие ее характерные признаки, как полезность (ценность) и новизна (оригинальность). Следует уточнить, что полезность не является специфическим признаком именно творческой деятельности. Однако недооценка полезности может свести на нет творческие усилия. Новизна (оригинальность) — отличительный признак творчества, но она не является самоцелью, и ее абсолютизация в отрыве от «полезности», общечеловеческой значимости может привести к вычурным и спорным нововведениям.
Творчество есть принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущность человека, его способности и мастерство. Творчество есть самореализация, объективация свободы.
Хотя в творчестве присутствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональному, а является ее естественным и необходимым дополнением.
Это понимал Н. А. Бердяев, отметивший «трагическое несоответствие между творческим горением, творческим огнем, в котором зарождается творческий замысел, интуиция, образ, и холодом законнической реализации творчества»[4], т. е. происходит потухание творческого огня в социальном учреждении. В этом трагедия творчества и его граница, наличие восходящей и нисходящей линий в творческом прозрении. «Творчество носит напряженно-личный характер, вместе с тем оно есть забвение личности... Творчество всегда есть самоопределение, выход пределов своего замкнутого бытия»[5]. Принимая эти оригинальные суждения, мы не можем согласиться с таким: «Творчество есть... тайна явления нового, небывалого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося». Но ведь творчество имеет объектно-субъектную природу: мир и его фрагменты не удовлетворяют человека, вследствие чего он, «включая» д потенции и «озарения», материализует их в своих действиях по изменению действительное! Положительная творческая деятельность субъективна по форме (осуществляется человеком объективна по содержанию (опирается на конструктивные процессы объективного мира).
Если творчество выражается в приспособлении человека к меняющимся обстоятельства то антипод творчества - догматизм - ориентирован на сохранение стабильности и в конечно ведет к деградации. (В определенных условиях стабильность, «здравый» консерватизм имеет позитивное значение.) Творчество нацелено на оригинальность, а догматизм - на размышления и действия по неизменным, готовым рецептам.
Идея несовместимости творчества с рациональным познанием получила широкое распространение. Платон считал творчество божественной способностью, родственной безумию. Кант называл творчество отличительной чертой гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной, Фрейд, Юм и Кречмер, подчеркивая неповторимость и невоспроизводимость творчества, целиком относили его к сфере бессознательного.
Важнейшим из механизмов творчества является интуиция. Демокрит и Платон рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. В. С. Соловьев указывал, что интуиция - непосредственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственно доброго или прекрасного. В феноменологии Гуссерля интуиция есть «сущностное видение» (как и у Спинозы), непосредственное созерцание общего, у Фрейда - это скрытый, бессознательный первопринцип творчества.