В 1858 г. осуществилась давнишняя мечта французского писателя – посетит Россию. Прибыв в Петербург 23 июня, он остановился в особняке Г. А. Кушелева-Безбородко. В доме мецената и беллетриста постоянно собирались многие литераторы.
У Кушелевых Дюма свел знакомство с Д.В. Григоровичем. А. К. Толстым и Л.А. Меем. Григорович познакомил Дюма с Н. А Некрасовым супругами Панаевыми.
Петербург встретил французского писателя с искренним радушием. Так как Дюма по свидетельству И. И. Панаева пользовался в России почти такой же популярностью, как и во Франции.
В Петербурге Дюма провел полтора месяца, затем направился в Москву. Далее он предпринял путешествие по Волге от Нижнего Новгорода до Астрахани, а затем через Кизляр и Баку добрался до Кавказа и только лишь в марте 1859 г. возвратился во Францию.
В результате поездки по России Александр Дюма смог создать обширный цикл очерков, еженедельно выходивший в свет в его журнале “Монте-Кристо”.
Трилогия романа “Королева Марго”
Действие романа “Королева Марго” начинается 18 августа -1572 года, когда в Лувре происходила свадьба Маргариты Валуа. сестры царствующего короля Карла IX, с Генрихом Бурбоном, королем Наваррским.[16]
Это бракосочетание должно было продемонстрировать примирение католиков и протестантов, но буквально через несколько дней над гугенотами началась жестокая расправа, известная в истории под именем Варфоломеевской ночи.
Уже в первой части трилогии обнаруживаются честолюбивые замыслы Генриха, но тем не менее он вызывает симпатию читателя своей молодостью, гибким умом, находчивостью, храбростью и великодушием. Все эти черты помогают ему расстроить козни его врагов; он предвидит и раскрывает коварные замыслы королевы-матери Екатерины Медичи и пытается завоевать доверие самого короля Карла IX.
Реалистичен образ королевы Марго, союзницы Генриха в борьбе с интригами и коварством королевского двора.
В “Королеве Марго” большинство персонажей исторические лица. К ним относится и Ла Моль, молодой человек, чья рыцарская любовь к Маргарите составляет поэтические страницы романа.
Не менее благородной предстает в романе самоотверженная дружба Ла Моля и Коконнаса. Их поразительная преданность, рожденная в смертельном поединке, скрепленная общей опасностью, неразрывно соединяет этих замечательных героев до конца те жизни. Действие в романе “Королева Марго” завершается смертью Карла IX. Умирая, он провозглашает королем Франции Генриха Наваррского, однако по повелению Екатерины Медичи герцог Анжуйский, под именем Генриха III, становится королем Франции, а Генрих Бурбон спасается бегством в Наварру.
В последующих частях трилогии рассказывается о том, как королева-мать, всецело подчинив себе Генриха III, ревностно оберегает интересы королевского дома. Для того, чтобы закрепить престол за династией Валуа, она объединилась с влиятельными герцогами Гизами, которые тоже претендовали на французскую корону и были тайными врагами сначала Карла IX, а потом и Генриха III. Общественный конфликт обострился благодаря участию в этих придворных интригах представителей двух религиозных партий. Если французские короли и герцоги Гизы являлись правоверными католиками, то Генрих Наваррский, его отец Антуан Бурбон, принц 'Копде, адмирал Колиньи и другие государственные деятели были гугенотами. Называли их еще кальвинистами, потому что они были сторонниками швейцарского богослова Жана Кальвина (1509—1564), который предлагал реформировать католическую церковь и лишить ее земельных владений. Протестантизм, по существу, подрывал авторитет церкви, вел к развитию духа- сомнения среди католиков, и все это расшатывало устои монархического государства.
Дюма показывает, как постепенно исчезает со сцены династия Валуа. В 1588 году в результате народного восстания в Париже король должен был покинуть столицу и обратиться за помощью к Генриху Наваррскому. Но дни царствования Генриха III были сочтены. После того как в 1589 году Генриха III убил монах Жак Клеман, королем Франции был провозглашен Генрих Наваррекий, вошедший в историю под именем Генриха IV. Все эти политические раздоры и послужили Дюма канвой обширного повествования о вырождении королевской династии Валуа.
В данной работы была сделана попытка на основе критических статей, посвященных творчеству А. Дюма и ознакомление с его произведениями дать оценку влияния его творчества на литературу и историю Франции в влияние истории и литературы на творчество самого А. Дюма.
Как рассказчик, Дюма обладает огромной способностью самому невероятному приключению, небывалому происшествию, чуть не легендарного свойства, придать характер живой действительности, истинного факта. И эта особенность своеобразного творчества писателя является прямою потребностью души его. Он удивительно умеет сочетать фантазию с жизнью. И если фантастичность его рассказов порою отзывается наивностью, ребячеством, то в ней все же много неизъяснимой прелести, фантазия романиста не останавливается ни перед чем, ее не страшат ни самые широкие горизонты, ни самые смелые замыслы, и, упиваясь ее прихотями, ее капризами до самозабвения, романист возводит их в культ в своих произведениях, отличающихся удивительной ясностью и жизненностью. Для него не существуют расстояния, грани чудесного, прекрасного, низменного, ужасного, — для него, этого своего рода Гулливера, крепкого, твердого, сильного волей, неутомимого и отважного. Неукротимый, неуклонный каратель порока, пламенный защитник добродетели, в какой бы форме она ни проявлялась, . романист энергично распоряжается судьбою выводимых им лиц и силою пылкой фантазии словно налагает на них перст Божий.
Дюма не был в состоянии написать ни одной вещи беллетристического характера, если лично не видел места действия задуманного романа, повести, рассказа или если не читал о нем. Но тем или другим путем ознакомясь с этим местом действия, он быстро воспламенялся при одном воспоминании о нем, переносился в него и населял его своими героями, создавать которых он умел стремительно. Его воображение работало изумительно плодотворно, без замедления, почти безостановочно; герои являлись во множестве, так сказать, рождая друг друга. Отсюда понятен вывод Сирано де Бержерака, что земля — величайшая, удивительная из планет, Европа — удивительнейшая из частей света, Франция со своей революцией — самая удивительная из стран Европы, Париж тридцатых годов — самый удивительный из городов Франции, а Дюма — самый плодотворный ум Парижа, вместилище, полное чудесных, обворожительных сказок, сюжет которых взят из живой, повседневной действительности и центральная фигура которых является в образе графа Монте-Кристо, героя столь излюбленного, так богато наделенного душевными качествами, до известной степени отразившего в себе и положительные, и отрицательные черты его вдохновенного творца. В большинстве случаев каждый из героев Дюма непременно наделен одною или несколькими из этих черт. Герои его деятельны, энергичны, предприимчивы, ловки, никогда не теряются в самых затруднительных обстоятельствах, сильны духом и телом, храбры, мудры. Этими качествами наделены мужские фигуры произведений Дюма. Они ему всегда удаются и написаны более уверенно, чем женские портреты. Последние особенно бледны и слабо начертаны в драматических произведениях Дюма. Он вечно вращался среди женщин, артисток, дам полусвета, искательниц приключений; женщина, переодетая мальчиком, сопровождала даже писателя в путешествии его по Италии. Он прекрасно знал этот мир слабого пола и тем не менее не успел создать ни одной женской фигуры, столь ярко обрисованной, написанной так сочно, как действующие лица мужского ряда.
1. П.В.Быков, Александр Дюма, Критико-биографический , очерк
2. Александр Дюма. “Учитель фехтования”, “Черный тюльпан”. Новеллы. Москва. Издательство “Правда” 1981 г.
3. А. Дюма. Собрание сочинений в 12 т., 1976
4. Лашкевич А.В. "Романтизм в западно- европейских литературах 1 половины 19 века." Ижевск 1987г.
5. А. Моруа " Три Дюма **. Жизнь замечательных людей . Москва 1965г.
6. А. Моруа “ Три Дюма” Екатеринбург 1992 г.
7. Н.П. Мпхальская “ История зарубежной литературы 19 века " . Москва 1991 "Просвещение".
8. Д.Циммерман, А. Дюма "А. Дюма Великий" Москва ; Терра 1996 г.
9. А. Дюма "Граф Монте Кристо", Москва : Правда 1990г.
10. Дюма А. Сочинения в 3-х т. Королева Марго: Роман. М:. Худож. лит., 1992
11. Дюма А. Три мушкетера: Роман. М:. Худож. лит., 1992
12. А. Дюма. Собрание сочинений в 35 т., Том.1, 1992
13. А. Дюма. Собрание сочинений в 35 т., Том.2, 1992
14. А. Дюма. Собрание сочинений в 35 т., Том.4, 1992
15. Погорелов А.Д. За что мы любим “Трех мушкетеров?”, М.: 2000 г.
Библиография
Название | вид произведения | год публикации/ премьеры |
Генрих III и его двор | драма | 1829 |
Кристина | драма | 1830 |
Наполеон Бонапарт, или 30 лет истории Франции | драма | 1831 |
Антонии | драма | 1831 |
Ричард Дарлингтон | драма | 1831 |
Нельская башня | драма | 1832 |
Галлия и Франция | историческое произведение | 1833 |
Анжела | пьеса | 1833 |
Изабелла Баварская | роман | 1835 |
Графиня Солсбери | роман | 1836 |
Кин, или Гений и беспутство | драма | 1836 |
Путевые впечатления. Швейцария | Путевые очерки | 1837 |
Паскаль Бруно | роман | 1837 |
Актея | роман | 1837 |
Полина | роман | 1838 |
Капитан Поль | роман | 1838 |
Капитан Памфил | роман | 1838 |
Мадемуазель де Бель-Иль | пьеса | 1839 |
Знаменитые преступления | хроника | 1839 |
Путевые впечатления. Юг Франции | Путевые очерки | 1840 |
Учитель фехтования | роман | 1840 |
Шевалье д’Арманталь | роман | 1841 |
Корриколо | книга об Италии | 1842 |
Воспитанницы Сен-Сирского дома | комедия | 1843 |
Сильвандир | роман | 1843 |
Асканио | роман | 1843 |
Замок Эпштейнов (Альбина) | роман | 1843 |
Амори | роман | 1843 |
Фернанда | роман | 1843 |
Три мушкетёра | роман | 1844 |
Граф Монте-Кристо | роман | 1844 |
Королева Марго | роман | 1844 |
Габриель Ламбер | роман | 1844 |
Дочь регента | роман | 1844 |
Корсиканские братья | роман | 1844 |
20 лет спустя | роман | 1845 |
Шевалье де Мезон Руж | роман | 1845 |
Графиня де Монсоро | роман | 1845 |
Мушкетёры | пьеса | 1845 |
Бастард де Молеон | роман | 1846 |
Жозеф Бальзамо | роман | 1846-1847 |
Королева Марго | драма | 1847 |
Путевые впечатления. из Парижа в Кадикс | Путевые очерки | 1847 |
Сорок Пять | роман | 1847 |
Виконт де Бражелон | роман | 1847 |
Монте-Кристо | драма | 1848 |
Катилина | драма | 1848 |
Ожерелье королевы | роман | 1848 |
Молодость мушкетёров | драма | 1849 |
Регенство | историческое произведение | 1849 |
Людовик XV | историческое произведение | 1849 |
1001 призрак | новелла | 1849 |
Ужин у Россини | новелла | 1849 |
Женитьбы папаши Олифуса | новелла | 1849 |
Чёрный тюльпан | роман | 1850 |
Людовик XVI | историческое произведение | 1850 |
Капитан Лажонкьер | драма | 1850 |
Анж Питу | роман | 1850 |
Драма 93 года. Сцены из жизни революции | историческое произведение | 1851 |
Олимпия Клевская | роман | 1851 |
Мои воспоминания | автобиография | 1851 |
Графиня де Шарни | роман | 1852 |
Исаак Лакедем | роман | 1852 |
Катрин Блюм | роман | 1853 |
Сальтеадор | роман | 1854 |
Парижские могикане | роман | 1854 |
Паж герцога Савойского | роман | 1854 |
Великие люди в халате | историческое произведение | 1855 |
Пират | драма | 1856 |
Соратники Иегу | роман | 1856 |
Сальватор | роман | 1857 |
Приглашение к вальсу | комедия | 1857 |
Предводитель волков | роман | 1857 |
Счастливая Аравия | роман | 1857 |
Лесничие | пьеса | 1858 |
Волчицы Машкуля | роман | 1858 |
Письма из Санкт-Петербурга | историческое произведение | 1859 |
“Мемуары” Гарибальди | биография | 1859 |
Ночь во Флоренции | роман | 1861 |
Мадам де Шамбле | роман | 1862 |
Волонтёр 92го года | роман | 1862 |
Сан Феличе | роман | 1862 |
Воспоминания фаворитки | роман | 1865 |
Красный Сфинкс | роман | 1865 |
По Венгрии | Путевые очерки | 1866 |
Последние любовные увлечения. Мои новые воспоминания | автобиография | 1866 |
Парижане и провинциалы | роман | 1866 |
Белые и синие | роман | 1867 |
Прусский террор | роман | 1867 |
Мадам де Шамбле | драма | 1868 |
Таинственный доктор | роман | 1869 |
Дочь маркиза | роман | 1869 |
Большой кулинарный словарь | кулинарный словарь | 1872 |
[1] А. Дюма. Собрание сочинений в 35 т., Том.4, 1992