Таким образом, Владимир Маканин, как будто играя словами, все время заставляет читателя обратиться к этим маленьким деталям человеческой души, собирать по этим кусочкам целостную картину каждой из представленных личностей, обратить внимание на их поведение, образ жизни и вообще увидеть тот ужасный мир лжи, преступлений, неверности, в котором мы живет. В этом контексте каждую из ремарок можно рассматривать не просто как необходимое уточнение или дополнение, а как некую философско-нравственную категорию, помогающую понять истинные чувства и переживания героев в данный момент, в данной ситуации.
В связи с вкраплением Владимиром Маканиным в текст романа драматических элементов, саму композицию произведения можно рассмотреть и как полноценный драматический текст. Интересным представляется то, что формально "Андеграунд" делится на пять частей, каждая из которых имеет в своем составе несколько глав. То есть в романе читатель сталкивается с игрой автора в классическую пятиактовую драматургию. При этом каждая из частей вполне может выступать как самостоятельное, вполне завершенное произведение. И лишь метод монтажа, заимствованный и использованный Маканиным, позволяет соединить все эти пять частей воедино под общим началом как произведение эпического и драматического жанра.
"Оглянулся. Венедикт Петрович оглянулся, чтобы увидеть меня с расстояния. (Понимал, что я тоже вижу его). Оттолкнул их. И тихо санитарам, им обоим как бы напоследок: не толкайтесь, я сам. И даже распрямился, гордый, на один этот миг российский гений, забит, унижен, затолкан, в говне, а вот ведь не толкайте, дойду, я сам!"
Владимир Семенович Маканин, "Андеграунд, или Герой нашего времени".
Проза Владимира Семеновича Маканина привлекает многих читателей, что связано с темами и проблемами, которые поднимает в произведениях писатель, так актуальными в современном мире. Маканин очень удивительным образом показал глазами героя-повествователя пороки и слабости людей, переходящие из сферы личного и индивидуального в сферу всеобщного и вечного. Но вместе с тем писатель служит не просто обличителем пороков всего общества, а, прежде всего, показывает высокую цель искусства, большое значение в жизни любого человека настоящей любви, дружбы и высоких нравственных ценностей, всегда показывающим нам правильный путь.
В своей работе я стремилась показать, как менялся главный герой в произведениях В.С. Маканина с течением времени в зависимости от происходящих изменений в обществе. А так же обосновать связь романа "Андеграунд или герой нашего времени" с русской классический литературой.
Критик и писатель Татьяна Никитична Толстая выразила мысль о том, что " особенность Маканина выражается в его любви, жалости и понимании любого человека: и нелепого, и несчастного, он любит, потому что страдает, потому что никогда не безнадежен... В этом смысле Маканин именно очень русский и глубоко традиционный писатель. Его пристальный взгляд, ирония, насмешка, не помехи для главного чувства, главной ценности - любви". [8; с.101]. Выбранный метод исследования данного вопроса - анализ текста романа "Андеграунд, или Герой нашего времени", а так же обзор критических работ, посвященных данному произведению позволил решить задачу, стоящую в курсовой работе - на примере романа В.С. Маканина показать один из взглядов современной литературы на образ своего современника.
Сделаем выводы по данной работе:
1. В.С. Маканин поднимает вопросы, которые существуют в любой стране, в любом государстве, у любого народа. Но вопросы эти окрашены глубокой философией русского человека, переживаниями за тех людей, которые находятся с тобой рядом. Возвышая отдельную личность, осознавая ценности отдельной человеческой жизни, Владимир Семенович Маканин повествует о возрождении нашей Родины и невозможности угасания всех ее красот и ценностей.
2. Роман "Андеграунд, или Герой нашего времени", можно поставить рядом с лучшими образцами русской классической литературы.
3. В романе предстает реалистическая галерея наших современников, их бытописание.
4. Язык произведения ярок, жизненно достоверен.
1. Маканин, В.С. Андеграунд, или Герой нашего времени. / М.: Вагриус, 2003.
2. Маканин, В.С. Ключарев и Алимушкин. /Роман, рассказы. М., 1979.
3. Амусин, М.Ф. Не-юбилейное. К 70-летию Владимира Маканина. М.Ф. Амусин, // Звезда. - 2007. №3.
4. Марченко, А.М. Владимир Семенович Маканин. Запах своей тропы.
5. Маканин В.С. Отставший. Повести и рассказы/ Художественная литература; М., 1988
6. Немзер, А.С. Замечательное десятилетие. О русской прозе 90-х годов. А.С. Немзер // Новый Мир. - 2000. №1.
7. Аннинский, Л.А. Структура лабиринта: Владимир Маканин и литература "серединного" человека. Маканин В.С. Избранное/. М.: Советский писатель. 1987. с.6)
8. Степанян, К.А. Голос, летящий в купол (о прозе Маканина). К.А. Степанян // Вопросы литературы - 1988, № 2 с. 206).
8. Сушилина И.К. Современный литературный процесс в России: Учебное пособие И.К. Сушилина. - М, 2001
9. Юркин Л.А. Введение в литературоведение: Учебное пособие Л.А. Юркин. - М, 2000.
10. Семыкина, Р.С. И. Локусы подполья в романе В. Маканина. Р.С. И Семыкина // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения 2008 - №4.
11. Токмаков, В. Н.В.С. Маканин: Писатели рано или поздно станут одиночками. В.Н. Токмаков, интернет журнал Ликбез (http://www.lik-bez.ru/) – 2009.