Смекни!
smekni.com

Творчество Иннокентия Анненского (стр. 6 из 9)

Даже сюжетность стихотворения состоит, по словам Л. Гинзбург, “в сцеплениях и разрывах между внешним и внутренним миром, в динамике вещей, подобной динамике отраженных в них душевных процессов”. /II, 5, стр.331/

Теперь следует обратиться к той теме, которая является наследием традиции русской прозы XIX века, к теме совести. Она перекликается с творчеством Ф.М. Достоевского. Наиболее разработан этот вопрос был А. Федоровым в монографии “Иннокентий Анненский. Личность и творчество." /II, 21/.

У Анненского тема совести заключается в сострадании к людям, обиженным жизнью, социально неустроенным. Наиболее полно в этом отношении стихотворении “Дети”:

…Но безвинных детских слез

Не омыть и покаяньем,

Потому что в них Христос,

Весь, со всем своим сияньем.

Ну, а те, что терпят боль,

У кого как нитки руки…

Люди! Братья! Не за то ль

И покой наш только в муке. /I, 2, 195/


“Мучительный вопрос совести" для Анненского очень важен и это делает его, во многом, последователем Достоевского.

Еще одной чертой, роднящей поэта с русской лирикой XIX века, а именно с А. Фетом, является конкретность восприятия.

Подводя итоги, следует сказать, что тематика не ограничивается очерченным в этой работе кругом, но остальные темы либо вписываются в те, о которых говорилось, либо они являются разновидностями одной из главных.

Надо еще раз отметить эти темы:

тема тоски

тема невозможности изменить что-либо

тема смерти

тема любви

тема совести.

2.4 Формальная организация стихотворений

Теперь, после описания основных тем, следует обратиться к вопросу о формальной организации стихотворений у И.Ф. Анненского.

Вопрос это довольно обширный и сложный, так как если в первой книге “Тихие песни" поэт под псевдонимом “Ник. То." использует, в основном, двусложные размеры, то в “Кипарисовом ларце" уже есть своеобразные эксперименты над формой стиха.

Итак, “Тихие песни" вышли в свет в 1906 году. В сборник включены чуть более пятидесяти стихов. Следует заметить, что очень мало из них датировано, поэтому видится целесообразным разбирать творчество автора по двум основным сборникам. Большинство стихов написано ямбом или хореем, а менее всего анапест. Первым написано наибольшее количество произведений, например “Тоска”:


По бледно-розовым овалам,_ _́́́́́́́́́́́́́́́́́ / _ _́ / _ _ / _ _́ / _

Туманом утра облиты,_ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́

Свились букетом небывалым _ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́ / _

Стального колера цветы…_ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́ /I, 2, стр.63/

В этом стихотворении встретился четырехстопный ямб. Это один из самых распространенных в этом сборнике размеров. Кроме четырехстопного, встречается шестистопный ямб. Это, к примеру, “Второй фортепьянный сонет”:

Над ризой белою, как уголь волоса,_ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́ / _ _ / _ _́

Рядами стройными невольницы плясали,_ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́ / _ _ / _ _́ / _

Без слов кристальные сливались голоса, _ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́ / _ _ / _ _́

И кастаньетами их пальцы потрясали…_ _ / _ _́ / _ _ / _ _́ / _ _ / _ _́ / _

/I, 2, стр.61/

Еще одной, не менее употребляемой автором, формой организации стиха, является хорей. Он, в основном, четырехстопен:

Зимней ночи путь так долог,_́ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _

Зимней ночью мне не спится: _́ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _

Из углов и с книжных полок_ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _

Сквозь ее тяжелый полог_́ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _

Сумрак розовый струится… _́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _

(“Зимние Лилии”) /I, 2, стр.47/

Единственным из трехстопных размеров, используемых автором, является анапест. Он либо трехстопен:

Короли, и валеты, и тройки! _ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́ / _

Вы так ласково тешите ум…,_ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́

(“Под зеленым абажуром”) /I, 2, стр.58/

либо четырехстопен и трехстопен:

Молот жизни, на плечах мне камни дробя,_ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́

Так мучительно груб и тяжел…_ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́

/I, 2, стр.51/

Особое место занимает тонический стих в кантате “Рождение и смерть поэта", написанной к столетию со дня рождения А.С. Пушкина. Он дан в партии Баяна, для стилизации под героические песни Древней Руси.

… Не Вольга-богатырь нарождается,_ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _ _

Нарождается надежа - молодой певец,_ _ _́ _ _ _ _́ _ _ _ _́ _ _́

Удалая головушка кудрявая… _ _ _́ _ _ _́ _ _ _ _́ _ _

/I, 2, стр.53/

Это основные размеры, присущие сборнику “Тихие Песни". Как видно, стихотворения, “песни” действительно “тихие” из-за первых слабых слогов в стихотворениях, что придает напевность их форме. Даже хорей иногда ослабляется за счет пиррихия в начале стиха:

Перестал холодный дождь,

Сизый пар по небу вьется,

Но на пятна нив и рощ

Точно блеск молочный вьется.

(“В дороге”) /I, 2, стр.25/

Итак, этот сборник, в основном, отголосок традиции стихосложения XIX века (Ф. Тютчев, А. Фет)

Интересны работы автора по использованию разговорной лексики (“Ванька-ключник в тюрьме”):

Крутясь-мутясь да сбилися

Желты пески с волной,

Часочек мы любилися,

Да с мужненою женой. /I, 2, стр.41/

Но стилизация под просторечную речь не нова в литературе, ее можно найти в творчестве поэтов XIX века. К примеру “Песня пахаря” Алексея Кольцова:

Ну! тащися, сивка,

Пашней, десятиной,

Выбелим железо

О сырую землю. /I, 3, стр.161/

Теперь следует обратиться ко второму авторскому сборнику, вышедшему в 1910 году, после смерти автора, а именно к “Кипарисовому ларцу”.

Это собрание минициклов, в большинстве своем абсолютно формальных: “трилистники” - по три, и “складни” - по два. Трилистников значительно больше и названия им даны, часто интуитивно и, на первый взгляд, непонятно. Наиболее четко и ясно по этому поводу выразилась Л. Гинзбург, в статье “Вещный мир": “… заглавия трилистников и складней задуманы как действительный элемент, как ключ, в котором должны читаться охваченные ими стихотворения. Этот замысел не всегда осуществляется с равным успехом. Есть заглавия натянутые, нужные только для соблюдения единого принципа. Есть заглавия так сказать тавтологические… Есть и заглавия, которые действительно дают ключ, динамизируют определенные смысловые элементы… В этих случаях заглавие выявляет связь, существующую между стихотворениями трехчленного микроцикла". /II, 5, стр.330/

Как видно, замысел сборника воплощен не полностью. Он вышел после смерти Анненского и дорабатывался его сыном, В. Кривичем, что, возможно, внесло некоторую смешанность и невыстроенность в систему.

Но, несмотря на все вышеуказанное, “Кипарисовый ларец" является достижением зрелого поэта, имеющего свою систему образов и, конечно же, своеобразие метрики стихотворений и приемов.

Форма организации стихотворного текста не сильно отличается в своих основных проявлениях. Это традиционные двусложные и трехсложные размеры - все они являются привычными для Анненского. Стихотворения, в целом, отвечают основным размерам силлабо-тонической системе стихосложения. Это такие произведения, как “Свечку внесли", “Смычок и струны", “Одуванчики”, “Вербная неделя”, “Октябрьский миф”, “Дальние руки” и другие.

В подтверждение этой точки зрения А.В. Федоров пишет: “Для Анненского характерно прежде всего то, что он с великим совершенством владеет традиционными (каноническими) формами силлабо-тонического стиха - такими, как ямб и хорей, наиболее у него частыми, как размеры трехсложные - дактиль, амфибрахий, анапест, образующими все вместе его основной метрический репертуар" /II, 21, стр.161/

Теперь, целесообразно обратиться к собственно особенностям метрической характеристики этого сборника. Отступлений от традиций стихосложения немного, но они заметны на фоне остальных лирических произведений.

В первую очередь, следует выделить дольник. Это всего два стихотворения: “Стальная цикада” и “Träumerei” (соответственно в “Трилистнике обреченности” и “Трилистнике лунном”).


Сливались ли это тени,_ _́ _ / _ _ _ / _́ _

Только тени в лунной ночи мая? _́ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _

Это блики или цветы сирени_ _ / _́ _ / _ _ / _ _́ _ / _́ _

Там белели, на колени_ _ / _́ _ / _ _ / _́ _

Ниспадая? _ _ / _́ _

(“Träumerei”) /I, 2, стр.81/

Остальные отклонения от канонических форм организации лирического произведения так же единичны. Это, в основном, смены ритма:

В желтый сумрак мертвого апреля, _́ _ / _́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _

Попрощавшись с звездною пустыней, _ _ / _́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _

Уплывала Вербная неделя _ _ / _́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _

На последней, на погиблой снежной льдине; _ _ / _́ _ / _ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _

Уплывала в дымах благовонных, _ _ / _́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _

В замираньи звонов похоронных, _ _ / _́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _

От икон с глубокими глазами _ _ / _́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _

И от Лазарей, забытых в черной яме. _ _ / _́ _ / _ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _

Стал высоко белый месяц на ущербе, _́ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _

И за всех, чья жизнь невозвратима, _́ _ / _́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _

Плыли жаркие слезы по вербе _́ _ / _́ _ / _ _́ _ / _ _́ _

На румяные щеки херувима. _ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _ / _́ _

(“Вербная неделя”) /I, 2, стр.74/

После того, как были разобраны основные метрические размеры, подпадающие под традицию стихосложения и отклонения от этой традиции, которые, в свою очередь, не могут быть отнесены к своеобразию методов данного автора, так как являются общепринятыми на период создания данных произведений (1900-1907гг.), следует обратиться к тем чертам поэтики, которые показывают особенности стихосложения Анненского.