"Мертвые души", которая станет главным итогом, вершиной его творчества. Сам Гоголь признавался, что был в его работе и личный мотив: долг перед памятью Пушкина. "Я должен продолжать мною начатый большой труд, который писать с меня взял слово Пушкин, которого мысль есть его создание и который обратился для меня с этих пор в священное завещание".
В 1841 г. первый том великого произведения был завершен. И Гоголь везет его в Москву. "Мертвые души" потрясли всю читающую Россию. Вокруг поэмы разгорелись яростные споры, которые, по определению Белинского, символизировали "битву двух эпох" - старой и новой, нарождающейся России. Каждая сила желала иметь Гоголя на своей стороне. Писатель не выдержал этой битвы. Он пробовал продолжить работу над вторым томом "Мертвых душ", чтобы "просветлить" своих героев, но через три года напряженнейшего труда сжег рукопись. Еще через три года он возобновил работу, но за несколько дней до смерти снова сжег на этот раз готовую книгу.
Гоголь умер 4 марта 1852 г. в Москве, измученный болезнями, в полной нищете. Не только "Мертвые души", но "самая жизнь Гоголя сгорела от постоянной душевной муки, от беспрерывных духовных подвигов, от тщетных усилий отыскать обещанную им светлую сторону, от необъятности творческой деятельности" - так реагировал на смерть своего друга писатель И.С. Аксаков.
Поэма "Мертвые души".
"Мертвые души" - одно из самых своеобразных и сложных произведений в русской литературе. Именно в "Мертвых душах" нашла наиболее полное выражение позиция Гоголя-писателя, человека, мыслителя.
Название, замысел, особенности жанра. Гоголь утверждал, что предмет (тема)"Мертвых душ" - не губерния и несколько уродливых чиновников, а "современный человек и нынешнее состояние его души". Название поэмы многозначно. Это и история о покупке "мертвых душ" как основа сюжета, и сопоставление религиозного учения о бессмертии души и бюрократически бездушного отношения к крепостным, и иносказание о душах персонажей, находящихся на разных стадиях омертвения.
Поэма была задумана в форме эпической трилогии. Ее должны были составлять три части - три ступени движения к истине (падение - очищение - возрождение души), которые дол-был пройти главный герой Павел Иванович Чичиков. Такое движение было для Гоголя единственно возможным путем духовного возрождения и всей нации. Но написана и опубликована была только первая часть.
Двигающее сюжет путешествие по Руси Чичикова (с целью скупки "мертвых душ") дало Гоголю возможность нарисовать "общую картину жизни России". Автор использует пейзажные зарисовки, путевые сценки, приводит различные сведения (экономические, исторические, географические), изображает портреты, характеры героев, показывает во всей полноте жизнь губернскую, помещичью, чиновничью, крестьянскую.
"Мертвые души" по жанру - поэма, так как образ главного героя (Чичикова) неразрывно связан с образом лирического героя (повествователя), который оценивает и поясняет не только "дела и дни" Павла Ивановича, но и жизнь всей современной ему России. Лирический герой - полноправное действующее лицо: "Долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями", - так подчеркивает Гоголь роль повествователя. "Мертвые души", названные автором "поэмой", - новый тип русского романа. Это взгляд на жизнь "сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы".
"Русь чиновничья и помещичья". Всех помещиков, изображенных в "Мертвых душах", объединяет низкий культурный уровень, безразличие и жестокость по отношению к крепостным "душам", вверенным им, и убогая, замкнутая на себе жизнь в усадьбах. Каждый из помещиков, которых посещает Чичиков, воплощает одну из черт, развившихся под воздействием паразитического образа жизни и мысли: Манилов - беспочвенное мечтательство, Коробочка - тупое хозяйствование, Ноздрев - буйную энергию и жизнелюбие, Собакевич - цепкость и грубость в преследовании своей выгоды, Плюшкин - бессмысленное накопительство. Гоголь представляет помещиков в определенной последовательности. А логика проста - показать читателю постепенную деградацию души, и, вызванную бесцельностью существования поместного дворянства и бесконтрольным владением "душами", богатством, землей.
Художественными средствами воплощения идеи об "омертвении" души выступают композиция и стиль произведения. Картины барских поместий и описания образа жизни их обитателей однотипны по принципу изображения (сначала деревня, затем двор помещика, его портрет, интерьер дома). Каждое из описаний отличается цельностью, но при этом углубляет впечатление процесса духовного распада, произведенного предыдущей главой.
Каждая из помещичьих усадеб почти изолирована от остального мира. Тем естественнее выглядит подчеркиваемое Гоголем "родство" людей, животных, предметов обихода. Все они несут отпечаток личности хозяина усадьбы ("И я тоже Собакевич!" - заявляет "каждый предмет" в доме этого героя).
Образы чиновников роднят с образами помещиков нравы паразитического существования. Обобщенный портрет губернского города (неустроенность, грязь, запустение) подчеркивает безразличие властей к нуждам местных обывателей. Всюду бюрократизм и продажность чиновников. Гоголь дает как обобщенные, так и индивидуальные характеристики чиновников "тонких и толстых". Все они - люди без понятия о долге, чести и законности, им нет дела до службы государству. Их отличительные черты: способность превращаться "то в орла, то в муху" в зависимости от звания собеседника (это и есть чинопочитание), воровство, круговая порука. Вставная "Повесть о капитане Копейкине" показывает жестокость и бесчеловечность чиновников самой "высшей комиссии". "Повесть" посвящена теме героического 1812 г. и создает глубокий контраст бездушному и мелкому миру чиновников.
Сцена бала у губернатора - своеобразный смотр "мертвых душ" помещичьей и чиновничьей России, которую отличают праздность и пустота существования. "Балы" и "сплетни" - единственные убогие формы "общественной" и "умственной" жизни. В разговорах нет ни духовного содержания, ни здравого смысла, все они вращаются вокруг пустяков. Представление о красоте существует на уровне обсуждения расцветки материала ("пестро - не пестро"), а солидность человека определяется по тому, как он сморкается и повязывает галстук (и конечно, по его "состоянию"). Нормы поведения зависят от обывательского представления "как должно". Гоголь пишет об отсутствии истинной культуры и нравственности в современном ему обществе. Почему же сложилась такая ситуация? Почему "мораль", "религия", "обязанности перед обществом" - это только слова?"Герои мои вовсе не злодеи", - объяснял Гоголь в одном из своих писем, но они "все пошлы без исключения". Пошлость, оборачивающаяся омертвением души, моральным одичанием, - вот главная опасность для человека.
Для Гоголя самое важное - духовное состояние русского общества. Он убежден: "Все хорошее и дурное, что есть в России - от нас". Все в жизни - и государственной, и частной - зависит от нравственных качеств людей, образующих общество. "Гибнет земля наша... от нас самих", - сокрушается писатель.
Образ Чичикова проходит через все произведение. Его "путешествие" дает возможность Гоголю "явить" в поэме "всю Русь". Сама возможность преступной комбинации с покупкой "душ" и отношение окружающих к этой авантюре вскрывают суть чиновничьей и помещичьей Руси.
Чичиков - новый человек, порожденный общественными процессами своего времени. В его эпоху в России деньги стали играть решающую роль, и утвердиться в обществе, добиться независимости можно было, только опираясь на капитал. Чичиков - дитя своего времени, он делец, приобретатель. В погоне за капиталом он утрачивает понятия о чести, совести, порядочности. Но это не имеет значения для "общества". Здесь Чичикова принимают как "порядочного человека", потому что считают "мильонщиком". Чичиков - "герой" своего времени", он обладает знанием людей, изворотливостью, волей, практической сметкой, активностью. Он - сила, но "страшная и подлая", такие, как он, не могут принести исцеления и счастья России, считает Гоголь.
Жажда приобретательства убила в нем лучшие человеческие чувства, поэтому Чичиков - тоже "мертвая душа".
В изображении России народной Гоголь не скрывает духовного убожества подневольного человека, его терпения и покорности. Он идет от показа приниженности, забитости крестьянства к выявлению его талантов, способности к творчеству, силы и широты его характера, стремления к воле. В способности народа к созиданию автор видит залог великого будущего России.
В "Мертвых душах" Гоголь (в предельно концентрированной форме) демонстрирует "свойства нашей русской породы", пороки, присущие русскому человеку. Бережливость Плюшкина, мечтательность и радушие Манилова, удаль и энергия Ноздрева сами по себе не заслуживают осуждения, но здесь они - "через край" и без цели - извращенная форма русского богатырства. Плутовство Чичикова - тоже искажение одной из черт русской натуры - практической сметки, энергичного стремления к намеченной цели. Перед Чичиковым - огромные возможности, у него - огромная энергия, но они не освещены ни разумом, ни великой целью, поэтому душа Чичикова разрушается.
Автор-повествователь в "Мертвых душах" - человек, думающий о России, о главных проблемах ее бытия, стремящийся к добру, высмеивающий несправедливость и зло. Повествователь не только рассказывает о героях, но и говорит о своем отношении к ним, передает свои мысли и чувства, вызванные картинами жизни. Богатство авторских интонаций: от горького сарказма до высокой патетики - связано с многообразием отраженной в поэме российской действительности и соответствует сложности и значительности поднятых в произведении проблем. Автор не только обличает пошлость, которой больна Россия, но и утверждает идею о необходимости духовного и нравственного совершенствования человека. Он занят поиском новых форм достойного человеческого существования, наполненного глубоким содержанием, и стремится вовлечь в этот поиск читателей.