Реферат
на тему: "Творчество Н.В. Гоголя и поэма "Мертвые души""
Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 г. в Полтавской губернии, в Больших Сорочинцах Миргородского уезда. Его детство прошло в небольшом поместье, где жизнь текла мирно и естественно. В гимназии высших наук города Нежина Гоголь получил довольно глубокое образование, здесь сложился его характер (наблюдательность, остроумие, умение "характеристически" воспроизвести особенности поведения какого-либо человека). Юноша мечтал о жизни в Петербурге и "служении государству". Но поначалу его преследовали неудачи. Приехав в Петербург, он не смог найти достойную гражданина государственную службу, провалилась его попытка поступить на сцену. Он вынужден был довольствоваться местом переписчика бумаг в департаменте... Но после успеха первой повести из цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки" - "Вечер накануне Ивана Купалы" - он оставляет службу в департаменте. Очень важными для молодого писателя было знакомство с Пушкиным и его друзьями, их одобрение и поддержка.
"Вечера на хуторе близ Диканьки" (1830) привлекли внимание читателей широким обращением к устному народному творчеству. Они внесли в русскую литературу свежую струю - светлый мир мечты, сказки, поэзии. В повестях, вошедших в этот сборник, воспевались труд и любовь как основа народной жизни. Уже в первых произведениях Гоголя звучит тема денег, богатства, убивающих человеческую душу. "Это был совершенно новый мир творчества, которого никто не подозревал и возможности", - писал Белинский.
Сборник "Миргород" (1835) написан в совсем другой тональности. На этот раз предметом изображения стал мир мелкопоместного дворянства, окутанный тиной жизненных мелочей. Этому миру противопоставлены героическая эпопея ("Тарас Бульба") и трагические тайны бытия ("Вий"). У Гоголя двойственное отношение к обитателям поместий - он то прибегает к сатире, то поэтизирует патриархальный быт и доброту, которая, по его мнению, угасает в современном человеке.
В 1842 г. увидели свет "Петербургские повести", над которыми Гоголь работал в течение семи лет. Все произведения этого цикла связаны общей темой: монументальным образом Петербурга николаевской эпохи.
Картина города, огромного и разного, блестящего и шумного, жестокого и нищего, складывается по кусочкам из разных повестей, в которых много условного, даже фантастического.
Главная улица Петербурга - Невский проспект. Повестью под таким названием открывается цикл. Именно здесь Гоголю удается показать "две полярные стороны одной и той же жизни" (В.Г. Белинский). Шумная, суетливая толпа, гуляющая по Невскому, - фон, оттеняющий искренность чувств и веру в истинную красоту героя повести художника Пискарева. Но чистые мечты о красоте оборачиваются для Пискарева полным крушением всякой веры в жизнь и даже безумием. Мечта терпит крах в "царстве пошлости", считает писатель. Зато отсутствие возвышенных, чистых помыслов, примитивные потребности удерживают на плаву другого героя повести - поручика Пирогова. Он полностью потерял чувство собственного достоинства, утратил себя как личность (выпоротый, он танцует на балу), что позволяет ему сохраниться на Невском проспекте.
Художник и поручик - представители разных социальных типов. Первый из них - это накал эмоций, некая индивидуальность, а второй - олицетворение пошлости, власти чина, отсутствие личности.
В повести "Портрет" раскрыта проблема сущности и назначения искусства. Оно, по мысли Гоголя, должно отображать все стороны действительности. Художник должен не копировать действительность, а, следуя своим замыслам, идеалам, творчески преобразовывать ее. Трагедия художника Чарткова в том, что между ним и изображаемой им жизнью встали деньги. Желание быстрой славы и богатства развратило душу художника. Он идет навстречу вкусам толпы, отказываясь от своей творческой индивидуальности, и гибнет как личность, как художник. Вновь, как и в первой повести, торжествует пошлость.
Тема чина - главная в "Петербургских повестях", блестяще раскрывается писателем в повести "Нос". Личность человека не имеет значения, важно лишь внешнее благообразие. Недопустимо отличаться от других, выделяться из толпы. Звание чиновника обязывает иметь нос, а коллежский асессор Ковалев нос потерял - в этом причина его "трагедии". Нос же, существуя самостоятельно, имеет все аксессуары "значительного лица" (мундир, шпагу, шляпу с плюмажем), поэтому принимается в обществе с почтением. Характерные черты николаевской эпохи - военный дух, бездумное послушание, недопустимость проявления индивидуального - показаны в соединении действительного и фантастического. Открытие Гоголем реалистического гротеска будет потом использовано и развито другими писателями. И в частности Салтыковым-Щедриным в "Истории одного города" и в сказках.
В "Записках сумасшедшего" изображена трагедия "маленького человека", попытавшегося освободиться от всепобеждающей власти чина, вообразив себя испанским королем. А началось все с того, что молодой человек, чтобы выбиться в люди, стремится всеми правдами и неправдами получить чин. Все в Петербурге внушало ему, что достоинство человека зависит от его материального положения. Но Поприщин, так звали молодого человека, не верил в это до конца и мечтал не только о повышении чина, о достатке, но и о самой директорской дочке, хотя понимал, что это - дерзость. Параллельно в нем зреет протест против своего положения. И когда мечты рухнули и герой прозрел, он пережил душевную катастрофу.
Последняя запись, сделанная им уже в доме для умалишенных, - кульминация распада сознания и человеческой боли. Здесь вскрывается совсем другой пласт личности, звучат совсем другие мотивы. Он взывает к матери, стремится к родному дому - к подлинно человеческим ценностям. Страшная правда, гротескно изображенная Гоголем, в том, что только сумасшедший, мыслящий не как все, сохранил человеческую индивидуальность.
Вершиной петербургского цикла по праву считается повесть "Шинель" - своеобразный символ гоголевской школы в русской литературе.
Тема повести - человеческое страдание, вызванное невозможностью существования в бездуховном обществе, где происходит стирание, нивелирование личности, где все решает звание. Это продолжение темы "маленького человека", поднятой Пушкиным в "Медном всаднике" и "Станционном смотрителе". Герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин занимает низший чиновничий чин, он "вечный титулярный советник". Все художественные средства, которые использует Гоголь (портретное описание, изображение деталей обстановки, в которой живет его герой, развитие сюжета), служат одной цели: показать неизбежность превращения "маленького человека" в ничто, в "простую муху". При этом Гоголь показывает, что власть чина губительна для всех, независимо от общественного положения. Даже "значительное лицо", к которому Башмачкин обратился с просьбой о защите, еще недавно был незлым существом, "да генеральский чин совершенно сбил его с толку". Гоголь подчеркивает типичность, обыденность ситуации "Шинели" словами: "В одном департаменте служил один чиновник..." Башмачкину автор отказывает во всем - в чувстве собственного достоинства, в желании бороться за свою честь, в любви, практически во всем, что делало бы Акакия Акакиевича неповторимой личностью. Бюрократизм, жестокий и равнодушный мир канцелярских бумаг превратил человека в крохотное исполнительное звено. Но все-таки Акакий Акакиевич нашел свою поэзию, способ выражения своей скромной индивидуальности. Его поглощал сам процесс письма, который доставлял ему эстетическое удовольствие. Это было укрытием бедного чиновника от убогости жизни.
Требование всеобщей беспрекословности лишает человека достоинства, доводит до такой степени приниженности, которая делает протест невозможным. Башмачкин терпит обиды и унижения и от "значительного лица", олицетворяющего бюрократическую государственность, и от глумящихся над ним молодых чиновников, и от уличных грабителей. Гоголь пробуждает в читателях чувство жалости и сострадания, изображая трагедию "маленького человека". Писатель взывает к человечности, напоминая читателям, что Башмачкин такой же, как они, их "брат". За ничтожным переписчиком бумаг проступает образ человека. Трагически звучит тема разрушения его личности.
Несправедливость, царствующая в жизни, так жестока, что способна вызвать недовольство, протест даже тишайшего, смиреннейшего из людей. Правда, забитый, запуганный Акакий Акакиевич посмел проявить свое недовольство "значительным лицом" только в бреду, в беспамятстве, когда искалеченное официальным "обществом" сознание было погашено. Но Гоголь логически продолжает его протест в фантастической заключительной части повести. Справедливость, растоптанная в действительности, торжествует в художественном произведении (эпизод с мертвецом, стаскивающим шинель с генерала). Так Гоголь решает проблему губительной для личности власти чина, поставленную им в "Петербургских повестях".
В 1836 г. Гоголь завоевывает славу драматурга: в Петербурге на сцене Александрийского театра состоялась премьера комедии "Ревизор". Мнения зрителей были полярно противоположными: восторг одних и яростное неприятие у других. "Ну и пьеса! Всем досталось, а мне больше всех!" - якобы воскликнул император Николай I, присутствовавший на первом представлении "Ревизора".
Гоголь, тяжело переживавший упреки критиков, а среди них были и такие, кто обвинял его в "клевете на Россию", в том же году уезжает за границу. Он живет в Италии, но продолжает внимательно следить за всем, "что ни делается на Руси", ибо все до последних мелочей "стало необыкновенно дорого и близко" ему. Больше всего времени и сил отдает он работе над поэмой