Список литературы
В 70-х годах XIX века в немецкой общественной жизни произошли глубокие изменения. Вместо ряда мелких, полуфеодальных государств выросла объединенная под властью прусской династии Германская империя с бурно развивающейся промышленностью. Если в старой, раздробленной Германии в деревнях и селах жило 64% населения, в новой Германии сельское население составило всего 40%; крестьяне непрерывно уходили в город на фабрики.
Большинство немецкого народа почти ничего не получило от развития промышленности. Бедствовало крестьянство, особенно в Пруссии, разорялась мелкая буржуазия, рабочие получали нищенскую зарплату, работая по 12 часов в день.
Маркс и Энгельс руководили немецким рабочим движением. В 1890 г. организовалась социал-демократическая партия, которая на этом этапе возглавила борьбу немецких рабочих. В начале XX в. произошел ряд рабочих волнений, особенно усилившихся после русской революции 1905 г. Но в социал-демократической партии ведущую роль стали играть оппортунистические элементы. Поэтому в начале первой мировой войны лидеры немецких социал-демократов проголосовали за военные кредиты.
Подъем немецкой общественной жизни, начавшийся в 70-х годах, дал себя почувствовать и в литературе. В сложной обстановке, в непрестанной борьбе складывался немецкий критический реализм. Его противоположностью являлись различные течения натурализма и декадентства, которые в Германии, как и во всей Европе, получили большое распространение в конце XIX и начале XX века.
С конца 1917 г. Германия потеряла инициативу на Западном фронте, попытки перейти в наступление в 1918 г. ни к чему не привели. Под влиянием поражений начался распад германской армии. 9 ноября 1918 г. в Германии произошла революция. Вильгельм II бежал в Голландию. Германия капитулировала, и было подписано перемирие с западными державами. Уже в декабре 1918 г. реакционеры при поддержке правительства пытались осуществить контрреволюционный путч. Он был сорван революционным пролетариатом.
В то же время «Союз Спартака» (как именовалась в 1918 г. группа левых социал-демократов), собравшись на Всегерманскую конференцию, постановил организовать коммунистическую партию. Германская коммунистическая партия была создана 1 января 1919 г. Напуганное популярностью коммунистической партии у рабочих, правительство решило разгромить авангард пролетариата. Немецкий пролетариат оказался малоподготовленным, чтобы взять власть в свои руки. После убийства 15 января 1919 г. Карла Либкнехта и Розы Люксембург начались массовые аресты и расстрелы. Окончательно утвердилась буржуазная республика, получившая название Веймарской, так как в Веймаре 3 июля 1919 г. была принята ее конституция. Незадолго до этого, 28 июня 1919 г., был подписан Версальский мир. Для борьбы с трудящимися буржуазия использовала различные реакционные формирования.
В 1919 г. возникла созданная Гитлером малочисленная партия, демагогически названная национал-социалистской. Это было зарождение фашизма. Были другие тайные группировки фашистского толка, как «Стальной шлем», «Черный рейхсвер».
Годы Веймарской республики (1918—1933) наполнены бурными политическими событиями.
Германия, великая страна,
Зловонной уподоблена трясине,
Где все, чем в мире славится она,
Бесславно гибнет в липкой смрадной тине —
так характеризовал Гауптман эпоху фашизма.
Во время второй мировой войны многие писатели сражались в армиях союзников. Наконец, после страшных лет террора, после ужасов второй мировой войны, благодаря мужеству и воле народов человечество освободились от «коричневой чумы».
Многие немецкие авторы в своих произведениях обращаются к теме Второй мировой войны.
Цель данной работы – изучить тему войны в немецкой литературе.
Задачи:
- изучить тему войны в произведениях немецких авторов;
- выявить описание войны в произведениях Э.М.Ремарка;
- раскрыть тему войны в произведениях Генриха Манна и Томаса Манна.
Творчество Ганса Фаллады (псевдоним Рудольфа Дитцена) типично для литературы «внутренней эмиграции».
Его первые романы были написаны в духе экспрессионизма. Фаллада не пошел за передовой группой экспрессионистов, зачинателей революционной пролетарской литературы, но он и не примкнул к реакционерам, будь то певцы «новой вещности», «почвенники» или декаденты. Постепенно он вырабатывал свой путь, свою реалистическую манеру, опираясь на традиции немецкого реализма XIX века.
Творческая биография Фаллады как буржуазного критического реалиста начинается с романа «Крестьянские бонзы и бомбы» (1929).
Горячим сочувствием к безработным проникнут роман «Маленький человек, что же дальше?» (1932) с его героем Пимбергом. Герои Фаллады — «маленькие», раздавленные жизнью люди. Они испытывают страх перед настоящим, не верят в будущее и одиноко тоскуют по справедливости. Герой романа «Кто отведал однажды тюремной похлебки» (1939) Вилли Куфальт всем чужд и все человеческое чуждо ему. В жалком сознании героев романа живет только ненависть к людям и эгоистическая жалость к себе. Они отщепенцы, одиночки, живут и борются только за себя и терпят поражение. В своей жизненной концепции Фаллада обнаруживает индивидуалистическую узость[1].
Лучшее произведение Фаллады — роман «Волк среди волков» (1937). Антифашистскую направленность этого романа поняли нацисты, и роман был изъят из продажи. Роман типичен для настроений «внутренней эмиграции». По жанру это воспитательный роман, но у Фаллады нет эпического полотна жизни. Имя героя — Вольфганг Пагель — напоминает о волке. Вначале он человек ожесточенный, морально опустившийся, это волк среди волков. В погоне за счастьем он бросает свою возлюбленную и мать. Но в нем не все человеческое умерло: из порывов сострадания, на которые он еще способен, постепенно родится сочувствие к людям, готовность помочь им в беде. И, наконец, Вольфганг находит счастье в семейном уюте. Вольфганг Пагель — не передовой человек, но в школе жизни он отказывается от нацизма, его призванием становится профессия врача, служение людям. Положительно было то, что в эпоху насилия писатель призывал к человеческой доброте. В романе показаны 20-е годы. Фаллада осудил круги, мечтающие об антиреспубликанском путче, обличил моральное ничтожество фашистов, мнящих себя цветом нации. Симпатии Фаллады принадлежат простым честным людям[2].
Интересно построение романа. Его разобщенные сценки отражают разорванность человеческих связей и сопровождаются ироническими авторскими замечаниями.
В последние годы жизни в романе «Каждый умирает в одиночку» (1947) писатель обратился к антифашистской теме. Он изобразил Берлин времени фашизма, стремясь показать протест населения против гитлеровцев. Но, не имея представления о том, что существовало организованное антифашистское подполье, он понимал борьбу как стихийный протест одиночек, честных энтузиастов. Его герои — незаметные, скромные супруги Квангель. Им невмоготу стало терпеть и молчать, они решили запугать фашистов и открыть на них глаза согражданам своими письмами. Фаллада с любовью говорит о мужестве своих героев. Но поведение супругов Квангель — это только протест одиночек, обреченных на гибель. Изображение их деятельности не лишено отпечатка фатальной обреченности, характерной для мировоззрения Фаллады.
Творчество Бернгарда Келлермана принадлежит к значительным явлениям немецкой литературы XX в. Келлерман — автор ряда романов, получивших мировую известность. Большую популярность завоевал его роман «Туннель», вышедший в 1913г. Фантастическая история сооружения железнодорожного туннеля под Атлантическим океаном, соединившего Европу и Америку, лежит в основе этого романа. При всей фантастичности сюжет «Туннеля» несет на себе печать своего времени, печать XX в., эпохи великих побед человека над природой. Прославление мирного, созидательного труда — главная идея романа, и она носит, несомненно, прогрессивный, гуманистический характер. Ценность романа заключается также в том, что писателю удалось показать современный механизированный труд, дать яркую картину поединка с природой многотысячной рабочей армии, вооруженной мощными машинами.
Герой романа инженер Мак Аллан — деятель, труженик, человек из народа. Его характеризуют не только выдающийся талант, но и необыкновенная трудоспособность, выдержка, сила воли. Образ Аллана овеян романтикой, но это романтика современности, романтика труда. Правда, аполитичность немецкого писателя сузила возможности его метода и таланта. Ограниченность и противоречивость его мировоззрения сказалась, в частности, в том, что не рабочие, а инженеры стали в романе носителями основной идеи прославления труда. В романе нет ни одного индивидуального образа рабочего, а в характеристиках массы наряду с ее мощью подчеркиваются такие черты, как слепота, стихийность, отсутствие высоких побуждений. Этой-то нерасчлененной и слепой массе рабочих Келлерман противопоставляет своих положительных героев — Мак Аллана и его соратников, инженеров. В этом чувствуется оттенок индивидуализма. Писателя ослепляет могущество железнодорожного короля Ллойда, привлекает настойчивость и смелость его дочери Этель Ллойд. Однако реалистический метод помогает Келлерману показать истинную сущность мира, разоблачить его своекорыстие и эгоизм[3].