На другой философский вопрос, кому это надо, исходя из рассматриваемого нами произведения можно ответить следующим образом: непосредственно воюющие не заинтересованы в этой войне. Миром правит нечто не человеческое, а политическое, экономическое, жертвами чего становятся невинные граждане. Но истинными жертвами являются только чеченцы, так как они выступаю на защиту своей жизни, традиций, культурного своеобразия и т.д. Русские же бойцы не нуждаются в жалости, так как большинство из них отрабатывает свои «боевые».
Наиболее интересным, на наш взгляд является выявление автором положительного в военных действиях России против Чечни. Герман Садулаев выражает мысль о том, что вплоть до новейших времен чеченцы были лишь конгломератом разношерстных племен, которые никогда не были способны объединиться до конца, создать собственную государственность и сформировать единую нацию. Если «война до последнего чеченца» не будет завершена, если чеченцы выживут и станут народом, благодарить за это они будут должны Россию, которая лучше всяких солнечных аномалий зажгла в них пассионарность, заставила встать плечом к плечу и внушила каждому: арию, хурриту, хазару - ты чеченец. «Русские - наша последняя надежда. Они не позволят нам оставаться женщинами. Они заставят нас быть чеченцами и мужчинами, потому что каждый чеченец - боевик, каждый чеченец – враг»[5].
Иногда причины войны могут быть объяснены сверхпричинами, суевериями и мнениями, которые свойственны чеченскому народу. «Мы отступники, мы нарушили закон. Мы насилуем землю, убиваем коров, мы спим со светловолосыми женщинами, лаская их груди губами. Поэтому небо обрушилось на нас. В России небо пустое, далекое, ему все равно, что делают люди. Небо над Чечней плотнее, чем сталь, оно близко, его царапают вершины гор. И оно упало на нас, потому что мы нарушили закон»[6]. Близость чеченского человека к природе необходимо влечет за собой сакральное к ней отношение.
Но а какой же выход может предложить нам автор повести «Одна ласточка еще не означает весны», как может быть закончена война. Единственный вариант, учитывающий непокорность чеченского народа и силу и напористость Российских политиков - каждый чеченец должен убить 80 русских, так как чеченцев 1 миллион, а русских – 80 миллионов.
Главный факт в повести тот, что о войне на самом деле никто и ничего не знает, кроме тех, кто непосредственно в ней участвует. СМИ верить нелязя, а для того, чтобы понять и узнать – нужно быть в ореоле военных действий. « Ах, Вы, маленькие мои, недоумки московские. Вы не ведете, да? Вы, наверное, читаете правительственные газеты и смотрите телевизор. И ничего не знаете, правда? Ваша крысиная контора ничего не знает, да? Пойдемте в самолет, там все из Назрани, там вам расскажут, весь город полон изувеченных детей, в больнице раненные лежат в коридорах, все старые, да малые, да женщины. Может, они все боевики, раз вы с ними ведете войну? Или грудные младенцы тоже участвуют в боевых действиях?»[7]
Да, непосредственные жертвы войны – не те, кто ее затеяли. Жертвы – мирные люди, которые остаются в стороне от интересов государства и служат только целью для достижения поставленных целей. Человек – ничто, даже не частица мира и жизни, война – все. Данная точка зрения присуща любому государству, но только не самому человеку. В своей повести «Одна ласточка еще не означает весны» Герман Садулаев пытается дать понять, что человеческая жизнь – это главное, что есть, ее надо ценить, а следовательно, всячески противиться не только самой войне, но и избирать только истинные ценности, а не суррогаты их.
Заключение
Военная тема не только не исчерпала себя, но и в последние годы получила второе дыхание. Но современная проза о войне в корне отличается от литературы, посвященной Великой Отечественной. Сегодня на войне, как правило, нет линии фронта, не всегда ясно кто враг, с кем и за что воюет российский солдат. Кроме того, всё это происходит на фоне кризиса и разложения в самой армии.
В своей статье критик В. Пустовая пишет: «Для персонажей новой войны их дело – не кровная необходимость защитить родину (потому что вдали от неё, потому что в чужом пространстве). И не амбициозная боевая компания (потому что организация бестолкова и любой успех с лихвой компенсируется нелепыми потерями, потому что нет доверия к планирующим компанию верхам). И не путь к славе и подвигу… Что же тогда новая война для её участников? Пожалуй, остаётся только один нескомпрометированный вариант: работа, «такая профессия» - не столько родину защищать, сколько выполнять для неё эпизодические боевые задания, без надежды на финал, итоговый результат, изменение ситуации. И должен ли, кстати, стремиться к окончанию войны профессионал, которому за каждый день конфликта набегает гонорар?»[8].
Литература
1. Лещинский И. Последний из русских реалистов. О книге Германа Садулаева «Я – чеченец!». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.skepsis.ru
2. Садулаев Г. Одна ласточка еще не делает весны//Я – чеченец! – Екатеринбург: Ультра. Культура, - 2006, 288 с.
3. Тема войны в современной российской литературе.[Электронный журнал]. – заглавие с экрана. – Режим доступа: http://www.herzenlib.ru
[1] Лещинский И. Последний из русских реалистов. О книге Германа Садулаева «Я – чеченец!». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.skepsis.ru
[2] Садулаев Г. Одна ласточка еще не делает весны//Я – чеченец! – Екатеринбург: Ультра. Культура, - 2006. - С.2
[3] Садулаев Г. Одна ласточка еще не делает весны//Я – чеченец! – Екатеринбург: Ультра. Культура, - 2006. – С.2
[4] Садулаев Г. Одна ласточка еще не делает весны//Я – чеченец! – Екатеринбург: Ультра. Культура, - 2006. - С.2
[5] Садулаев Г. Одна ласточка еще не делает весны//Я – чеченец! – Екатеринбург: Ультра. Культура, - 2006. - С.26
[6] Садулаев Г. Одна ласточка еще не делает весны//Я – чеченец! – Екатеринбург: Ультра. Культура, - 2006. - С.34
[7] Садулаев Г. Одна ласточка еще не делает весны//Я – чеченец! – Екатеринбург: Ультра. Культура, - 2006. - С.50
[8] Тема войны в современной российской литературе.[Электронный журнал]. – заглавие с экрана. – Режим доступа: http://www.herzenlib.ru