Первая комедия Островского «Свои люди — сочтемся!» посвящена процессу финансовой махинации — ложному, «злостному», банкротству (первоначальное ее название «Банкрот»). Основная идея купца Большова заключается в том, чтобы, назанимав денег, перевести всю свою недвижимость («дом да лавки») на имя «верного» человека, объявить себя неимущим, и за каждый занятый рубль вернуть только двадцать пять копеек (четверть общего долга, присвоив остальное). Скорое обогащение якобы не нанесет никому вреда: ведь у купца «кредиторы все люди богатые, что им сделается!» (д. 1., явл. 10). Такой способ делать деньги является противозаконным, но, как известно, остается популярным до сих пор.
Все персонажи «трудятся» и идут на разные хитрости ради денег, которые являются основной движущей причиной всех действий в комедии. Стряпчий «ходит» по мелким делам и «иной день и полтины серебром домой не приносит». Сваха получает «где и золотой, где и побольше перевалится — известно, что чего стоит, глядя по силе возможности» (д. 2, явл. 6), обращаясь к своим «работодателям», называет их «серебряная», «жемчужная», «изумрудная», «яхонтовая», «брильянтовые», придавая осязаемость и конкретность «драгоценным» качествам купчихи Большовой и ее дочери Липочке.
Все персонажи комедии стремятся к деньгам, постоянно думают о них, считают и свои, и чужие доходы. Даже мальчик на посылках Тишка делает свой «бизнес», собирая все, что плохо лежит: «Полтина серебром — это нынче Лазарь дал. Да намедни... гривенник дали, да четвертак в орлянку выиграл, да третье-вось хозяин забыл на прилавке целковый. Эвось, что денег-то!» (д. 2, явл. 8). В финале комедии для жулика-купца все спасение в деньгах: «Денег надо, Лазарь, денег. Больше нечем поправить. Либо денег, либо в Сибирь».
Деньги делят персонажей на тех, кто прислуживает, и тех, кому прислуживают. В первом действии «командует» и чудит Большов, а Подхалюзин заискивает и просит, в последнем - наоборот, Большов, лишившись состояния, просит «Христа ради» у Подхалюзина.
Финансовая афера купца — центральная интрига пьесы, в которой тесно связана линия сватовства и женитьбы. Объединяет их мотив денег. Ведь речь идет не о любви, а о приданом. Свое стремление к наживе, к большим деньгам персонажи комедии скрывают за изъявлениями притворных чувств. «Чувствительная» лексика приказчика — пережиток сентиментализма с его стилистической доминантой «душа» и «чувствительное сердце». Подхалюзин жаден, хитер, жесток, но может и притворно заплакать, именно его речи свойственны «возвышенные» речевые обороты. Развитие событий в комедии подтверждает мысль о несовместимости денег и чувства, опровергает отвлеченные «чувствительные» представления: там, где финансы и «дело», там нет места для сантиментов, души, сердца, слез и проч.
Стремление к деньгам в комедии свойственно не только богатому купцу, но и людям небогатым (свахе, стряпчему). Из-за жадности они готовы к любым нечистоплотным действиям. Эту особенность слабых людей понимает и использует Подхалюзин, обещая каждому по две тысячи рублей, а свахе и шубу соболью в придачу. Обманщики надеются получить очень большие деньги не за свою работу, невысокую цену которой они знают, а за услуги сомнительного свойства. В конце концов, и тот и другая получают плату в «сто рублей серебром», однако чувствуют себя обманутыми. Стремление получить сразу и много денег оборачивается разочарованием и злобой.
II.6 Стихия денег в произведениях Ф. М. Достоевского
В произведении Ф. М. Достоевского " Преступление и наказание" все герои романа, так или иначе, охвачены стихией денег, и эта стихия может выражаться в бедности или богатстве: Раскольников и его родные, его друг Разумихин, Мармеладовы очень бедны – страдают от голода и холода, подвержены мелочным страстям, азартным играм, спиртному. А вот помещик Свидригайлов богат, но его пороки не меньше, а даже больше, чем пороки бедняков. Развращенность и вседозволенность приводят его к самоубийству. А чем же лучше жизнь Лужина, желающего женится на сестре Раскольникова Дуне, который «…более всего на свете любил и ценил…, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его…»? Таким образом, Достоевский пытается подчеркнуть разрушительную силу денег, одинаково убивающих духовность человека и толкающих его на путь преступления.
В самом произведении бесчисленное множество раз упоминается слово «деньги» в диалогах и описаниях. Автор даже детально приводит описание количества монет, лежавших в кармане Раскольникова. Считать копейки и вечно зависеть от денег, думать о них – главная забота бедных и обездоленных. Перед каждым из героев, как и перед людьми реальными стоит дилемма: как выжить в мире бедности и унижения, не согрешив, не нарушив одну из Заповедей. Образ старухи – этот собирательный образ ростовщика, наживающегося на горе других. Всем в жизни старухи правят деньги, и их у нее боле, чем достаточно, в сущности, они и не нужны ей. Но она отбирает даже жалкие гроши у своей сводной сестры.
характер Раскольникова не однозначен, как и его судьба. В нем еще теплится добро и вера, он способен откликнуться и помочь другим, что хоть на мгновение возвращаем ему надежду. Власть денег разрушительная, но субъективна и человек может бороться с нею, имея на то желание и волю.
«Я вчера все деньги, которые вы мне прислали, отдал... его жене... на похороны. Теперь вдова, чахоточная, жалкая женщина... трое маленьких сирот, голодные... в доме пусто... и еще одна дочь есть... Может быть, вы бы и сами отдали, кабы видели... Я, впрочем, права не имел никакого, сознаюсь, особенно зная, как вам самим эти деньги достались. Чтобы помогать, надо сначала право такое иметь…».
Сам Раскольников постоянно нуждается в деньгах. Как только он получает некоторую сумму, он сразу же раздает ее. В тексте романа тщательно описывается каждый акт милосердия Раскольникова. Но именно без денег, и даже малого призрака их власти и разрушительной силы, на каторге в атмосфере лишений и страданий Раскольников все же кается и обращается к вечным ценностям, способным излечить его душу. Ему помогает любовь Сони, которая, как и он, вырвалась из стихии денег.
Уход из-под власти денег делает главного героя свободным от его обманчивых, антигуманных теорий. Смысл его жизнь это любовь, вера и честная работа, благодаря которой он, возможно, и не станет богатым, но сможет не умереть с голоду и жить с любимой женщиной.
В мире сентиментальной условности и преувеличенной чувствительности, в повести «Бедные люди», тема денег как внелитературный материал, имеющий реальное значение вне рамок художественного вымысла. По традиции бедность изображается в убожестве жилища, одеяния и пропитания. Макар Девушкин живет в кухне дома, где «чижики так и мрут... не живут в нашем воздухе», вообще это «Ноев ковчег». У него не остается денег на еду: хозяйка то и дело «обед совсем отказывается давать». Для Макара «полфунтика табачку» — роскошь и наслаждение. Варвара вспоминает о том, как богатая родственница «за столом каждый кусок, который мы брали, следила глазами». Стараясь обеспечить девушку самым необходимым, Макар Девушкин оказывается в долгах, постигает все унижения последней бедности. Деньги в художественном мире – указание и обозначение намерений, средство достижения целей. Так, Варвара пишет: «Вы дали хозяйке два рубля серебром; это очень хорошо; она замолчит теперь на время». Деньги, которые хочет оставить Варваре незнакомый господин пожилых лет» «под каким-то страниц предлогом», указывают на его неблаговидные намерения. Деньги играют важную роль в композиции повести, организованной в форме переписки, что дает возможность автору, но только показать разницу, но и подчеркнуть сходство взглядом сорокасемилетнего Макара и девятнадцатилетней Варвары на житейские проблемы. Мотив денег проходит сквозь переписку соединяющей нитью и связан со временем написания писем. Чем дольше длится переписка, т.е. чем дольше помогает Макар бедной девушке, тем меньше у него денег.
Переживания героев, постоянно висящая над ними угроза истинной нищеты создают в повести атмосферу напряженности и драматизма. Действия персонажей, так или иначе, связаны с деньгами, они продают, покупают, платят, получают, просят в долг. Девушкин забирает свое жалованье вперед, безуспешно пытается занять денег, неожиданно получает сто рублей от генерала. Варвара посылает Макару полтинничек, тридцать копеек серебром, Горшков просит «хоть гривенничек какой-нибудь», «хоть десять копеек»; Ратазяев за свое «творчество» «просит семь тысяч» и т.д. Ощущение безнадежности вызывают переживания героев, связанные с материальными утратами: продан новый вицмундир, на очереди старый фрак, рвутся сапоги, отрываются пуговки, переходят из рук в руки рубли и копейки. Значение имеет каждый «гривенничек». «Сиротский полтинничек», укоряя и пронзая чувствительное сердце», доводит чиновника до нравственного падения («У меня сердце и заныло, глядя на ваши сиротские денежки. Стал считать себе неблагопристойным, а как потерял к себе уважение... тут уж и падение»).
Спасаясьотпоследней нищеты и наготы, Варвара и Макар разлучаются вопреки своим чувствам. Бедные люди, почти нищие Макар иВарвара поправив свои денежные дела, в конце повести остаются "бедными", т.е. несчастными и жалкими.
II.7 Романтическое и прагматическое отношение к богатству в цикле " Записки охотника" И. С. Тургенева
Новым этапом развития темы денег явился цикл рассказов и очерков "Записки охотника". И.С. Тургенева. «Надо наконец знать себе цену», «дешево отделались!», «гроша медного не стоит», «никаких денег не пожалею», «деньги – прах! Золото — прах!» — эти и другие метафорические выражения, рассыпанные в цикле наряду с указаниями точных сумм, величины оброков, цен на хлеб, лошадей, взяток указывают на основную тему большинства рассказов. Упоминание о деньгах придает художественному миру «Записок охотника» правдоподобие.