Тема денег, заявленная открыто или полуреализованная в тексте, имеющий прямое отношение к развитию действия или находящийся на его периферии, является одним из основных элементов в создании образов «романтика" - "идеалиста» и «прагматика».
Деньги являются одним из самых важных элементов, из которых складывается тема рассказа «Хорь и Калиныч». Крепостной Хорь — на оброке, т.е. живет и работает по своему усмотрению, «своим умом» и за это платит барину по пятьдесят рублей в год. Мужик настолько умен, что, начав с нуля (изба у него сгорела) и, поселившись «на болоте», сумел разбогатеть.
Мотив денег, кроме того, проявляется в связи с нежеланием Хоря выйти на свободу. Богатый крестьянин утверждает, что на это у него не хватает денег. У него шестеро взрослых сыновей, Можно представить, что откуп будет дорого стоить. Деньги полезнее и надежнее для хозяйства и для торговли, которой он также занимается («торгуем помаленьку маслишком, да дегтишком»). Сам по себе крестьянский труд, даже свободный, — не прибыльное дело. Позиция мужика не вызывает осуждения рассказчика, разделяющего, видимо, понятия свободы и материальной независимости, реальности и «мечтаний»: «Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями».
Калиныч - "романтик". Главной особенностью характера является пренебрежительное отношение к материальному, к деньгам. Черта, которая пленяет охотника и сразу подкупает его. Этому «романтику» присуще, кроме близости к природе и игры на балалайке, бескорыстие. Он лишен грубого практицизма, заботы об удобствах жизни: «ходил в лаптях, перебивается кое-как», т.е. обустроить жизнь не смог, остался один, пренебрегает вещами - не только одеждой, но и охотничьими! принадлежностями. Для него человеческие отношения не оцениваются деньгами, материальной выгодой. В этом заключается главное различие в мировосприятии Калиныча и Хоря, для которого деньги являются эквивалентом человеческих отношений. А Калиныч старается не видеть связи между материальными благами и душевными отношениями.
Ермолай из рассказа «Ермолай и мельничиха», человек «ни на какую работу не годный», отчасти тоже фигура романтическая: «Ермолай был человек престранного рода: беззаботен, как птица, довольно говорлив, рассеян и неловок с виду, сильно любил выпить, не уживался на месте... Он подвергался самым разнообразным приключениям...». Этот облик беззаботного охотника дополняется еле заметным штрихом — мотивом пренебрежительного отношения к деньгам. В этом рассказе мотив денег звучит дважды: о Ермолае рассказчик замечает, что «он легко мог бы на деньги, вырученные им за проданную дичь, купить себе патронташ и суму, но, ни разу даже не подумал о подобной покупке». И о мельничихе — также в вопросе охотника: «Много ли он за нее дал выкупу?» — «А не знаю!» — ответил Ермолай. Деньги действительно в этом рассказе играют роль самую незначительную.
В «Малиновой воде» ярче, чем в других рассказах, тема денег вместе с понятиями «барщина», «оброк», «тягло», «недоимки», «приказчик», «барин», «из низкого сословия» и др. освещает не только социальные противоречия и неустройства, но и общую абсурдность жизни помещика и крепостного. Бессмысленность требований графа денег от крестьянина (в истории Власа), нелепое мотовство и траты его отца (в рассказе Тумана) связывают эпизоды рассказа, создающего характерную картину помещичьего быта и крепостной жизни.
В «Уездном лекаре» мотив денег окаймляет историю, рассказанную лекарем. Начинается рассказ с иронического описания того, как лекарь принимает оплату: «весьма ловко запустил к себе под обшлаг пятирублевую бумажку, причем, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону...». «Бедному человеку», как сам себя называет лекарь, лишенному самодовольства, честному, явно неловко принимать ассигнацию за пустяковую услугу: охотнику он «прописал обычное потогонное, велел приставить горчичник». Завершает рассказ «преферанс по копейке». Уездный лекарь выиграл «два рубля с полтиной — и ушел поздно, весьма довольный своей победой».
В рассказе «Контора» охотника поражает абсурдность организации жизни во владениях помещицы Лосняковой. Бессмысленность ее «административных» нововведений обнаруживается уже в назначении почти слепого и глухого деда сторожем на гороховое поле — первого, с кем встретился охотник в поисках укрытия от дождя. Главное учреждение в имении — Контора. Смысл происходящих здесь событий, которые тайно, притворившись спящим, наблюдает охотник, заключается в том, что конторщик — посредник во всех хозяйственных делах барыни — использует свое положение для вымогания взяток. Действия всех посетителей конторы связаны с деньгами. Однако в тексте рассказа слово «деньги» замещается различными «беленькими», «серенькими», «четвертными» и другими обозначениями бумажных денег. Так как читатель должен догадаться, о чем идет речь, то можно сказать, что мотив денег полуреализован в тексте рассказа. Центральная сцена — торг купца, покупающего хлеб у помещицы, с ее главным конторщиком.
В рассказе «Петр Петрович Каратаев» мотив денег подчеркивает и усиливает психологическую основу конфликта. Дворянин Каратаев влюбился в холопку и решил ее выкупить. Сцены торга, непосредственно связанные с мотивом денег, нередки в «Записках охотника». Это обыденное явление, не отягченное негативными ассоциациями, т.е. не связанное с понятиями жадности, мелочности или, наоборот, щедрости продавца или покупателя. Например, при покупке лошадей в рассказе «Лебедянь» барышник открыто «заломил цену небывалую». Когда появляется богатый князь, цены взлетают еще выше; продавец просит уже тысячи, а не сотни рублей. Наоборот, идиллическая чистота на дворе у г. Чернобая, у которого «все по старине», "все ладони, без хитростей", оказывается уловкой вполне «современного мошенничества». Обманутому остается только «покориться своей участи».
Основное событие пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад», вокруг которого строится действие, — продажа имения. «Двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад. Думайте об этом!.. Думайте!..» — твердит Лопахин. Любовная линия (Аня и Трофимов) явно на периферии основного действия, едва намечена. Напряжение действию придают торги, аукцион — принудительная продажа именин Раневской. Событие представляется катастрофическим и невероятным для его участников. С самого начала пьесы говорится о создавшемся положении как исключительно трудном и неожиданном. Аня рассказывает Варе о том, что у Любови Андреевны уже ничего нет, «дачу свою около Ментоны она уже продала... не осталось ничего. У меня тоже не осталось ни копейки». Ощущение крайней бедности нагнетается: несколько раз говорится о том, что «людям есть нечего». О возможности заплатить проценты и речи нет: «Где там», безнадежно отвечает Варя. Гаев говорит, что для спасения имения средств «в сущности ни одного». Речь идет фактически о полном крахе фамилии.
Мотив мелких денег — их вечной нехватки, заимствования, выигрыша, возврата долга, попрошайничества – звучит в каждой сцене пьесы, как комический - присутствует уже на ранней стадии воплощения замысла. Так же как и мотив безденежья. Торги, проценты, вексель, заем, заклад — все это непосредственно связано с основным действием и главной коллизией пьесы.
Деньги в пьесе - вещь, объединяющая персонажей: деньги переходят из рук в руки, их занимают, отдают, подают, предлагают, получают (как Петя - за перевод). Это одна из основных нитей, из которых соткано полотно комедии. Деньги в художественном мире пьесы «принижают» персонажей, дискредитируют каждого из них. Варя — олицетворенная скупость, определение ее в экономки логически завершает образ. Гаев инфантилен, «говорят, все свое состояние проел на леденцах», муж Раневской «делал долги и умер от шампанского». Лопахин, который считает и приумножает свое состояние, скоро будет миллионером — он работает с деньгами, не вызывает симпатий, несмотря ни на верность барыне, ни на всегда открытый для нее кошелек, ни на тяжкий труд, о котором подробно рассказывает. Трофимов гордо отказывается от денежной помощи, которою ему добродушно предлагает Лопахин: "Дай мне хоть 200 000, не возьму. Я свободный человек. И все, что так высоко цените вы все, нищие и богатые, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху. Я могу обходиться без вас, я могу проходить мимо вас, я силен и горд".
В пьесе показан интересный психологический феномен: притягательность легкости, изящества, красоты, щедрости и, наоборот, отталкивающее впечатление, которое производит тяжелое; (ответственное), расчетливое, рассудочное отношение к жизни. Прямой, мягкий, трудолюбивый Лопахин неприятен (досадно бестактен). Раневская, эгоистичная, легко присваивающая чужие деньги (займы у Лопахина, деньги «ярославской бабушки»), бросающая близких на произвол судьбы, вызывает симпатию, сочувствие и даже жалость тех, кто по ее вине остался безо всего (Гаев, Варя, Аня, Фирс). Можно сказать, что в пьесе показано видное миру очарование и невидимый миру эгоизм, граничащий с жестокостью.
II.8 Деньги – иллюзия реальности в рассказах А. П. Чехова
Тема денег в рассказах А. П. Чехова не только способствует созданию иллюзии реальности происходящего: в предметном мире рассказов все вещи имеют «правдоподобную» цену, персонажи располагают соответствующим доходом. Во многих случаях денежная сумма, о которой прямо или косвенно идет речь (будь то 200 рублей из рассказа «В приюте для больных и престарелых» или 75 000 в одноименном рассказе), оказывается мерой унижения, нравственного падения, моральной деградации.
Ситуации, показанные Чеховым в рассмотренных и многих других рассказах 1880-х годов, основаны на разнонаправленности интересов главных персонажей. При этом если одна сторона в своих поступках, надеждах и ожиданиях исходит из соображений о родственной привязанности, ответственности и семейном благополучии, то другая руководствуется только соображениями личной выгоды. Момент неожиданного столкновения двух различных образов мыслей, реализация меркантильности в конкретном действии или слове составляет центральное событие в сюжете рассказов, их кульминацию. Чеховские герои пытаются извлечь выгоду из всего, даже из супружеской неверности, как в рассказе "Начальник станции". Мотив денег, в Чеховских рассказах выполняет основную роль в создании ситуации конфуза, разочарования и отчаяния.