На формирование продуктивных качеств животных существенно влияет интенсивность роста и развития первотелок. Так, наименьший прирост живой массы имел место у животных 7/8-кровности в первую половину лактации, что можно объяснить более высоким уровнем их молочной продуктивности и более напряженным обменом веществ в организме, направленным в первую очередь на реализацию генетического потенциала к синтезу молока. (Л.Ю. Овчинникова, 2007)
На молочную продуктивность черно-пестрых и помесных животных оказали влияние продолжительность лактации и сервис-период.
В группах помесных животных установлена положительная и достоверная связь между удоем и продолжительностью лактации, а также сервис-периодом, составившая по группам: 1/2-кровных +0,57 и +0,50; 3/4-кровных +0,50 и +0,40; 7/8-кровных +0,46 и +0,38, тогда как у черно-пестрых животных она была незначительна (+0,13 и -0,09).
Помесные с голштинской породой животные и продолжительностью лактации более 305 дней превосходили по удою коров с продолжительностью лактации до 273 дней соответственно по генотипам на 604, 340, 526 кг.
Различия по удою среди черно-пестрых коров с разной продолжительностью лактации и сервис-периодом были несущественными.
С наиболее продолжительной лактацией (свыше 305 дней) установлено 65% животных в группе черно-пестрых коров, далее 7/8-кровных (55%; 1/2-кровных (30%). При этом наблюдается определенная закономерность, когда с повышением доли крови голштинской породы увеличиваете, количество надоенного молока коров с удлиненной лактацией от 3 до 256 кг по сравнению с чистопородными сверстницами (от 0,07 до 6,35%).
Нашими исследованиями установлено, что у чистопородных первотелок максимальная скорость молокоотдачи составила 2,35 кг/мин и была выше на 0,32 кг/мин по сравнению с помесями.
Таким образом, на основании проведенных исследований можно сделать вывод о существенном влиянии быков-производителей голштинско породы на уровень и качество молочной продуктивности полученного от них потомства. (Н. Фенченко, Н. Хайруллина, В. Хусаинов, 2005)
1.2 Интенсивность воспроизводства и молочная продуктивность коров
Известно, что одним из условий реализации генетического потенциала молочной продуктивности коров и рентабельности ведения всей отрасли молочного скотоводства, наряду с организацией полноценного кормления, внедрением новых прогрессивных технологий содержания и доения, является интенсивность использования маточного поголовья в воспроизводстве, которая во многом определяется сроками осеменения и оплодотворения коров после родов. Развернутая в 60—80-х годах прошлого столетия на страницах печати и в публичных выступлениях дискуссия по этому вопросу, носила принципиально острый характер.
Сторонники одного направления, считая, что физиологически протекающий послеродовой период у коров завершается в течение месяца, настойчиво доказывали и отстаивали идею осеменения и оплодотворения коров в первый месяц после родов, как основного условия получения в течение года от каждых 100 коров 110—115 телят и увеличения среднегодовой молочной продуктивности на 12—18%. По существу производству предлагался идеал воспроизводства крупного рогатого скота, обеспечивающий максимальную эффективность ведения молочного скотоводства.
Сторонники другого взгляда, считая, что инволюционные процессы в половых органах коров завершаются не ранее 45—60 дней после родов, опираясь на данные по низкой их оплодотворяемости в эти сроки, настойчиво рекомендовали (и продолжают рекомендовать) осуществлять первое осеменение животных не ранее 60 дней после родов, уверяя, что только такой подход к воспроизводству дает возможность обеспечить наименьший сервис-период, межотельный интервал, иметь наилучшие экономические показатели по оплодотворяемости и молочной продуктивности животных.
Высказываемые мнения о целесообразности индивидуального подхода к выбору рациональных сроков осеменения коров после родов в зависимости от характера течения послеродового периода в полемике сторонников вышеуказанных взглядов остались незамеченными вплоть до сегодняшнего времени.
Обозначенная проблема со временем не только не потеряла своей актуальности, но в определенной степени даже обострилась с разведением высокопродуктивного молочного скота.
Был проведен анализ динамики показателей молочной продуктивности коров в трех стадах Воронежской области с общей численностью 2200 коров симментальской породы при колебаниях среднегодового удоя от 2500 до 5500 кг молока. Потери молока при увеличении продолжительности сервис-периода и межотельного интервала изучали путем сравнения средних годовых удоев 2-х групп животных, подобранных по принципу парных аналогов, с учетом возраста (номера лактации), массы тела, сезона отела, величины годового удоя и продолжительности межотельного периода за предшествующую лактацию. Для исключения влияния заболеваемости коров на их молочную продуктивность, животные, переболевшие в течение 2-х последних лактации маститом или другими какими-либо болезнями, в опыт не включались. При таких жестких методических ограничениях из всего обследованного поголовья было выделено 142 пары коров-аналогов от 2-й по 6-ю лактацию с продолжительностью межотельного периода по всем возрастным группам в среднем 342—349 дней (сервис-период 57—64 дня), при котором выход телят от каждых 100 коров составляет 107—105.
Годовой удой коров исчисляли в базисной жирности (3,7%) по формуле:
Уг = (Ул:МОП) х (Жл:Жб) х 365,
где Уг — удой за год (кг),
Ул — удой за лактацию (кг),
МОП — число дней межотельного периода,
Жл — среднее содержание жира в молоке за лактацию (%),
Жб — базисная жирность молока (%), 365 — число дней в году.
Данные показывают, что во всех возрастных группах при увеличении межотельного периода с 344 до 424 дней годовые удои коров снизились в среднем по всем животным с 3441 до 3051 кг, или на 9,5%. В то же время у коров контрольной группы при неизменном межотельном периоде (346—344 дня) годовой удой повысился в среднем на 9,2%, что связано с закономерным ростом продуктивности животных по мере увеличения их возраста в отелах.
Абсолютные годовые потери молока у коров опытной группы при увеличении межотельного интервала определяли по разнице фактического и ожидаемого их удоя, а последние находили путем умножения их удоя за предшествующий период на коэффициент прироста молочной продуктивности у коров контрольной группы за те же годы.
Ожидаемый удой у коров опытной группы в последующей лактации должен был составить 3648 кг, а фактически от коров этой группы было получено в среднем за год только 3051 кг. То есть, в результате увеличения продолжительности бесплодия на 61 день годовой удой коров опытной группы снизился на 597 кг, или на 16,4%. Индекс потерь молока на один день бесплодия по всем возрастным группам в среднем составил 9,8 кг, или 0,27% к ожидаемому и 0,32% к фактическому годовому удою коров.
Кроме этого был проведен анализ показателей молочной продуктивности 20 пар коров-аналогов разного возраста, из которых у 20 животных в последующую лактацию межотельный период сократился с 344 до 322 дней (8 дней бесплодия в году), а у 20 — увеличился до 406 дней (82 дня бесплодия в году).
В I группе было выявлено увеличение среднегодового удоя с 3280 до 3680 кг, или на 12,2%, у коров II группы — уменьшение удоя с 3270 до 3040 кг, или на 8,9%. Индекс потерь молока на 1 день бесплодия в этой группе составил 8,5 кг, или 0,28% от фактического удоя.
Результаты проведенных исследований позволяют с уверенностью утверждать, что увеличение у коров периода от отела до оплодотворения сверх 60 дней (соответственно и межотельного периода сверх 345 дней) влечет за собой потери среднегодовой молочной продуктивности на величину равную 0,28—0,32% (в среднем 0,3%) от фактического годового удоя по стаду. Для стад с удоем 4000— 6000 кг потери молочной продуктивности на каждый день бесплодия составят 12—18 кг. (А. Нежданов, Л. Сергеева, К. Лободин, 2008)
1.3 Зависимость молочной продуктивности коров от качества кормов
Существующие нормы кормления для крупного рогатого скота основаны на использовании кормов 1 класса. В хозяйствах большинство кормов содержат низкую концентрацию питательных веществ, скармливание которых не позволяет выдерживать нормативное сахаропротеиновое и крахмало-сахарное отношение.
Была поставлена цель изучить, как происходит обмен валовой энергии при указанных нарушениях и как она используется на образование молока.
Опыт проводился в учхозе «Краснодарское» на коровах черно-пестрой породы, разделенных на 6 групп по 8 голов в каждой, в течение 152 дней.
Структура рационов и некоторые интересующие показатели представлены в таблице 1.
Из приведенных данных таблицы 1 видно, что отношение сахара к протеину и крахмала к сахару соответствовало норме только в I группе, где молочная продуктивность оказалась самой низкой. В этой группе было скормлено 55% сухого вещества некачественных кормов в виде сена и силоса. При низком качестве кормов указанные соотношения легкопереваримых углеводов не оказывают положительного влияния на молочную продуктивность коров. При несоблюдении сахаропротеинового и крахмало-сахарного отношения молочная продуктивность была выше, но это происходило при потреблении повышенного количества обменной энергии, содержание которой в 1 кг сухого вещества рациона соответственно составило 8,7 - 9,1 - 10,2 - 9,9 -9,7МДж.