Смекни!
smekni.com

Тема природы в романе И.В. фон Гете "Страдания юного Вертера" (стр. 2 из 2)

Природа – то, что существенно для каждого сущего с самого его возникновения. Поэтому словом «природа» обозначается как первоначальная сущность (ядро) вещи, так и совокупность всех вещей, не тронутых человеком. С точки зрения своего происхождения и существования человек сам является частью природы. В этом смысле природа по содержанию есть совокупность, сумма всей непосредственной деятельности, всех вещей и событий в их всеобщей связи; формально – бытие вообще: Она есть все.

Описание природы помогает создать психологический настрой прочтения текста читателем, помогает вскрыть интимный сиюминутный монолог души, подготавливает нас к изменениям жизни персонажа. Гете в академической форме транскрибирует этот монолог в сильные динамичные зарисовки природы, причем писатель иногда освобождает себя от подробного описания, он обозначает лишь контуры действа, а яркие картины все же удивительно-четко рождаются в воображении читателя:

Он добрел до небольших ворот. Сторожа знали его и пропустили без разговоров. Шел мокрый снег, а он лишь около одиннадцати часов снова постучался у ворот. Когда он воротился домой, слуга его заметил, что барин потерял шляпу. Однако не осмелился ничего сказать, раздевая его. Вся одежда промокла насквозь. Впоследствии шляпу нашли на уступе холма, обращенном к долине; непостижимо уму, как ухитрился он в темную, дождливую ночь взобраться туда, не сорвавшись.

Музыка двух душ – природы и человека. Гнетущая масса оркестра и вырывающийся из этой массы надрывной голос одинокой виолончели, готовой разорвать свои струны. Аникст отмечает, что «пейзажи в романе постоянно намекают на то, что судьба Вертера выходит за рамки обычной истории неудачной любви. Она проникнута символичностью, и широкий вселенский (т.е. природный, - А.С.) фон его личной драмы придает ей поистине трагический характер». Природа для Вертера это прирученная им энергия, которая дала ему силы пронести свою необузданную натуру через сюжет романа.


Вывод

В нашей работе мы попытались рассмотреть тему природы в романе Гете; вывести природу на новый космогенный уровень. Понимание природы как богини-Матери Вертера дает нам дополнительное прочтение поступков героя, - мы понимаем под природой не просто некую удобную нам, как читателям транскрипцию чувствований персонажа, а видим в ней уже персонажа равноправного, с которым Вертер ведет диалог на протяжении всего произведения. Некое двойственное чтение: мир людей и мир природы пропадает. Стоит отметить, что наша работа не указывает, как именно надо понимать природу в романе, мы только даем один из вариантов понимания текста, оставаясь в рамках классического литературоведения.

Литература

1. Гете И.В. Страдания юного Вертера: Роман. Фауст: Трагедия. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 665с. («Библиотека всемирной литературы»).

2. Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1988. – 1600с.

3. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576с. (Библиотека словарей «ИНФРА-М»).

4. Словарь философских терминов. – М.: ИНФРП-М, 2005. – 731с. (Библиотека словарей «ИНФРА-М»).

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1988. – 750с.

6. Античная мифология: энциклопедия. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. – 768с. (Тайна древних цивилизаций).

7. Аникст А.А. Творческий путь Гете. – М.: Худож. Лит., 1986. – 544с.

8. Лихтенштадт О.В. Гете. Борьба за реалистическое мировоззрение. Гос. изд.-во етербург, 1920. – 500с.

9. Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество. Т.I. Половина жизни. – М.: Радуга, 1987. – 592с.

10. История немецкой литературы в трех томах. Т.I. От истоков до 1789 г. – М.: Радуга, 1985. – 352с.

11. История зарубежной литературы ХVIII века. – М.: Радуга, 1985. – 352с.