Кроме того, Бахтин пишет о такой особенности миниппеи, как психологизм («изображение необычных, ненормальных морально-психических состояний»[15]). Это в «Путешествиях Гулливера» тоже присутствует. Во-первых, сложно не назвать безумием состояние главного героя в конце книги («я не мог выносить вида моей жены и детей; даже их запах был для меня нестерпим»[16]). Во-вторых, Свифт каждый раз подробно описывает психологическое состояние Гулливера, когда герой находится в той или иной стране (находясь у лилипутов герой чувствует «одиночество», у великанов – «унижение»).
«Для мениппеи очень характерны сцены … эксцентрического поведения, … нарушения общепринятого и обычного хода событий, установленных норм поведения и этикета, в том числе и речевого»[17], - подмечает Бахтин. «Эксцентричное» поведение героев свифтовского романа обусловлено несовпадением обычаев выдуманных стран и настоящей, современной Свифту Англии. Поведение йеху и струльдбругов, обычаи лилипутов и лапутян Гулливер находит предосудительными, тогда как другие герои тоже нередко осуждают поведение Гулливера (сцена тушения пожара в первой книге). Кроме того, к необычным сценам можно отнести многие моменты жизни Гулливера среди великанов (например, как он оказался внутри полой кости).
Также Бахтин утверждает, что мениппея включает в себя элементы социальной утопии. Разглядеть эти элементы в романе Свифта несложно. Утопические законы у лилипутов («если обвиняемый докажет во время процесса свою невиновность, то обвинитель немедленно подвергается позорной казни…считают мошенничество более тяжким преступлением, чем воровство» и т.д.), почти справедливое общество в королевстве великанов, и похожая на идеальную земля гуигнгнмов. В романе Свифта можно найти также черты антиутопии, но о связи антиутопии и мениппеи Бахтин ничего не говорил.
«Для мениппеи характерно широкое использование вставных жанров»[18]. В романе Свифта это – предваряющее роман письмо самого Гулливера Ричарду Симпсону («Вы не откажетесь, надеюсь, признать публично…[19]»), обвинительный акт лилипутов («принимая во внимание, что, хотя законом, изданным в царствование…»[20] и т.д.), и др. документы.
Последняя особенность мениппеи – это публицистичность. Во времена Свифта «Путешествия Гулливера» были очень актуальным и злободневным романом, так как содержали критику государственного устройства. И даже сейчас, когда прошло довольно много времени, и произведения Свифта утратили сиюминутную политическую остроту, роман почти не теряет своей публицистичности, и стал образцом иронической сатиры.
Заключение
Итак, можно с уверенностью сказать, что роман Свифта «Путешествия Гулливера» относятся к жанру Менипповой сатиры, и этому роману присущи все особенности, характерные для мениппеи.
Список использованной литературы
1. Интернет-портал «Люди». http://www.peoples.ru/art/literature/prose/ humor/swift/
2. М. М. Бахтин. «Проблемы творчества Достоевского». http://www. dostoevskiy-knigi.ru/ book/2/10/
3. М. Д. Заблудовский «Свифт». http://az.lib.ru/z/zabludowskij_m_d/ text_0020.shtml
4. Ю. Г. Фридштейн «Джонатан Свифт». http://briefly.ru/svift/
5. Д. Свифт. «Сказка бочки. Путешествия Гулливера». М.: Правда, 1987 год.
[1] М.М.Бахтин. «Проблемы творчества Достоевского».
[2] Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
[3] Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
[4] Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
[5] М.М.Бахтин. «Проблемы творчества Достоевского».
[6] М.М.Бахтин. «Проблемы творчества Достоевского».
[7] Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
[8] Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
[9] Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
[10] Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
[11] Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
[12] М.М.Бахтин. «Проблемы творчества Достоевского»
[13] Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
[14] Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
[15] М.М.Бахтин. «Проблемы творчества Достоевского»
[16] Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
[17] М.М.Бахтин. «Проблемы творчества Достоевского»
[18] М.М.Бахтин. «Проблемы творчества Достоевского»
[19] Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
[20] Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».