В теоретической части дана краткая характеристика синтеза художественного и научного способов познания реальности в современных гуманитарных науках. С этой целью основные понятия, определяющие мировоззренческие принципы, дифференцируются и соотносятся с различными способами познания мира. Концептуально-терминологический аппарат отличается вариативностью функционирования терминов, поэтому в работе дается уточнение понятий на основе анализа авторитетных работ в этой области.
В исследовании определяются особенности женского типа мировосприятия, сущность женского письма на основе анализа центральных позиций работ отечественных и зарубежных представителей феминистической критики и гендерных студий В.Агеевой, Г.Брандт, И.Жеребкиной, Н.Габриэлян, Н.Зборовской, С.Павличко, С.де Бовуар, Б.Фридан и др. Акцентируется специфика формирования гендерного сознания в современной украинской литературе и литературоведении, с которой связывается отношение критики к особенностям украинской женской прозы конца ХХ столетия.
Особенное внимание в работе уделяется ориентации украинской женской прозы конца ХХ столетия на личностное измерение картины мира. Над личностью тяготеют будничность, репрессивная социальность, которые влияют на формирование абсурдного характера героя. В произведениях формируется определенный тип героя, который переживает мировоззренческий кризис. Экзистенциальные поиски идентичности являются основой трансформации мировоззренческой позиции. Украинская женская проза конца ХХ столетия отличается усиленной апологетизацией маргинальных членов общества: стариков, сумашедших, детей, трансгрессивных личностей, которые репрессируются нормами и принципами современной цивизации. Такое видение трансформируется посредством творческого переосмысления традиционного сюжетно-образного материала. В работе акцентируются такие ключевые образы библейской мифологии, как Каин и Авель, Иов, которые ассоциируются с определенным типом героя. Активная жизненная позиция реализуется в специфике моделирования образа национального бытия.
В украинской женской прозе конца ХХ столетия точка зрения переносится на особенности психической организации, субъективированного изображения синкретизма времени и пространства. Ключевой категорией осмысления пространственности является архетип Дома, который инвариантно реализуется в текстах в негативном и позитивном аспектах. Пространство цивилизации, которое выступает как оппозиционное по отношению к автентичности внутреннего мира героя, детерминирует специфичную образную систему произведений.
Анализ ценностной системы произведений украинской женской прозы конца ХХ столетия указывает на формирование альтернативной мировоззренческой парадигмы, центральными концептами которой являются категории свободы, трансценденции, творчества, любви. Синкретизм жизненных феноменов Эроса и Танатоса интерпретируется в контексте мифологической парадигмы (циклической модели), но тем не менее в диссертации констатируется факт отображения секуляризационных процессов, которые отражаются на ценностном восприятии феномена Смерти в современном мире, что становится объектом художественной рефлексии.
Ключевые слова: женская проза, мировоззренческая модель, стиль, аксиологический концепт, бинарная оппозиция, идентичность, метафора, мистицизм, экзистенциализм.
SUMMARY
Kushneryuk J.R. Ukrainian feminine prose of the end of the 20-th century: mental models and peculiarities of style. – Manuscript.
Dissertation for the scientific degree of candidate of philological science, speciality 10.01.01. – Ukrainian literature. – Dnipropetrovs’k National University. – Dnipropetrovs’k, 2008.
The aim of the work consists in analysing the influence of leading mental models on formation of the artistic picture of the world, in interpretating mental components in the process of creating dominants of the artistic style of the Ukrainian feminine prose at the end of the 20-th century. Examination of typological parallels in works by G.Gordasevich, L.Dems’ka, O.Zabuzhko, S.Iovenko, N.Konotopets, M.Lomonos, M.Matios, S.Maidans’ka, N.Okolitenko, G.Pagutyak, J.Shevchuk helps to determine specific features of the female view of the world and man. The philosophic discourse reveals the high level of self-consciousness of prose by women. Peculiarities of the formation of the alternative picture of the world are traced on the level of macro and micro poetics of texts. The main attention is concentrated on peculiarities of creation of the identity of a hero, of reception of space-temporal and axiological concepts.
Key words: feminine prose, mental model, style, axiological concept, binary opposition, existentialism, identity, metaphor, mysticism.