Смекни!
smekni.com

Философия и этика позитивизма в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?" (стр. 17 из 18)

ЗАЩИТНОЕ СЛОВО

Уважаемые председатель и члены государственной комиссии, представленная Вашему вниманию работа посвящена теме «Философия и этика позитивизма в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать» .

Данная тема приобретает большую актуальность, если обратить внимание на то, что названный выше автор, его общественная деятельность, творчество в целом и роман «Что делать» в частности долгое время воспринимались большинством исследователей и читателей исключительно как явление политическое, узко идеологизированное, больше программное, нежели литературное. Во многом такая ситуация была продиктована социалистической направленностью и, в соответствии с этим, идеологической пропагандой руководством и цензорами советского государства идей Чернышевского в оправдание великого дела революции. Сегодня существует очень немного серьёзных объективных исследований творчества Чернышевского. И в данной работе была сделана попытка взглянуть на роман Чернышевского «Что делать», главную книгу в его творчестве, с непривычной для устоявшегося мнения точки зрения.

Роман «Что делать» - это, прежде всего, уникальное всё же литературное явление, подобных которому до Чернышевского никто в истории русской литературы не создавал. В частности о природе формы произведения Чернышевского и как следствие об уровне художественного мастерства автора велись многолетние споры в среде критиков и идеологов литературы. Бесспорно, роман носит популярный духу своего времени беллетристический характер, присутствуют в нём и черты философско-утопического романа, некоторые исследователи находили в нём новый тип программного публицистического произведения, а кто-то вообще склонен был думать, что перед ним авторский социально-политический трактат… Жаркие споры вокруг романа долго не прекращались среди современников писателя, рознясь от чрезмерно восхищённых отзывов до диаметрально противоположных негативных иногда даже агрессивных выпадов в адрес автора. Так или иначе, но в отношении этого романа и по сей день не существует однозначной оценки. Он и сегодня во многом остаётся загадкой как для критиков, так и для читателей. В плане художественности к нему, конечно, неприложимы те мерки, какие применяются к оценке прозы Тургенева, Толстого или Достоевского. Но ни в коей мере нельзя умалять значения этого романа, которое заключено в позитивном, жизнеутверждающем его содержании. Романа, в котором словно в зеркале отразились умонастроения целого поколения 60-х годов 19 века, эпохи противоречивой, с невиданным накалом общественной активности деятелей самого разного толка и необычайной остротой и массовостью дискуссий. Именно в атмосфере этого времени в русской общественной мысли начинают зарождаться позитивистские воззрения, убеждённым приверженцем которых становится Н.Г.Чернышевский. Поэтому целью данной работы было определено проанализировать роман Н.Г. Чернышевского «Что делать» и изучить позитивистские взгляды в нём.

Объектом исследования послужил роман Чернышевского Н.Г. «Что делать».

Предметом исследования - позитивизм в романе Чернышевского Н.Г. «Что делать».

Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:

1. Изучена и обобщена литература по философии, истории философии и литературе;

2. Дано определение позитивизму, выделены его основные черты и суть.

3. Реализована задача проследить развитие общественной мысли в России в эпоху 60-х годов XIX века и определить роль, место и значение Н.Г. Чернышевского и его романа в этом развитии;

4.Выполнен анализ романа «Что делать» с точки зрения основных идей позитивизма.

Сообразно поставленным задачам в работе использовались следующие методы исследования:

1.Изучение научно-методической литературы;

2. Изучение и анализ документальных и архивных материалов;

3.Анализ художественного произведения - романа

Н.Г.Чернышевского «Что делать».

Исследование проводилось на основе следующих источников:

7) Текстологическое исследование Рейсера С.А. «Некоторые проблемы изучения романа «Что делать» - Л., 1975.

8) Книга Паперно И. Семиотика поведения: «Н.Г.Чернышевский – человек эпохи реализма» - М., «Новое литературное обозрение», 1996. – в которой автор воссоздает многокрасочную и подробную картину событий «эпохи реализма», обращается к переписке, дневникам и мемуарам шестидесятников, внимательно воспроизводит наиболее характерные подробности быта «новых людей».

9) Работы Бердяева Н.А. – «Философия свободы»., и «Философская истина и интеллигентская правда». Электронное издание БЭКМ, 2006. – вопрос о развитии общественной философской мысли России 60-х гг. XIXвека.

10) Академическое издание Зеньковского В.В. – «История русской философии».- вопрос о позитивизме в русской философской мысли, в том числе и у Чернышевского.

11) Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать» и другие его работы.

12) Справочная литература и др.

Структура данной работы традиционна и включает в себя введение, две главы основной части, заключение и список использованной литературы.

Первая глава посвящена теоретическому аспекту проблемы. В ней раскрыто общее понятие и сущность позитивизма как философского направления, определены его основные черты и место в русской общественной мысли 19 века. Также рассмотрен вопрос о формировании позитивистских взглядов Н.Г.Чернышевского.

Позитивизм (от лат. positivus - положительный), в общем смысле,– это направление философии, считающее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Основателем позитивизма считается французский мыслитель и учёный О.Конт.

Приверженцы нового философского течения относились отрицательно ко всему отрицательному, разрушительному, критическому. Они противопоставляли духу отрицания и в теории, и в действительности созидательный, позитивный дух. Категория «позитивного» стала наиболее общей и главной в их мировоззрении, поэтому «позитивизм» и другие слова, производные от «позитивного», стали основными терминами для обозначения контовского учения.

О.Конт указывает пять значений слова «позитивное» :

1) реальное в противовес химерическому;

2) полезное в противовес негодному;

3) достоверное в противовес сомнительному;

4) точное в противовес смутному;

5) организующее в противовес разрушительному.

К этим значениям Конт добавляет также такие черты позитивного мышления, как тенденция не заменять абсолютное относительным, а подчинять его всеобщему закону здравого смысла.

Мировоззрение позитивистов базируется на неоспоримом авторитете науки. Во главу угла они ставят обоснованный, «научно» доказанный факт. Нет ничего относительного, что нельзя было бы увидеть или потрогать. Точность и логичность мысли лежит в основе позитивистского мышления.

Русской мысли позитивизм стал известен уже в 30-40-х гг. XIX в., но наибольшее распространение он получил лишь в конце шестидесятых годов этого века. Это было связано, во-первых, с общим кризисом мировой философии; во-вторых, с изменившейся в эти годы социально-политической обстановкой в России и с необходимостью создания такого учения, посредством которого стало бы возможным внести позитивные изменения в жизнь общества. Таким механизмом, предложившим свою методологию в отношении организации социального устройства, и выступил позитивизм, приверженцами которого стала прогрессивная разночинная молодёжь во главе со своим идейным вождём Н.Г.Чернышевским. (Вопрос о корнях позитивизма в мировоззрении Чернышевского до сих пор остаётся до конца не ясным в науке). Разночинцы 60-х были борцами за всеобщее счастье, были безбожниками и при этом аскетами, они сознательно отказывались от надежд на потустороннюю жизнь, а при этом в земной жизни выбирали лишения, тюрьмы, преследования и смерть и своей радикальностью раздражали не только официальные власти, но и предшествовавшее им поколение интеллигентов дворянского сословия, которые не мыслили духовного развития без веры и не теряли надежды на сохранение былого элитарного миропорядка. Именно о прогрессивно настроенных людях (Чернышевский зовёт их «новыми») и идёт речь в романе «Что делать».

Во второй главе дипломной работы, которая носит сугубо практический характер, проводился анализ романа Н.Г.Чернышевского «Что делать» с точки зрения реализации в нём позитивистских идей автора. Глава поделена на два раздела: в первом даётся общая характеристика произведению, во втором разделе раскрывается вопрос об этике позитивизма в нравственно-философских размышлениях и поступках героев романа.

С точки зрения методологии, роман полностью отвечает духу позитивистского мышления. В этом смысле сразу же обращает на себя внимание структура произведения, которая у Чернышевского строго организована.

«Что делать» – в заглавии автор даёт утверждение. Далее на примере своих героев Чернышевский излагает программу реальных действий для каждого из ряда «проницательных читателей», которая научит их стать счастливыми. Именно такую позитивную цель ставит перед собой автор – научить людей жить так, чтобы эта жизнь приносила им радость, чтобы они чувствовали себя в ней счастливыми.

Первым делом нужно (и это первое «новое», а значит позитивное утверждение автора) заняться образованием души и ума русского народа. Душе нужно дать свободу и осознание того, что поступать честно и благородно гораздо выгоднее, чем обманывать и трусить (примером тому служит в романе благородный поступок Лопухова, который сначала спасает Веру Павловну от «пошлой» среды семейства её родителей, предложив ей фиктивный брак с собой; а также путь «особенного человека» Рахметова, подробная биография которого приведена в романе).