“через два дня и вовсе крылья опустились у Любомира Зуха” “из четырех кур было только две” | (небесное Число «2» символизировало двойственные начала всего сущего небесное - земное, правое - левое, добро - зло и т.п.) |
“Все трое: Прокопий Прокопьевич, Янтимер, Заславский встали на ноги”, “У Янтимера есть три маленьких брата” “Сложили крохи из трех вещмешков и с грехом пополам протянули три дня’, | Число «3» воплощало образ динамической (изменяющейся, подвижной) целостности, полного совершенства, превосходства. |
« одной и два имен сразу” “единственная коза” | Число «1» было символом единства целостности |
“двенадцать лет своей жизни там прожила Мария - Тереза; “в 12 ч.10 мин. началось заседание суда” | Число «12» считалось счастливым и встречалось чаще всего в новогодней обрядности (двенадцать месяцев, знаков зодиака) |
“я седьмой” “неделю Любомир жил - то в небо взмывал, то падал в бездну”. | Из суммы «3 +4» (соединение динамической и статистической целостностей) образуется число «7», считавшееся преимущественно человеческим, а также воплощавшее идею земной полноты, гармонии (семь цветов радуги, семь нот в музыке, семь дней в недели и т.п.). |
На наш взгляд, магия числа имеет определенное значение в судьбах героев. Двенадцать лет прожила Мария - Тереза в родительском доме, а число двенадцать считается счастливым. В двенадцать часов началось заседание, на котором решалась судьба Любомира Зуха, а цифра 12 считается судьбоносной. То же самое можно сказать о цифрах 3, 1,7.
Магические числа определяют жизнь героев. Когда герои счастливы, используются числа 1,3,7. Когда что-то случается в жизни персонажей обязательно вмешивается цифра 2.
Для М. Карима, любовь - чудо, сказка, божественный дар.
Самые поэтические, самые красивые страницы в повести посвящены чувствам людей, самым чистым возвышенным, которые не может убить война, чему способствовали фольклорные и мифологические образы.
В «Помиловании мы постоянно чувствуем присутствие автора. Он страдает, сомневается, радуется вместе с нами, читателями. В этой повести ощутимо лирическое начало, что и создает особую красоту языку произведения, приближают переживания героев к сердцу читателя.
Заключение.
Изучив специальную литературу по теме, проведя собственное исследование, мы пришли к следующим выводам
В повести самые поэтические страницы посвящены чувствам, чистым и возвышенным, которые не может уничтожить война.
Мустай Карим продолжает традиции русской классической литературы. К фольклору и мифологии обращались многие писатели и поэты 19 - 20 вена
Веками копили мифы и фольклорные образы опыт народов, их представления о добре и зле, о достойном и недостойном поведении. Когда-то, передаваясь из поколения в поколение, они учили людей тому, как следует жить. Эти представления - часть духовных сокровищ, накопленных человечеством, знакомство с которыми обогащает каждого, кто с ними соприкасается.
В повести сильна романтическая струя, несмотря на жесткость самой ситуации. Для М. Карима, любовь - чудо, сказка, божественный дар.
Романтическое начало в художественное полотно повести вносят сказочные фрагменты. Мустай Карим использовал в своем произведении фольклорно-мифологические образы природы, магические числа, пословицы.
Все эти элементы ярче выявляют недозволенность происходящего. Недозволенность - не в пределах конкретного события, но в глобальном смысле - войны, что рушит миллионы судеб.
В основе повести лежит характерный для фольклора прием противопоставления (антитеза) Эту несовместимость войны и естества людского подчеркнет у Мустая Карима и природа
Ещё ярче роль фольклорных и мифологических образов в осуществлении замысла автора повести подчёркивается в ходе сопоставления его творчества с творчеством С.А. Есенина
Фольклорно - мифологическая основа творчества С.А. Есенина направлена на изображение пленительной красоты природы России, которую Есенин воспевал с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо.
Фольклорно - мифологическая основа М. Карима противостоит смерти, а любовь Любомира Зуха и Марии-терезы обретает вечность.
Фольклор и мифология органически входят в повествование повести «Помилование» Мустая Карима и являются выражением народной национальной традиции, духа народа, его нравственно-эстетических ценностей.
1. «Башкирское народное творчество» (том 2) предания и легенды - Уфа «Башкирское книжное издательство», 1987
2. «Деревенские адвокаты» М. Карим - издательство «Современник», 1989
3. «Малые жанры русского фольклора» - Москва «Высшая школа», 1979
4. «Мифологическая символика слов и образов» А. Рогалев - Москва «Литература в школе №8», 2002
5. «Мустай Карим» - Уфа «Китап», 2000
6. «Мустай Карим» М. Ломунова - Москва «Художественная литература», 1988
7. «Помилование» М. Карим - Москва «Современник», 1987
8. «Русское народное мифологическое творчество» - Москва «Просвещение», 1971
9. « Словарь символов» В. Копалинский - ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002
10. «Неиссякаемый источник» А.Л. Фокеев - издательство «Лицей», 2005.