«История Тома Джонса, найденыша» - роман о героях и роман о творчестве. Как и Стерн, как и Ричардсон, Филдинг не только рассказывает историю своих героев, но и осмысляет, создает и объясняет форму, которую эта история принимает, и эти две задачи – повествовательная и, как сейчас говорят, металитературная или, скажем тем, теоретически-литературная, являются неотделимыми друг от друга в романе Филдинга. Филдинг во многом остается последовательным противником Ричардсона, спор с которым начался еще в «Шамеле» и «Истории Джозефа Эндрюса».
Если Ричардсон, разрабатывая жанр романа в письмах, максимально убирал из него личность автора и авторский взгляд, предоставляя читателю задачу синтеза точек зрения и формирования истинной картины происходящего в романе, то Филдинг ни на минуту не оставляет своего читателя. Образ автора в романе столь же важен и значителен, как и образы героев. Автор высказывается на темы литературные, философские, религиозные, нравственные, объясняет выбор сюжетных моментов, пропуск значительных периодов времени, поскольку за это время не случилось никаких значительных событий, и так далее. И Ричардсон, и Филдинг сходятся в одном – в желании сделать свой роман и своих героев максимально правдоподобными. Ричардсон идет к этой цели косвенным, если можно так выразиться, путем, представляя себя лишь редактором попавшей к нему переписки и старательно объясняя в тексте романа, каким образом личные письма, во-первых, вдруг сохранились в такой полноте, а во-вторых, вдруг стали достоянием постороннего человека. |
Филдинг добивается эффекта правдивости двояким образом с одной стороны, он превращает свой роман, перефразируя Белинского, в «энциклопедию английской жизни» своей эпохи. Его вымышленные герои встречаются с реальными лицами, обедают в реальных харчевнях, заказывают платья у реальных портних. Знаменитый повеса Ричард Нэш, предупреждает будущую миссис Фитцпатрик об опасностях общения с подобными ему самому повесами, вниманию читателей рекомендуются лошади мистера Кинга и так далее. С другой стороны, Филдинг прямо объясняет читателям, где им следует искать правдивости и правдоподобия.
В изображении человеческой природы Филдинга явно вдохновляла философия эпохи Просвещения, хотя от многих художественных принципов классицизма он решительно отходит. Так, в постоянном мотиве «Тома Джонса» о развращающем влиянии городов и сохранении в деревенской обстановке в их неизвращенной форме лучших человеческих качеств слышатся отзвуки идей просветителей о развращающем влиянии цивилизации и о так называемом «благородном дикаре». У Вольтера, например, есть повесть «Простодушный», где носителем лучших человеческих качеств выступает нетронутый цивилизацией индеец.
В своем взгляде на человека и в отношении к человеку Филдинг оказывается предшественником Теккерея с его меланхоличным скептицизмом, но взгляд Филдинга все же оптимистичнее и веселее несколько цинического подхода к людям автора «Ярмарки тщеславия».
1. Бахтин М.М. Слово в романе. Гл. V. Две стилистические линии европейского романа // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 178–233.
2. Елистратова А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.
3. Роджерс П. Генри Филдинг. Биография. М., 1984.