Музыка передаёт пляску гномов, которая, начавшись в достаточно спокойном темпе, постепенно становится все неистовее и неистовее. Внезапно слышны мощные удары, напоминающие удары посоха горного короля, гномы на секунду застывают, но тут же их пляска возобновляется в ещё более безудержном ритме. Разгневанный король опять ударяет посохом в пол, повергая гномов в ужас и оцепенение. Попытки вновь начать лихорадочную пляску вызывают страшную ярость горного короля, удары посоха буквально сотрясают все подземное королевство, и наступает тишина.
IV Своеобразие композиции I и V действий комедии.
«Ревизор» начинается с такого удара фразы Городничего, после минутного окаменения всё приходит в какое – то судорожное и лихорадочное движение. Страх ускоряет это движение, удесятеряет силы: «Успеть, успеть, успеть!» - но тут же следующий удар: сообщение Бобчинского и Добчинского о том, что ревизор уже здесь! Опять минутное оцепенение и замешательство – опять энергия действия, невиданная по силе. Успеть уже ничего нельзя – и одновременно успеть нужно многое. Только теперь точка приложения сил изменилась: не приводить в порядок город, а «брать ревизора».
Забегая вперёд, скажу вам, что симметричное построение мы найдем в последнем действии комедии, где первым ударом станет сообщение Почмейстера о перехваченном письме Хлестакова, а вторым, заключительным, фраза –удар Жандарма о ревизоре, после чего наступает окончательное окаменение
- Мы с вами вплотную подошли к понятию «миражная интрига». Но теперь самое важное – надо поговорить о её носителе – Хлестакове.
V. Образ Хлестакова – главного носителя «миражной интриги»
1). Выступление, подготовленное учащимся
2). Слово учителя
а) При появлении Хлестакова мираж материализуется.
б) Гоголь неоднократно настаивал на том, что Хлестаков – главный герой.
в) Постановка этого персонажа в центр комедии и придаёт всей пьесе фантастический, даже фантасмагорический характер. Я – директор. Я – генерал. Я-главнокомандующий. Я-везде,везде,везде и т.д.
г) Но почему же он главный?
3). Словарная работа №2-«фантасмогория»
4). Беседа по эпиграфу к уроку.
Запись на доске, а ребята в тетрадях: «Главное лицо драматического творения есть центр пьесы. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около Солнца»
- Применимо ли оно к Хлестакову, как главному действующему лицу? Можно ли сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к нему?
- Да. Учащиеся доказывают
1) Городничий
2) Землянина
3) Бобчинский, Добчинский
4) Купцы
5). Слово учителя
Да, он центр вселенной – но ненастоящий, иллюзорный, мнимый. Он – пустота, принятая за центр. Понятие о «миражной интриги» заключается в превращении Хлестакова в значительное лицо, т.е. в наполнении пустоты вымышленным содержанием.
6). Словарная работа №3 – «интриган»
VI. Обобщающий вывод по теме урока
1. Слово учителя
Итак, в центре комедии оказывается человек, который менее всего способен вести активную игру.
За всем действием, всей интригой ощущается большой «нуль», поставленный в привычную для героев и зрителей позицию «единицы».
Именно в этой постановке и проявляется «миражная интрига». Он специально поставлен в центр пьесы, он не догадывается о положении, в котором он оказался, и поэтому не пытается извлечь выгоду.
2. Не герой ведёт действие, а действие ведет герой – так весьма условно, но емко можно обозначить главную особенность построения комедии. В этом и состоит своеобразие разработки Гоголем сюжета о мнимом ревизоре, сразу же снимающее вопрос о разного рода заимствованиях, и суть понятия «миражная интрига».
3.Викторина
1). Какую пословицу Гоголь взял в качестве эпиграфа к «Ревизору»?
а) на всякого мудреца довольно простоты;
б) на зеркало неча пенять, коли рожа крива;
в) не в свои сани не садись.
2). Что является отличительной чертой Хлестакова?
а) легкомыслие;
б) хитрость;
в) трусость.
3) Какую меру против ревизора Городничий считает наиболее надежной?
а) лесть и угождение;
б) взятку.
4). Кто из персонажей «Ревизора» говорит о себе, что у него «легкость в мыслях необыкновенная»?
а) Бобчинский;
б) почтмейстер;
в) Хлестаков.
5). Кому снится: «…какие – то две необыкновенные крысы… черные, неестественной величины»?
VII. Домашнее задание
[1] Машинский С.И. Художественный мир Гоголя – М.:Просвещение, с.5.
[2] Воропаев В. Гоголь в критике русской эмиграции. – с.19.
[3] Воропаев В. Гоголь в критике русской эмиграции. – с.18.
[4] Турбин В.Н. Герои Гоголя.- Москва «Просвещение»,1983. – с.22.
[5] Турбин В.Н. Герои Гоголя.- М.: Просвещение, 1983.- с.23.
[6] Там же, с.34.
[7] Воропаев В. Гоголь в критике русской эмиграции. – с.19.
[8] Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М.: Владос,1998.- с.112.
[9] Ермилов В. Н.В. Гоголь.- М.: Советский писатель,1952.- с.193.
[10] Машнинский С.И. Художественный мир Гоголя.- М.:Просвещение,1971. –с.246.
[11] Машинский С.И. Художественный мир Гоголя.- М.:Просвещение,1971- с.247
[12] Терц А. В тени Гоголя.- М.: Глобулус ЭНАС,2005.- с.35.
[13] Терц А. В тени Гоголя.- М.: Глобулус ЭНАС,2005.- с.36.
[14] Литературный энциклопедический словарь / Под общ. Ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева.-М.: Советская энциклопедия, 1987. – 293с.
[15] Маймин Е. А. Сюжетная композиция в драматическом произведении. Построение сюжета в комедии Гоголя "Ревизор" // Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. - М.: Просвещение, 1972. - С. 168.
[16] Там же, С. 171.
[17] Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М.: Владос,1998.- с.118.
[18] Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М.: Владос,1998.- с.122.
[19] Скатов Н. Иван Александрович Хлестаков и другие. // Скатов Н. Литературные очерки. - М., 1985. - С. 20-30
[20] Терц А. В тени Гоголя .- М.: Глобулус Энас, 2005.- с.41.
[21]Ветловской В. Е Гоголь – комедиатор // Рус. лит. - 1990. - № 1. - С. 6-10.
[22] Терц А. В тени Гоголя.- М.: С.57.
[23] Александрова И. В. Литературный генезис образа лжеца в "Ревизоре" Н. В. Гоголя: (Н. В. Гоголь и А. А. Шаховской) // Вопросы рус. лит. – Львов. – 1991. – Вып. 1. – №57. - С. 105.
[24] Терц А. В тени Гоголя, С.37.