1.2. Автор – произведение – читатель как единая многоуровневая система в романе Лермонтова
Одной из главных задач литературоведения является изучение проблемы автора в художественном произведении. Каждое художественное произведение несет в себе печать авторской личности. Личность автора создает стиль произведения, индивидуальное своеобразие и художественную оригинальность. Своеобразие стиля отражает мировоззренческую позицию автора, которая воплощена во всех элементах его произведения. О необхо-димости поиска принципов и законов словесно-художественного построения образа автора говорил В.В. Виноградов. Он подчеркивал, что и сами принципы развития художественных стилей: “… не могут быть объяснены и открыты без тщательного изучения историко-семантических трансформаций “образа автора” в разных типах и системах словесного творчества” . Автор, по Ви-ноградову, - это центр художественного мира, обнаруживающий отношение автора к собственному произведению. “В каждой книге, в подлинно художественном произведении должна, прежде всего, быть определена позиция автора” , - считает В. Каверин, который видит во внутреннем монологе героя внешний монолог автора.
К.А. Долинин считает, что словесное искусство в целом представляет собой непрерывную изменяющуюся семиотическую систему, особый язык, и что даже каждый отдельный художественный текст говорит с читателем по-своему; что “идейное содержание произведения воплощено в сложном комплексе всех его элементов, в системе этих элементов” и что, входя в единую систему, элементы текста оказываются связанными друг с другом сложной сетью взаимных сопоставлений и противопоставлений, придающих им добавочные значения; что “первоэлемент” лите-ратуры – художественный образ – принципиально многозначен…” .
Белинский говорит, что повесть “Бэла” является “завершенной”. Действительно, повесть является завершенной как законченное художественное произведение, в которое автор вложил все необходимое для развития сюжета, развернутого показа характеров. Однако без восприятия читателя любое произведение не может быть завершенным, так как он является конечным адресатом автора. “Содержание художественного произведения не переходит - как вода, переливающаяся из кувшина в другой, - из произведения в голову читателя, - пишет Асмус В.Ф. – Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем – по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя” . Читатель должен закончить произведение автора своими наблюдениями и размышлениями. Формула: автор – произведение – читатель - является законченной системой художественного произведения в повестях “Бэла” и “Максим Максимыч”. Читатель является интерпретатором художественного текста. Он наполняет действие собственными страстями и переживаниями. Читатель формирует личное отношение к событиям, он дает личностную оценку тех или иных героев, входит в литературную действительность всем своим существом и воспринимает реально происходящие в произведении события. Роман Лермонтова заключает в себе единую многоуровневую систему отношений. Формула: автор – произведение – читатель - является законченной системой художественного произведения в повестях “Бэла” и “Максим Максимыч”. Только взаимодействие всех трех компонентов может привести к пониманию художественной истины. В работе приводятся примеры, которые подтверждают многоуровневую систему лермонтовских повестей.
ГЛАВА 2. Новая интерпретация повестей “Бэла” и “Максим Максимыч”
2.1. Роль художественного подтекста в повести “Бэла”
Выявление художественного подтекста в повести “Бэла” позволяет сделать следующие выводы. На свадьбе Печорин и Бэла выразили друг другу симпатию. Обращение Казбича к богу в рассказе о лошади говорит о религиозности горца, это свидетельствует о его высоких нравственных ценностях. Казбич не поддается искушению вероломно обмануть Азамата. Максим Максимыч поспешно покидает свадьбу и тем самым предает свои куначеские “обязательства” перед Казбичем. Максим Максимыч коварным способом пытается убить Казбича, когда тот появляется у стен крепости. Во время погони, за укрвавшим Бэлу Казбичем, Печорин предпринимает попытку дать возможность горцу использовать девушку в качестве заложницы. Максима Масксимыча не устраивает подобный исход событий, так как он опасается мести Казбича, поэтому он стреляет и ставит горца в безвы-ходное положение. Подтекст позволяет видеть подлинное раскаяние Печорина после гибели горянки и нежелание взять ответственность за ее смерть Максима Максимыча. Конец повести – обращение писателя к читателю для выявления отношения к штабс-капитану.
Максим Максимыч рассказывает повествователю, что недалеко от крепости жил “мирной князь”. Находясь во враждебной среде, штабс-капитан понимал, как важно поддерживать дружественные связи с близлежащими аулами. Здесь на горской свадьбе Печорин впервые видит Бэлу. Она подходит к нему и поет песню.
Выявление художественного подтекста становится важным элементом в понимании событий повести. На свадьбе Бэлой был дан импульс к последующим действиям Печорина. Появляется еще один герой – это Казбич.
“В этот вечер Казбич был угрюмее, чем когда-нибудь, и я заметил, что у него под бешметом надета кольчуга. “Недаром на нем эта кольчуга, – подумал я, – уж он, верно, что-нибудь замышляет” .
Что же мог замышлять на свадьбе Каз¬бич? Для чего ему понадобилось прятать под бешметом кольчугу? Догадаться нетрудно: он, вероятно, намеревался похитить Бэлу. Максим Максимыч становится тайным свидетелем разговора Казбича и Азамата. Камнем преткновения истории Бэлы стала лошадь Казбича. Значение коня для горца было огромное. Цена его порой была так высока, что за него отдавали целое состояние. Описывая Карагеза, Максим Максимыч сравнивает его с красотой Бэлы: “вороная как смоль, ноги – струнки, и глаза не хуже, чем у Бэлы; а какая сила! скачи хоть на пятьдесят верст; а уж выезжена – как собака бегает за хозяином, голос даже его знала! Бывало, он ее никогда и не привязывает”. Поэтический и точный язык Максима Максимыча создает образ героического коня, но словно очнувшись от собственной завораживающей речи, он извиняющимся тоном добавляет: “Уж такая разбойничья лошадь!…”.
Казбич рассказывает о своем героическом коне: “За мной неслись четыре казака; уж я слышал за собою крик гяуров, передо мною был густой лес. Прилег я на седло, поручил себя аллаху и в первый раз в жизни оскорбил коня ударом плети”. (курсив мой - Г.В.).
Казбич посчитал, что оскорбил коня, ударив его плетью. В этом выражена любовь и почитание Карагеза, как равного ему существа. Он сравнивает коня с птицей. Казбич подвергает себя смертельной опасности. Конь мог разбиться в любую секунду, разбился бы вместе с ним и Казбич.
“Лучше было бы мне его бросить у опушки и скрыться в лесу пешком, да жаль было с ним расстаться, - и пророк вознаградил меня”. (курсив мой - Г.В.).
Горец готов был пожертвовать жизнью ради любимого коня. Обращение к богу является характерным в его понимании судьбы и событий, которые с ним произошли. Пророк его вознаградил, как считает Казбич, за его преданность Карагезу.
Азамат после рассказа Казбича готов отдать тысячу кобыл.
“- Йок, не хочу, - отвечал равнодушно Казбич”.
Казбич с безразличием относится к деньгам. Даже сама мысль стать обладателем несметного богатства оказывается для него никчемной по сравнению с его любимой лошадью. Такое отношение к деньгам также является положительной стороной характера Казбича. Он предан своим друзьям и ни за какие деньги их не предаст. Азамат не понимает эту сторону души Казбича. Он продолжает упрашивать, пуская в ход слезы, мольбы, лесть. Он страстно влюблен в Карагеза. Он также поэтическим языком описывает достоинства коня.
“- Послушай! – сказал твердым голосом Азамат, - видишь, я на все решаюсь. Хочешь, я украду для тебя мою сестру? Как она пляшет! как поет! а вышивает золотом – чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха… Хочешь? дождись меня завтра ночью там в ущелье, где бежит поток: я пойду с нею мимо в соседний аул, - и она твоя. Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?”
Казбич был поставлен перед большим искушением. Он получил возможность завладеть Бэлой. Ему надо лишь принять условия сделки. Обменять своего верного товарища на любимую женщину. Как же себя повел в этой ситуации горец?
“Долго, долго молчал Казбич; наконец вместо ответа он затянул старинную песню…”
В традиционном толковании долгое молчание Казбича означает, что в его душе идет борьба между страстью к Бэле и любовью к коню. Решение дается нелегко: дорога ему девушка, но конь дороже. Он обосновывает свой выбор тем, что цена коня не сравнима с ценой женщины, что за золото можно купить не одну, а четырех жен. Конь же является другом, а друзья не продаются. Потеряв коня-друга, он не найдет ему замены.
Однако в данной интерпретации исследователи не заметили существенной моральной проблемы. Сомнения, которые испытывал Казбич, означают, что он хотел предать своего друга. И все это происходит после его восторженного рассказа, где конь спас ему жизнь!
Выявление художественного подтекста позволяет понять истинные мотивы в действиях горца.
Писатель указывает читателю на истинные причины, побудившие Казбича долго не давать ответ. Действительно, предложение Азамата было весьма соблазнительным. У Казбича появилась возможность не только овладеть Бэлой, но и сохранить Карагеза: “…дождись меня завтра ночью там в ущелье, где бежит поток: я пойду с нею мимо в соседний аул”. (курсив мой - Г.В.).