Смекни!
smekni.com

Художественный подтекст как средство раскрытия характеров героев в повестях "Бэла" и "Максим Максимыч" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" (стр. 3 из 4)

Согласившись на сделку, Казбичу ничего не стоит напасть на Азамата и убить его, бросив тело в речку. Лермонтов не случайно описывает место возможного обмена. Имплицитное содержание данного контекста позволяет понять причину долгого молчания Казбича. Он размышлял не об обмене своего лучшего друга, а о возможности похитить Бэлу бесчестным образом. Он может коварным способом овладеть женщиной, если даст согласие на сделку, а потом вероломно нарушить ее. Лермонтов ставит своего героя перед сложным нравственным выбором. Получить желаемое, но потерять честь горца, предать собственное мужское слово или отказаться от сделки, но сохранить свою чистоту перед собой, перед своим народом и перед богом. Казбич остается верным горским традициям. Он не может нарушить слово, которое даст Азамату, поэтому он отказывается от сделки. Быть может, случайно встретив Азамата с Бэлой, он бы отбил горянку, но быть вероломным, не сдержать обещания ему не позволила горская честь. Таким образом, Казбич является носителем лучших традиций горского кодекса чести. Противоположностью Казбича выступает Азамат. Он готов ради страсти к коню совершить убийство.

“Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моем коне? На первых трех шагах он тебя сбросит, и ты разобьешь себе затылок о камни.

- Меня! – крикнул Азамат в бешенстве, и железо детского кинжала зазвенело об кольчугу. Сильная рука оттолкнула его прочь, и он ударился об плетень так, что плетень зашатался”. (курсив мой - Г.В.).

Дальнейшие события говорят о злом умысле Азамата. Не имея возможности законным путем договориться с хозяином Карагеза, он возводит на него клевету, утверждая, что сам подвергся нападению.

“Через две минуты уж в сакле был ужасный гвалт. Вот что случилось: Азамат вбежал туда в разорванном бешмете, говоря, что Казбич хотел его зарезать”. (курсив мой - Г.В.).

Азамат намеренно разорвал свой бешмет, чтобы оклеветать Казбича. Эта информация находится в подтексте. Извлечение имплицитного содержания позволяет понять смысл действий подростка.

Для Казбича дело обернулось плохо. Разгневанные родственники и друзья князя попытались его убить. Максим Максимыч говорит, что стоял “крик, шум, выстрелы”, то есть стреляли в Казбича, а он: “…был верхом и вертелся среди толпы, по улице, как бес, отмахиваясь шашкой”.

Как повел себя в этой ситуации Максим Максимыч? Он предложил Печорину немедленно отправиться домой. “Плохое дело в чужом пиру похмелье, - сказал я Григорью Александровичу, поймав его за руку: - не лучше ли нам поскорее убраться”

Казалось бы, нет ничего предосудительного в том, что штабс-капитан поспешил удалиться из опасного места. Быть может, он тем самым избежал неприятной для себя ситуации или даже спас себе жизнь. Мало ли чем могла закончиться потасовка на свадьбе. Разгоряченные горцы могли припомнить Максиму Максимычу и Печорину, что они являются боевыми офицерами русской армии. Следовательно, поступок коменданта крепости можно объяснить как поступок очень осторожного и предусмот-рительного человека. В данной интерпретации характер Максима Максимыча, разумеется, нельзя рассматривать с отрицательной стороны. Между тем поведение Максима Максимыча на свадьбе является важным элементом для освещения его негативных качеств. Максим Максимыч является единственным свидетелем разговора Казбича и Азамата. Причем он является тайным свидетелем. Горцы не знают, что весь их разговор был подслушан. Значит, единственным человеком, который может восстановить истину, был Максим Максимыч. А между тем Максим Максимыч является кунаком и князя и Казбича, а кунаки обязаны были выручать друг друга в случае ссоры, драки, убийства. Штабс-капитан отказывает в помощи своим кунакам.

“На другой день утром рано приехал Каз¬бич и пригнал десяток баранов на продажу. Привязав лошадь у забора, он вошел ко мне; я попотчевал его чаем, потому что хотя разбойник он, а все-таки был моим кунаком. Стали мы болтать о том, о сем…”.

Максим Максимыч и Казбич были хорошими приятелями. Горец признавался ему в своей самой сокровенной мечте: желании посвататься к Бэле. Этот уровень дружеских отношений говорит о том, как несправедливо обошелся Максим Максимыч со своим кунаком на свадьбе.

“…вдруг, смотрю, Казбич вздрогнул, переменился в лице – и к окну; но окно, к несчастью, выходило на задворье.

Что с тобой? – спросил я.

Моя лошадь!.. лошадь!…- сказал он, весь дрожа”.

Казбич, обладая чутким слухом и будучи готовым постоянно к опасностям, услышал, как кто-то пытается похитить его коня. Что именно привлекло Казбича, сказать трудно. Может быть, тихое ржание коня или у него была связь с конем на подсознательном уровне, но Карагез передал свою тревогу ему. Чутье не подвело Казбича - худшее его предположение сбылось - Карагез оказался похищенным.

Позже выяснилось, что заговор с похищением Карагеза организовал Печорин, он обменял его на Бэлу и помог ему в этом Азамат. Однако любовь европейца к горянке оказалась недолговечной

Вскоре Печорин охладел к Бэле. Это меняет направление сюжета. Теперь ситуация определяется тем, что исход событий предполагает драматическую развязку. Максим Максимыч искренно желает счастья Печорину и Бэле. Но только ли этим мотивом начинает руководствоваться Максим Максимыч? Не использует ли он Бэлу для решения собственных проблем?

Однажды Максим Максимыч с Бэлой сидел на углу бастиона и наблюдал окружающий пейзаж.

“Вот смотрю: из леса выезжает кто-то на серой лошади, все ближе и ближе, и наконец остановился по ту сторону речки саженях во ста от нас и начал кружить лошадь свою, как бешеный. Что за притча!..”

Джигитом оказался Казбич, который, по-видимому, продолжал поиски своего скакуна. Лермонтов употребляет слово “бешеный”, чтобы подчеркнуть бурную реакцию Казбича. Вероятно, он узнал Максима Максимыча и Бэлу. Он понял, что Бэла находится в крепости и связал похищение своего Карагеза с нею и Максимом Максимычем.

“-Всматриваюсь, точно Казбич: его смуглая рожа, оборванный, грязный, как всегда. (курсив мой - Г.В.).

Теперь Максим Максимыч описывает Казбича в пренебрежительно-презрительных тонах. Он старается вызвать у слушателя отвращение. Конечно, горец мог быть грязным, потому что он занят бесконечными поисками своего коня. Лицо Казбича он называет “смуглой рожей”. Употребление слова “рожа” трактуется словарем в трех значениях. Наиболее подходящее к данному контексту – употребление как бранного слова. Максим Максимыч отрицательным описанием внешнего вида Казбича подго-тавливает автора путевых заметок к необходимости своих действий.

“- Подойди-ка сюда, - сказал я часовому, - осмотри ружье да ссади мне этого молодца, - получишь рубль серебром” (курсив мой - Г.В.).

Штабс-капитан говорит простым народным языком. Он, как бы шутя, снижает подлинное значение совершаемого им действия. Смысл его слов заключается в приказе убить Казбича. Он совершает покушение на убийство, отдавая приказ своему подчиненному застрелить горца. Причем, меры по осуществлению задуманного он предпринимает самые серьезные. Максим Максимыч приказывает солдату осмотреть ружье. Более того, чтобы заинтересовать солдата в конечном результате, Максим Максимыч готов пожертвовать рубль серебром, несмотря на свою скупость. Необходимости давать деньги не было. Солдат обязан был выполнить приказ начальника. Но Максим Максимыч хочет максимально мобилизовать солдата выполнить его приказ. Все это свидетельствует, насколько серьезны были намерения штабс-капитана уничтожить своего бывшего кунака. Штабс-капитан просчитывает возможные действия и, стараясь заранее обезопасить себя, отдает приказ расстрелять горца. Желание Максима Максимыча устранить для себя опасность и стало истинной причиной гибели Бэлы. Во время кульминационной сцены – погони, именно его действия привели к гибели горянки.

“К счастию, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены: они рвались из-под седла, и с каждым мгновением мы были все ближе и ближе...

…Смотрю: Печорин на скаку приложился из ружья... “Не стреляйте! – кричу я ему: – берегите заряд; мы и так его догоним”. Уж эта-молодежь! вечно некстати горячится... Но выстрел раздался, и пуля перебила заднюю ногу лошади; она сгоряча сделала еще прыжков десять, споткнулась и упала на колени Казбич соскочил, и тогда мы увидели, что он держал в руках своих женщину, окутанную чадрою... Это была! Бэла... бедная Бэла! Он что-то нам закричал по-своему и занес над нею кинжал... Медлить было нечего: я выст¬релил в свою очередь, нау-дачу; верно, пуля попала ему в плечо, потому что вдруг он опу¬стил руку... Когда дым рассеялся, на земле лежала раненая лошадь, и возле нее Бэла; а Казбич, бросив ружье, по кустарникам, точно кошка, карабкался на утес; хотелось мне его снять оттуда, да не было заряда готового! Мы соскочили с лошадей и кинулись к Бэле. Бедняжка, она лежала неподвижно, и кровь лилась из раны ручьями. Такой злодей: хоть бы в сердце ударил, а то в спину... самый разбойничий удар! Она была без памяти”. (курсив мой - Г.В.).

Попробуем истолковать “горячность” Печорина. При искреннем желании спасти Бэлу Печорин не должен был “горячиться” и стрелять в лошадь, так как в его пони¬мании дикарь-горец убьет женщину, но не допустит, чтобы она попала к вра¬гу, к завоевателю: “...а если от¬дадим дочь этому дикарю, он ее зарежет или продаст”.

Во время погони Печорин был поставлен в сложную ситуацию. С одной стороны, перед ним возможность избавиться от нелюбимой женщи¬ны, а с другой стороны, динамика погони шла к тому, что Бэла вернется обратно в кре¬пость. Что делать? И вот тогда Печорин, благодаря своему незаурядному интеллекту и знанию человеческого характера, находит решение. Он стреляет в лошадь, чтобы поставить горца в “за¬труднительное положение, как в свое время поставил Грушницкого. Он предугадывает поведение Казбича, который любит Бэлу, следовательно, будет пы-таться спасти самое доро¬гое для себя существо, т. е. использует ее как заложницу.