Поверхность реки, на которую так любил смотреть Николенька („Юность“, гл. 32), бывала часто „лиловатой“...
„Разлапистый репейник с неестественно лиловыми колючими цветками грубо растет выше малины“ (там же, гл. 32).
„Дым, поднимаясь чаще и чаще, расходился быстро по линии и сбился, наконец, в одно лиловатое, свивающееся и развивающееся облако“ („Севастополь в августе 1855 года“, гл. 24).
„Кудрявые кусты сирени кое-где как будто были посыпаны сверху чем-то белым и лиловым“ („Семейное счастье“, ч. 1, гл. 2).
Во время венчания Катя стояла „в чепце с лиловыми лентами“ (там же, гл. 5).
В „Войне и Мире“:
Старик Болконский „лежал высоко на спине с своими маленькими костлявыми, покрытыми лиловыми узловатыми жилками руками на одеяле“ (т. III, ч. 2, гл. 8).
„Лиловый кривоногий Серый весело бежал стороной дороги“ (IV, 3, 13).
Собачонка, с которой не расстается Платон Каратаев, — „лиловая“ (и это Толстой повторяет несколько раз).
Перед сражением у Красного небо было „черно-лиловое“.
Перед Островной на восходе гнались ветром „сине-лиловые“ тучи.
Перед Тарутином стояла ночь „с черно-лиловатыми тучами“.
Графиня Безухова носила „темно-лиловое платье“.
Кн. Андрей во время своей поездки в Рязанские имения видел, как по дороге из-под листьев вылезала трава и цветы, и цветы эти были „лиловые“ (т. II, 3, 1).
На углу Поварской Пьер увидел женщину армянского типа, которая „в своем богатом атласном салопе и ярко-лиловом платке, накрывавшем ее голову, напоминала нежное тепличное растение, выброшенное на снег“ (III, 3, 34).
В „Анне Карениной“:
Во время бала Анна „была не в лиловом, как того непременно хотела Кити, а в черном“ (ч. 1, гл. 22).
„Кити видела каждый день Анну, была влюблена в нее и представляла ее непременно в лиловом“ (там же, гл. 22).
„Что это Мари в лиловом, точно черное, на свадьбу“, говорила Корсунская (ч. 5, гл. 5).
По приезде из Москвы Кити „в том темно-лиловом платье, которое она носила в первые дни замужества и нынче опять надела и которое было особенно памятно и дорого ему, сидела на диване“... и т. д. (ч. 5, гл. 15).
Священник, напутствовавший Светлогуба перед казнью, был одет в „лиловую рясу“ („Божеское и человеческое“, гл. 7).
„За старушкой был еще труп мужчины в чем-то лиловом. Цвет этот напомнил что-то Нехлюдову“ („Воскресение“ ч. 3, гл. 27).
Подобно Кити, и жена Толстого С. А. Толстая любила (как она сообщала пишущему эти строки, сравнивая факты, рассказанные в „Анне Карениной“, с действительными обстоятельствами жизни) в первые годы после замужества (впрочем, и позже) носить лиловые платья, особенно нравившиеся Льву Николаевичу.
В письме к жене в декабре 1864 г. Толстой вспомнил, как он делал предложение С. А. и как она тогда была одета: „...я ужинал перед столом на том самом месте, на котором ты меня ждала, когда я сделал тебе предложение, и так живо я это вспомнил. Я так живо вспомнил и твое испуганное лицо, и твое платье лиловое“... (Письма Л. Н. Толстого к жене, 1913 г., стр. 41).
Эти приведенные примеры заставляют нас признать, что „лиловый“ был у Льва Толстого одним из любимейших эпитетов.
Рассмотрим краткую характеристику наиболее часто используемых цветов.
Синий
Ближайшими эквивалентами цвета «синий» служат слова морфологически или этимологически[1] связанные со словом для обозначения неба. В русском языке для неба чаще употребляется «голубой», хотя этимологически слово восходит к «голубь». Дети чаще всего используют «синий» по свидетельству З.М. Истоминой, но «голубой» и «синий» являются одними из основных цветов для русских.
Красный
В красной краске первобытный человек узнавал кровь, огонь, тепло, солнце. В медицинской магии красный самый употребительный цвет: почти от всех болезней применяются красные амулеты, повязки, шнурки, привязываемые к больному месту. Но, как и все остальные цвета, красный амбивалентен. Считалось, что красные вещи могут одновременно приносить и добро и зло, поскольку красный цвет – это кровь, а кровь бывает чистая и нечистая.
Желтый
Желтый, также как и красный считается «теплым» цветом , но в большинстве случаев ассоциируется с солнцем. И если на подсознательном уровне большинство людей чувствует, что «желтый» их «согревает», а «красный» цвет «обжигает», то справедливым будет считать прототипом для этих цветообразований соответственно солнце и огонь.
Зеленый
В большинстве случаев слово «зеленый» морфологически или этимологически связано с обозначением травы, растений или растительного мира в целом.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово «зеленый» в первом своем значении толкуется как цвет травы, листвы. Действительно, если присмотреться, то мы заметим, что в природе очень много зеленого цвета. Также существует мысль о том, что именно зеленый цвет приятен человеческому глазу, он успокаивает.
Розовый
«Розовый производит впечатление благоволения и прелести », -- писал Гёте.
Розовый – излюбленный цвет при изображении ланит, рук, шеек, тел у детей, подростков, девушек, женщин. Розовые закаты и восходы («Когда заря блеснет розовым лучом…», Ф.М. Достоевский, «Белые ночи»), розовые платья, розовые мечты (Макар Девушкин), надежды. Необъятное количество розовой краски потрачено в мировой литературе для изображения счастливого, приятного, отрадного, молодого, жизнерадостного(Наташа в «Войне и Мире»).
Любит розовый и Л.Н. Толстой: с нежностью он изображает розовые лица, одежды* постоянно в розовом рисует он облик Кати Щербацкой в «Анне Карениной» -- девочки, девушки, невесты.
Подобному, совершенно традиционному использованию розового следует и Достоевский. Все приятное и нежное – розовое у Макара Девушкина в «бедных людях»: цвет розы в «Хозяйке», «Белых ночах», «Дядюшкином сне», даже в «Преступлении и наказании», хотя у Достоевского в изображении розового появляется ирония.
Достоевский и Толстой умело используют в своих произведениях сочетания перечисленных цветов, тем самым получая более полный, конкретный образ того или иного героя, окружающего его мира.
Таким образом, рассматриваемые примеры показывают, что смысл даже основных цветов не может быть однозначным. Все равно, так как все люди разные по характеру, восприятию ими чего-либо, соответственно и ассоциации с определенными цветами тоже будут различными.
Многие из писателей могут представляться для нас, читателей, в определенном цвете. Каждый ассоциируется с определенным произведением, наиболее важным и интересном для нас, и с какой-либо цветовой гаммой, используемой в нем.
Проанализировав произведения Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, я почувствовала, что и сами писатели представляются мне наряду с их портретами и в определенной цветовой гамме, которая окружает их.
Возьмем, например, Достоевского. Вспомним некоторые из страниц его биографии.
30 октября (11 ноября) 1821 года в правом флигеле Мариинской больницы для бедных, отведенном под казенные квартиры, в семье врача М.А. Достоевского родился второй сын, Федор. (Автор «Бедных людей» -- так называлось первое произведение Достоевского – родился в больнице для бедных; тема униженных и оскорбленных проходит через все творчество писателя.) жизнь семьи Достоевских была полная, с нежной, любящей и любимой матерью (ею навеяны образы кротких женщин в творчестве Достоевского), с заботливым и требовательным отцом, с любящей няней Аленой Фроловной, рассказывающей интересные сказки, с самым большим другом – старшим братом Мишей.
В «Дневнике писателя» за 1873 год Достоевский писал: «Я происходил из семейства русского и благочестивого. С тех пор, как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей».
Достоевский на всю жизнь сохранил хорошую память о своем детстве.
В 1834 году тринадцатилетнего мальчика отдали в частный пансион Леонтия Ивановича Чермака. В самом пансионе он жил теми же интересами, которые в нем воспитали его родители. Он много читал, прочел Шиллера, В. Скотта, Державина, Жуковского, Пушкина, Нарежного, Вельтмана, Загоскина, Гоголя, Лермонтова -- это была настоящая страсть к чтению, -- но не сближался с товарищами и дружил только со своим верным другом – братом Михаилом.
Последний год пребывания в пансионе был трудным для юноши Достоевского: 29 января 1837 года умер Пушкин, 27 февраля он лишился своей любящей и самоотверженной матери. Достоевский узнал о смерти Пушкина через месяц после смерти матери. Кончину Пушкина он пережил как большое национальное и личное горе.
После смерти от чахотки тридцатисемилетней Марии Федоровны Достоевской на руках мужа осталось семеро детей. Михаил Андреевич Достоевский решил определить Михаила и Федора в Главное инженерное училище в Петербурге.
16 января 1837 года Федор Достоевский был зачислен в училище и перебрался в инженерный замок, в котором оно располагалось. Михаилу было отказано в приеме по состоянию здоровья.
Инженерное училище в Петербурге помещалось в Михайловском замке – бывшем дворце Павла I, где он был убит. Юный Достоевский вдруг остался совершенно один, без всякой поддержки и опоры в мрачном Михайловском замке впервые он оказался лицом к лицу с враждебной ему действительностью.
В Петербурге он знакомится с интересными людьми, хорошо учится, по-прежнему много читает.
Наконец 19 октября 1844 года подпоручик Федор Достоевский (это чин он получил в 1842 году) выходит в отставку. Как и его великий учитель Бальзак, Достоевский стал профессиональным литератором.
Он творил, обращался в различных литературных кругах, был знаком с Белинским. Так, Достоевский попал в кружок Петрашевцев. За участие в нем был арестован и отправлен в Сибирь. В г. Семипалатинске он знакомится со своей первой женой – Марией Дмитриевной Исаевой.
Вернувшись из ссылки он продолжает работать в Петербурге. Он живет вместе со своей женой. Их брак оказался бездетным и закончился еще трагичнее – смертью Марии Дмитриевны.