Смекни!
smekni.com

Человек и природа в детских произведениях Мамина-Сибиряка (стр. 3 из 4)

Охотник Матвеич, герой этого рассказа, напоминает тургеневского Калиныча из знаменитых "Записок охотника". Он - подлинный знаток природы, тонко чувствующий ее красоту. Счастлив тот, кто с детства общался с человеком, подобным Николаю Матвеичу!.

С чувством огромной благодарности вспоминал о нем писатель. Этот сельский дьячок был беден, обременен большой семьей, забит нуждой, но в лесу он преображался. "Вернее сказать, - говорит автор, - самим собой он делался только в лесу. Самое главное, что привлекало нас в нем, - было необыкновенно развитое "чувство природы"... К сожалению, им владеют очень немногие. Николай Матвеич и по лесу ходил не так, как другие... Сейчас он идет рядом с вами, вы слышите его шаги, а потом - точно сквозь землю провалился... По дороге старик всегда приводил в порядок буйную горную растительность, - тут сухарина (сухое дерево) пала и придавила молодую поросль, там снегом искривило, там скотина подломала. Надо помочь молодым расти, а то зря погибнут. У старика были тысячи знакомых молодых деревьев, которым он спас тем или иным образом жизнь. Он заходил навестить их, как своих воспитанников, и торжествующе любовался.

"-Ведь - погибла бы, - говорил он, указывая на какую-нибудь молодую рябинку. - Снег выпал ранний, мокрый, ну, и пригнул ее головой до самой земли, а я стряхнул снег, - вот она и красуется".

Больше всего старика волновали хищнические порубки на его любимой Осиновой горе, которые делались приисковыми рабочими с безжалостностью к дереву. Николай Матвеич в немом отчаянии смотрел на свежие пни, валявшиеся вершины и думал вслух:

"-И дерево-то не сумели по-настоящему выбрать, и срубили его не по-настоящему... Выхватили одну середку, а остальное будет зря гнить в лесу да другим мешать. Хоть бы хворост да щепы в кучу собрали, а то хламят лес. Если бы дерево умело говорить, когда его рубят, - что бы тогда было? Ведь оно не мертвое, а живое... "

Многие черты облика Матвеича нашли свое художественное воплощение в любимых героях из других рассказов Мамина-Сибиряка для детей.

Страстным защитником природы выступает автор и в поэтической "Лесной сказке" - она рассказывает о многом, что также связано с важными проблемами экологии: и о хищническом истреблении лесных массивов, и об иссушении почвы, и о пересыхании рек.

Кто останется равнодушным, читая взволнованное описание рубки леса: "Никакое перо не опишет того ужаса, который совершился в какие-нибудь две недели. Сто лет рос этот дремучий ельник, и его не стало в несколько дней. Люди рубили громадные деревья и не замечали, как из свежих ран сочились слезы: они принимали их за обыкновенную смолу. Нет, деревья плакали безмолвными слезами, как люди, когда их придавит слишком большое горе. А с каким стоном падали подрубленные деревья, как жалобно они трещали! "...

Не последнюю роль в деле воспитания у детей чувства доброты и милосердия сыграет включенный в "Зеленые горы" рассказ о первой охоте. Так, юный охотник, ради пробы ружья застреливший летящую ворону, чувствует мучительные угрызения совести, видя напрасно растерзанную птицу. Здесь же мы найдем и рассуждения о смысле охоты вообще. Эти рассуждения не отдают вегетарианством, но решительно осуждают бессмысленную жестокость человека по отношению к природе. Так и слышишь укоризненные слова Тараса из "Приемыша": "Не возьму я в толк, зачем господа лебедей застрелили. Ведь и есть не станут, а так, для озорства... " И опять напрашивается аналогия с другим, на этот раз современным произведением, повестью Б. Васильева "Не стреляйте в белых лебедей". Утверждая, что гуманное отношение к живой природе закладывается в самом раннем возрасте, писатель немало рассказов и сказок о животных и растениях адресовал маленьким читателям.

Вот сказка "Серая шейка" - это хорошо известная современным детям история серой уточки со сломанным крылом, которая не смогла улететь со своей стаей в теплые края и зазимовала на севере. Динамичен язык и стиль сказки, высоко поэтичны картины северной природы. Сюжетными компонентами стали и холодный осенний ветер, и небо, затянутое неуютными серыми облаками, то и дело роняющими мелкий дождь, - все то, что так выразительно оттеняет грустное одиночество маленькой птицы. Подобно рельефным узорам кастлинского литья встают уральские пейзажи: и высокие молчаливые горы, и притихший лес, и замерзающая горная речка, в полынье которой плавает Серая шейка, спасаясь от лисьих зубов. Пейзаж не только способствует знакомству детей с жизнью природы, но и помогает раскрытию сюжета, и является средством эстетического воспитания.

"Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные звездные ночи, когда все затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную. Так и случилось. Была тихая-тихая звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал все своим искрившимся светом. Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом".

Самым маленьким детям адресованы "Аленушкины сказки" - это целый цикл с поэтической присказкой и концовкой, по форме напоминающих стихотворение в прозе.

У кроватки дремлющего ребенка собрались будущие герои сказок.

"Кажется все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пес Постойка, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пестрый Скворец в клетке, и забияка Петух. Спи Аленушка, спи отецкая дочь, - сейчас сказка начинается. Вот уже в окно смотрит высокий месяц; вон косой заяц проковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились желтыми огоньками; медведь Мишка сосет свою лапу. Подлетел к самому окну старый воробей, стучит носом в стекло и спрашивает:

Скоро ли? Все тут, все в сборе, и все ждут Аленушкиной сказки".

Привлекательна и легка для восприятия малышей форма устного повествования этих сказок. Следя за развитием занятного сюжета, веселыми приключениями своеобразных героев: лесных зверюшек, насекомых, птиц и рыб, ребенок как бы входит в мир их жизни. Трудно переоценить познавательное и воспитательное значение этих сказок, чудесно совместивших правду и вымысел.

По-настоящему народны и точны характеристики сказочных героев: медведь - неуклюж и глуповат, заяц - отчаянно труслив, козел - упрям, воробей - птичка задиристая и хитрая, котишка - лукав и вороват, жизнь заставляет, собака - всегда верный друг человека. Весел и жизнелюбив восторженный писк крошечной козявочки, только что появившейся на свет: "Как хорошо!. Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая, - хорошо, хорошо!. И всё мое!. "

Биологические особенности животных и растений часто раскрываются в форме остроумного диалога. Мы находим своеобразную перекличку с характерами людей и порядками в человеческом обществе. Примером этого служит сказка "Умнее всех" из того же цикла "Аленушкины сказки".

Рассказывая о жизни обитателей птичьего двора, автор проводит параллель с людскими нравами и взаимоотношениями. Самодовольный и спесивый индюк поучает свою скромную супругу: "Какой-нибудь простой петушишка и вдруг хочет сделаться индейским, - нет, брат, шалишь!. Никогда ему не бывать индейским".

От реалистических несколько отличается фантастическая сказка "Святпячки". Собственно, фантастической мы называем ее чисто условно, ибо в повествовании светлячка - Иванова-червячка о семи ночах своей жизни все так же достоверно. Правдива и повесть о жизни леса и его обитателей. Жизни, которая не прекращается даже ночью. "Люди целую треть своей жизни спят, - возмущается светлячок, - и потому думают, что жизнь происходит только днем. Ну, скажите, не смешно ли это? А ведь жизнь-то у нас в лесу главным образом ночью! "

Рассказы о ночной жизни природы глубоко поэтичны и содержательны. Шелестят растущие травы, покачиваются под налетающим ветерком кроны деревьев; бесшумно вылетают на охоту ночные хищники - совы и филины. Поднимающийся от реки туман принимает обличие Водяного с пышной седой бородой и разметавшимися космами волос; выплывают озерные русалочки и, резвясь, вплетают зеленые огоньки светлячков в свои длинные кудри; кривоногий Леший - хозяин леса - строго наблюдает порядок, ухаживает за больными растениями, следит за лесной живностью, что, однако, не мешает ему пошалить: целый день водит по лесу заблудившуюся старушку, завлекая ее в топкое болото... Сказка "Светлячки" была написана почти сто лет назад. Она печаталась с продолжениями в нескольких номерах журнала "Детское чтение". Жаль, что в советское время она не издавалась.

2.1 Основные приёмы формирования активизации словаря при изучении произведения Мамина-Сибиряка о природе "Серая Шейка"

Связная речь учащихся является показателем правильности и сознательности употребления ими слов в своей речи, свидетельствует о прочном усвоении этих слов и практическом овладении ими.

Наиболее распространены в практике школы такие виды связной речи: ответы на вопросы учителя, составление предложений, составление плана прочитанного и различного щда пересказы. Система работы над пересказами как видом связной речи будет рассмотрена ниже. Здесь мы привлекаем их с целью активизации словаря как вид лексических упражнений.

Особенно тщательно должна быть продумана система вопросов к тексту и формы пересказа с учетом жанровых особенностей произведения и цели пересказа. Вопросы, которые даются в книге для чтения, являются ориентировочными и относятся обычно ко всему произведению. После того как проверено понимание текста всего произведения, необходимо остановиться на его отдельных частях. В том случае, если произведение велико по объему, для работы над словом следует выбрать часть, наиболее характерный отрывок, содержащий факты, относящиеся к основному идейному содержанию текста, его смыслу. При этом необходимо решить, какие выделить слова для анализа, какие надо поставить вопросы по смыслу прочитанного, какую форму передачи содержания выбрать, чтобы помочь учащимся отобрать словарь для передачи мысли, эмоций, содержащихся в отрывке, своего отношения к прочитанному.