Смекни!
smekni.com

Э.Т.А. Гофман и его сказочная новелла "Крошка Цахес по прозванию Циннобер" (стр. 1 из 3)

Э.Т.А. Гофман и его сказочная новелла "Крошка Цахес по

прозванию Циннобер"


Оглавление

Введение

1. Романтизм как направление в западноевропейской литературе

2. Романтические школы в Германии

3. Э.Т.А. Гофман. Жизненный путь писателя

4. Сказочная новелла «Маленький Цахес по прозванию Циннобер»

4.1 Краткое содержание

4.2 Принципы романтического жанра в новелле

4.3 Нравственные и социальные идеи произведения

Заключение

Литература


Введение

Литературная жизнь Эрнста Теодора Амадея Гофмана была короткой: в 1814 году вышла в свет первая книга его рассказов - «Фантазии в манере Калло», восторженно встреченная немецкой читающей публикой, а в 1822 году писателя, давно страдавшего тяжелой болезнью, не стало. К этому времени Гофмана читали и почитали уже не только в Германии; в 20 - 30-х годах его новеллы, сказки, романы переводились во Франции, в Англии; в 1822 году журнал «Библиотека для чтения» опубликовал на русском языке новеллу Гофмана «Девица Скудери». Посмертная слава этого замечательного писателя надолго пережила его самого. И в наши дни волна интереса к Гофману поднялась снова, он снова стал одним из самых читаемых немецких авторов XIX века, его сочинения издаются и переиздаются. Такого поистине мирового признания не удостоился ни один из немецких писателей - романтиков, к числу которых принадлежал и Гофман.

Эпоха романтизма - один из интереснейших и самых насыщенных периодов истории человечества. Французская революция, грозные походы Наполеона, перекраивавшие карту Европы, ломка старого уклада жизни и вековых человеческих отношений - таково было то время, которое застали первые романтики. Однако очень скоро к романтикам пришло разочарование, как в идеях Просвещения, так и в результатах французской буржуазной революции. Несоответствие идеалов, которые выдвигала новая действительность, и реальности, в которой жили романтики, заставляло их уходить в мир субъективных переживаний, противопоставлять прекрасное и воображаемое прозе жизни. Отсюда - непреодолимый, влекущий интерес ко всему таинственному, необычному, загадочному и мистическому. Отсюда - обращение к личности человека, желание воздействовать, прежде всего, на его чувства, поразить воображение. Романтики прославляли естественные движения человеческого сердца.


1. Романтизм как направление в западноевропейской литературе XIX века

Слово “романтизм” имеет несколько значений:

1) особое мировоззрение понимание бытия и человека в нём;

2) особый художественный метод изображения человека и действительности в литературе и искусстве;

3) единое литературное направление в европейской культуре в конкретный исторический период между французской буржуазной революцией 18 века и буржуазно-демократической революцией 1848 г. в Европе.

Нас интересует третье определение романтизма как широкого литературного течения, исходя из которого видно, что романтическое направление в европейской литературе формировалось в тесной связи с актуальными проблемами свого времени. Романтизм развивался в эпоху обострённой антифеодальной борьбы, «в тени» многих значительных событий в жизни Европы конца 18 - середины 19 века Рушились и воздвигались троны, Грохот сражений наполеоновской армии звучал во всей Европе. Головокружительная смена событий воодушевляла, рождала надежды на перемены, будила мечты. Однако, по мнению Ботниковой А.Б., «провозглашенные революцией лозунги Свободы, Равенства и Братства открывали простор человеческому духу. Очень скоро стало ясно, что эти принципы неосуществимы. Породив небывалые надежды, революция не оправдала их. Обретённая в революции свобода выливалась в эгоистическую борьбу за место под солнцем». [6; 12]

Идеология романтиков возникла из того нового чувства мира, которое было свойственно послереволюционному поколению. Одиночество и беззащитность человека в прозаическом мире расчёта и пользы - исходная ситуация романтизма. Неприятие буржуазного общества с его культом вещей сближает всех писателей романтиков, антибуржуазная оппозиция - основная тенденция этого направления. Романтики всегда стоят на страже «духа» против угнетения его «материей». Все духовное рассматривается ими как сила динамичная и, напротив, материальное трактуется как что-то инертное, препятствующее развитию человека. Ненавидя утилитарность во всех ее проявлениях, романтики мечтают о таких общественных отношениях, где людей связывали бы не материальные, а духовные узы. Однако в отличие от просветителей, которые хотели активно преобразовывать общество, романтики ушли от практики в сферу духа, поэтому для мировоззрения представителей этого направления характерно двоемирие - то есть противопоставление мира повседневной действительности и мира романтической поэзии. В реальном мире человек несвободен, поэтому провозглашается отрыв романтического героя от общества, от его институтов. Человек - индивидуум и предоставлен самому себе, он изъят из исторического и социального окружения. В связи с этим огромное внимание уделялось человеческой душе, глубокий психологизм - неотъемлемая черта романтического искусства. Романтиков сильно тревожило осознание трагической дисгармонии между идеалом и миром. Они разочаровываются в жалкой действительности. Попытка вырваться за пределы обездушенного социума приводила романтиков к открытию новых областей в своем внутреннем мире, а именно:

область фантазии;

область природы;

экзотические дали;

прошлое;

национальная поэзия;

ирония;

Фантазия носила программный характер; «она была связана с романтическим культом «я», с культом абсолютной свободы индивидуума. Область фантазии для романтиков не только прибежище, но и оружие против условий окружающей действительности. С помощью фантазии вскрываются подлинные суть общества, которое построено на власти золота. Огромное значение имела природа. В произведениях она соотносилась с личностью художника и могла быть двух типов: «je nachdem, ob der romantische Dichter die Natur mit seiner reichen «inneren Welt» identifizierte oder ob er sie mit der ihm feindlichen «äußeren Welt» gleichsetzte — als Gegenbild der ersteren»[10; 20]. Тоска по далям - ещё один неотъемлемый принцип романтической литературы. В ней отражалась оппозиция к буржуазной бесцветной действительности. Благодаря контрасту серость буржуазных будней, монотонность, мелочность становились ещё заметнее.

Прошлое - европейское и национальное Средневековье - сильно идеализировалось. Особенно для немецких романтиков было характерным восприятие этого периода как золотого века искусства, где деньги не имели власти.

Занимаясь вопросом национальной народной поэзии, романтики стремились раскрыть общечеловеческую ценность национальной литературы. Романтическая ирония является художественным принципом, из которого исходит писатель в отражении жизни. Цель романтической иронии - не смешить, не развлекать, а, напротив, подчеркивать всю серьезность, порой даже трагичность положений и ситуаций. Ирония даёт художнику духовную власть над действительностью, создает иллюзию преодоления конфликта между идеалом и действительностью. Однако, очевидно, что эта власть - мнимая, поэтому ирония распространяется на самого художника и, таким образом, становится универсальным средством восприятия действительности.

2. Романтическая школа в Германии

Условно период развития немецкого романтизма можно разделить на три этапа:

1) ранний (йенский) романтизм - охватывает примерно 1797 - 1804 гг., связан с деятельностью романтиков, входящих в так называемый Jenaer Kreis. Представители и теоретики - братья Шлегели, Новалис, Людвиг Тик, философы Ф.Шеллинг и И.Фихте. Нельзя сказать, что их отличало полное единство взглядов, но сближала их борьба за романтические принципы творчества, с помощью которых можно было, по их мнению, преобразить мир.

2) зрелый (гейдельбергский) - 1805 - 1815 гг., центром романтического движения в это время является Heidelberger Kreis. Период совпадает с национально-освободительной войной немецкого народа против Наполеона. Творчество немецких романтиков в это время имеет преимущественно национально-патриотическую окраску. Они обратились к проблемам действительности и пытались пробудить в немецком народе патриотизм. Представители - Arnim Brentano, Eichendorff и братья Grimm.

3) Поздний (берлинский) романтизм - не имеет определенных временных границ. Основная особенность этого периода - в творчестве романтиков появляются элементы реальной действительности. Представители - Hoffman, Kleist и Chamisso.

3. Э.Т.А. Гофман. Жизненный путь писателя

Гофман родился в 1776 году в городе Кенигсберге, в семье прусского королевского адвоката, однако когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии под влиянием своего дяди Отто, старого холостяка и скучного педанта. Мальчик рос одиноко. Он был резв, своеволен, обладал богатым воображением и музыкальным дарованием. Музыка всегда составляла его отраду. Он часами мог в одиночестве импровизировать на фортепьяно, уносясь мечтами в чудесный мир. В школьные годы увлекался творчеством Шекспира, Руссо и Шиллера. После окончания школы по семейной традиции и по настоянию родственников Гофман избирает юридическую карьеру, хотя охотнее всего посвятил бы себя музыке. На юридическом факультете университета в Кенигсберге он учится старательно и в 1800 году с успехом оканчивает курс юридических наук в Кёнигсбергском университете и связывает свою жизнь с государственной службой. В этом же году он покидает Кёнигсберг и до 1807 года работает в разных чинах. Служит он аккуратно, но неуемный характер и острое чувство окружающих уродств и несправедливостей приводят его к нескончаемым конфликтам. (Служба в Познани заканчивается высылкой в Плоцк за карикатуры на видных познанских чиновников. Служба в Варшаве - безработицей, потому что Гофман отказывается принести присягу Наполеону, войска которого заняли польскую столицу.) Работа чиновника оставляла мало свободного времени, и все-таки в эти годы Гофман ухитряется брать уроки рисования, сочинять музыку, дирижировать оркестром и даже расписывает фресками потолок музыкальной залы в одном из варшавских дворцов. После отказа присягнуть Наполеону Гофман остается без работы и без средств к существованию. Он покидает Варшаву, отправляется в Берлин, решившись навсегда покончить с чиновничьей службой и отныне вести жизнь свободного художника. Из этого ничего не выходит: его рисунков никто не покупает, гонорары за музыкальные произведения настолько ничтожны, что ему приходится не только браться за любую работу, но и по-настоящему голодать и мерзнуть. Наконец ему удается получить место капельмейстера в Бамберге. Должность плохо оплачивается, зато дает возможность полностью посвятить себя театру. Здесь он является не только дирижером оркестра, как вначале предполагалось, но и композитором, режиссером, художником, расписывающим декорации, и даже машинистом сцены. С целью дополнительного заработка Гофман вынужден еще давать уроки музыки и пенья отпрыскам состоятельных бюргеров города Бамберга. С 1808 по 1812 год Гофман жил в Бамберге. Это время прошло под знаком глубокого сердечного увлечения - самого сильного в его жизни. Он полюбил свою ученицу - Юлию Марк. Немолодой человек, с непривлекательной внешностью, к тому же еще женатый, он, конечно, не мог рассчитывать и не рассчитывал на взаимность. Просто радовался встречам со своей ученицей, восхищался ее обаянием и чистым, проникновенным голосом. Катастрофа наступила тогда, когда расчетливая мать Юлии решила выдать свою дочь замуж за богатого и порочного негодяя. Это стало для Гофмана трагедией. Жизнь и мечта необратимо разминулись. С этих пор противоречие между мечтой и действительностью определило идейную доминанту творчества художника. В Бамберге Гофман начал писать.