Первое чувство Печорина — такое же, как у Грушницкого: желание мести. "Поменяемся ролями", "мистификация не удастся" — вот о чем он заботится; им движут довольно мелкие побуждения. Он не боится дуэли: "Что ж? умереть так умереть: потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно..." Дуэль – развлечение.
Базаров не боится дуэли, усмешка слышна в его голосе: «…согласитесь, Павел Петрович, поединок наш необычаен до смешного». Вообще, ему эта дуэль не нравится: «Скверно! Скверно, с какой стороны не посмотри. Во-первых, надо будет подставлять лоб и во всяком случае уехать».
5. Поведение перед дуэлью
Равнодушный Онегин спал в ночь перед дуэлью «мертвым сном» и проснулся, когда давно пора было выехать к месту дуэли. Собирается Евгений торопливо, но без всяких вздохов и мечтаний, и описывает Пушкин эти сборы очень коротко, четко, подчеркивая бытовые детали.
Гринев в «Капитанской дочке» особенно не готовится к дуэли: «…осмотрел свою шпагу, попробовал ее конец и лег спать…»
Печорин в ночь перед дуэлью промучился без сна, писать не мог, потом «сел и открыл роман Вальтера Скотта… то были «Шотландские Пуритане»; он «читал сначала с усилием, потом забылся, увлеченный волшебным вымыслом...» Но едва рассвело, нервы его успокоились.
«Базаров начал было письмо к отцу, да разорвал его и бросил под стол. «Умру, - подумал он, - узнают; да я не умру». Он велел Петру (свидетелю) прийти к нему на следующий день чуть свет для важного дела… Базаров лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны…»
6. Роль секундантов
Важную роль во всех дуэлях играют секунданты. В «Герое нашего времени» именно Иван Игнатьевич становится организатором заговора против Печорина. Это драгунский капитан уговорил Грушницкого не заряжать пистолеты. Иван Игнатьевич хотел при помощи Грушницкого отмстить Печорину за то, что последний считает себя, да и является не таким, как «водяное общество», он выше этого общества. Роль драгунского капитана в дуэли гораздо опаснее, чем может показаться. Он не только придумал и осуществил заговор. Он олицетворяет то самое общественное мнение, которое подвергнет Грушницкого насмешкам и презрению, если он откажется от дуэли.
Зарецкий в «Евгении Онегине» похож на Ивана Игнатьевича: они оба недалекие, завистливые, для них дуэль – не более чем развлечение. Зарецкий, так же, как и драгунский капитан, олицетворяет общественное мнение. Секундант Онегина – его слуга, француз Гильо, которого Онегин называет «мой друг». О Гильо, кроме того что он «малый честный», больше ничего не говорится. Онегин делает своим секундантом слугу, во-первых, так как больше не к кому обратиться, во-вторых, этим он выражает свое несерьезное, пренебрежительное отношение к дуэли.
Печорин взял с собой друга – доктора Вернера, человека пассивного. Вернер не вмешивался в ход дуэли.
У Гринева и Швабрина в «Капитанской дочке» не было секундантов, а у Базарова с Кирсановым вместо секундантов был свидетель.
7. Итог дуэли
Итоги дуэлей в этих произведения различны. У Пушкина в «Евгении Онегине» дуэль заканчивается смертью Ленского, в «Капитанской дочке» - Швабрин не по правилам ранит Гринева. У Лермонтова Печорин убивает Грушницкого, у Тургенева Базаров ранит Павла Петровича в ногу.
Разумеется, русские дуэлянты иногда мирились, но эта процедура была весьма щекотливой, и всегда существовала возможность, что честь противников будет заподозрена, поэтому дуэли проходили до «результата» (ранения или убийства).
8. Последствия дуэли
Дуэль для Онегина служит толчком к новой жизни. В нем просыпаются чувства, и он живет не только умом, но и душой. Печорин же понимает, что смерть Грушницкого ничего не изменила ни в окружающем мире, ни в нем самом. Печорин лишь в очередной раз разочаровывается в жизни и чувствует опустошение.
Гринев после дуэли решается признаться Марье Ивановне в любви и предлагает ей стать его женой.
После дуэли Базаров вынужден уехать в поместье к родителям, где он умирает.
9. Роль дуэли в произведении
В «Капитанской дочке» Поединок Швабрина и Гринева нужен, чтобы показать понимание людей разных эпох такого явления как дуэль.
В романе Пушкина неумение и нежелание, думать о других людях обернулось такой роковой ошибкой, что теперь Евгений казнит самого себя. И уже не может не думать о содеянном. Не может не научиться тому, чего раньше не умел: страдать, раскаиваться, мыслить... Так смерть Ленского оказывается толчком к перерождению Онегина. Кроме того, дуэль - кульминация в произведении.
Дуэль в «Герое нашего времени» - один из кульминационных моментов, который способствует раскрытию характера Печорина.
Сцена с дуэлью у Тургенева занимает одно из завершающих, результирующих мест в романе. Дуэль является разрешением конфликта Павла Петровича и Базарова, завершение идеологических споров, приводящих к открытому столкновению. Этот эпизод является одним из кульминационных моментов романа.
Таким образом, все дуэлянты в этих произведениях в большей или в меньшей степени нарушают кодекс дуэли. В повести «Капитанская дочка», события которой разворачиваются в XVIII веке, дуэльный кодекс еще размыт и не определен.
В XIX веке дуэльный кодекс претерпевает изменения. С середины XIX века он не имеет большого значения для дуэлянтов, не играет особой роли в поединке. В начале века вызов на дуэль передается секундантом, в конце века – самим дуэлянтом, а повод для дуэли вообще может быть не пояснен. Также не важно наличие секундантов. Меняется и отношение к дуэли. В начале века к дуэли относились серьезно, как к институту, в конце века к дуэли и ко всем ее ритуалам начинают относиться иронично. Единственное, что остается неизменным, - это преддуэльное оговорение условий поединка, хотя в конце века об условиях позволяется договариваться практически во время дуэли.
Сравнительная характеристика дуэлей в произведениях «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Герой нашего времени», «Отцы и дети»
Параметры | «Евгений Онегин» | «Капитанская дочка» | «Герой нашего времени» | «Отцы и дети» |
1. Повод для дуэли | Защита чести девушки | Защита чести девушки | Защита чести девушки | П.П.Кирсанов увидел, что Базаров поцеловал Фенечку |
2. Причина дуэли | Общественное мнение | Любовь | Печорину скучно жить | Полное несовпадение взглядов |
3. Условия дуэли, соответствие кодексу | Поединок равный, с соблюдением всех правил | Отсутствие секундантов | Нарушение правил, фактическая попытка убийства противника | Нет секундантов, вместо них – свидетель |
4. Отношение главных героев к дуэли | Сначала Онегин равнодушен к ней, потом его мучает совесть | Гринев сильно желал мести, испытывал волнение | Дуэль – развлечение. «Что ж? умереть так умереть…» | Ироническое отношение к дуэли |
5. Поведение перед дуэлью | Онегин спал всю ночь «мертвым сном» и проснулся, когда давно надо было выехать к месту дуэли | «…осмотрел свою шпагу, попробовал ее конец и лег спать…» | В ночь пред дуэлью он «не спал ни минуты», писать не мог, потом сел и открыл роман Вальтера Скотта…» | «Базаров начал было письмо к отцу, да разорвал его и бросил под стол («Умру – узнают; да я не умру»). Он лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны…» |
6. Роль секундантов | Секундант способствует проведению дуэли | _______ | Секундант подталкивает на убийство | _______ |
7. Итог дуэли | Смерть Ленского | Ранение Гринева | Смерть Грушницкого | Ранение П.П. Кирсанова |
8.Последствия дуэли | Перерождение главного героя | Гринев признается Марье Ивановне в любви и предлагает ей стать его женой | Главный герой снова разочаровывается в жизни | Базаров уезжает из поместья Кирсановых |
9. Роль дуэли в произведении | Дуэль - кульминация в произведении | Дуэль нужна, чтобы показать понимание людей разных эпох такого явления как дуэль | Дуэль - один из ключевых моментов в романе | Дуэль один из кульминационных моментов романа, в котором происходит раскрытие характеров героев. Дуэль – разрешение конфликта Базарова и Кирсанова |
Список использованной литературы:
1. Белинский В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. – М.: Просвещение, 1983.
2. Бурсов Б. И. Судьба Пушкина: роман-исследование. – М.: Советский писатель, 1986.
3. Гордин Я. А. Дуэли и дуэлянты. – М.: Просвещение, 1980.
4. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. – Л.: Наука, 1975.
5. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Проза. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
6. Долина Н.Г. Прочитаем «Онегина» вместе; Печорин и наше время. – М.: Поппури, 1996.
7. Рейфман И. Ритуализированная агрессия: дуэль в русской культуре и литературе
М.: Новое литературное обозрение, 2002.
8. Тургенев И.С. Отцы и дети, повести, рассказы, стихотворения в прозе. –
М.: АСТ ОЛИМП, 1997.
9. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. – М.: Правда, 1990.