Смекни!
smekni.com

Эпизод «Телемская обитель» в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и «Утопия» Т. Мора (стр. 2 из 2)

Необходимо отметить еще одно принципиальное различие. Рай в Телемской обители открыт для желающих. Молодые люди добровольно приходят туда и остаются, а при желании могут покинуть аббатство в любой момент. Совсем иначе обстоит дело с Утопией. Люди, родившиеся там, уже не могут выбрать себе иную судьбу. Они не только обязаны подчиняться законам острова, но и не могут никуда оттуда уехать. Чтобы посетить другой город, необходимо получить разрешение, в котором предписан день возвращения. Если же кто-то покинет страну «по собственной воле, без разрешения правителя, то пойманного подвергают великому позору: его возвращают как беглого и жестоко карают. Отважившийся сделать это вторично становится рабом».


Заключение

Итак, мы рассмотрели две знаменитые утопии эпохи Возрождения: «Утопию» Томаса Мора и эпизод «Телемская обитель» в романе Франсуа Рабле. В обоих произведениях даются картины идеального устройства общества, но при этом изображаемые миры по сути противоположны друг другу.

Роман Мора представляет собой основу для всех будущих социальных утопий. Все в описываемой им стране равны, все сообща трудятся во имя общего блага. У утопийцев нет денег, им чужда любовь к материальным ценностям. Нет у них и такого понятия как «частная собственность», все работающие люди имеют одинаковые права на созданное их трудом. Все стороны жизни утопийцев оговорены строгими законами.

Рабле создает в своем романе утопию совсем другого рода. Телемская обитель представляет собой противоположность привычным аббатствам. Там могут жить лишь молодые красивые люди хорошего происхождения, которые проводят время самым приятным образом: в беседах, чтении, игре на музыкальных инструментах и т.д. Однако их жизнь вовсе не предполагает вседозволенности – телемитами руководят не законы, а собственная честь и порядочность.

Таким образом, идеальное общественное устройство Мора предполагает всеобщее равенство и совместный труд, а также умеренность желаний и всеобщее удовлетворение существующим порядком вещей. Рабле же создает общество людей, прекрасных физически и духовно, а главное – живущих сообразно собственному разумению, свободных как от жестких законов, так и от необходимости бороться с нуждой.
Библиография
  1. Артамонов С. Франсуа Рабле и его роман. // Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. - М.: Художественная литература, 1966.
  2. Ауэрбах Э. Мимесис. / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1976.
  3. Бахтин М.М. Творчество Франуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1990.
  4. Затонский Д. А был ли Франсуа Рабле ренессансным гуманистом?.. (Опыт «постмодернистской» интерпретации «Гаргантюа и Пантагрюэля») // Вопросы литературы. - М., 2000, № 5.
  5. Мор Т. Утопия. / Пер. с лат. Ю.М. Каган. – М.: Наука, 1978.
  6. Осиновский И. Н. Томас Мор и его «Утопия». // Вступ. статья к Мор Т. Утопия. – М.: Наука, 1978.
  7. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. / Пер. с фр. Н.М. Любимова. – М.: НФ «Пушкинская библиотека», ООО «Издательство АСТ», 2003.
  8. Стаф И.К. «Гаргантюа и Пантагрюэль»: хроника, роман, книга? // Вступ. статья к Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. – М.: НФ «Пушкинская библиотека», ООО «Издательство АСТ», 2003.

[1] Артамонов С. Франсуа Рабле и его роман. // Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. - М.: Художественная литература, 1966.

[2] Ауэрбах Э. Мимесис. Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1976. С. 272.

[3] См. Бахтин М.М. Творчество Франуса Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1990. С. 493.

[4] См. Осиновский И. Н. Томас Мор и его «Утопия». // Вступ. статья к Мор Т. Утопия. – М.: Наука, 1978.
С. 20.

[5] Подробнее см. Затонский Д. А был ли Франсуа Рабле ренессансным гуманистом?.. (Опыт "постмодернистской" интерпретации "Гаргантюа и Пантагрюэля") // Вопросы литературы. - М., 2000, № 5. - С. 208-234.