Содержание
Введение
1-2. Литература Древней Греции и Древнего Рима
3. Литература средних веков и эпохи Возрождения
4. Классицизм и барокко в западноевропейской литературе XVII века
5. Литература эпохи Просвещения
6. Романтизм в зарубежной литературе XIX века
7. Реализм в зарубежной литературе XIX века
8. Зарубежная литература конца XIX – начала XX века
9. Зарубежная литература 1917 – 1945 годов
10. Современная зарубежная литература (с 1945-х по настоящее время)
Список основной и дополнительной литературы
Список художественной литературы для обязательного прочтения
Приложение
Введение
Методические рекомендации предназначены для практических занятий по дисциплине «Русская и зарубежная литература», изучаемой на 1 курсе студентами специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Данное пособие представляет собой логическое продолжение аналогичных методических рекомендаций доцента Г.Н. Фединой для изучения русской литературы.
Данные методические рекомендации охватывают все периоды истории зарубежной литературы от Древней Греции до современности. Теоретический материал сопровождается практическими заданиями, что даёт возможность прочнее и глубже закрепить полученные знания об этапах литературного процесса, а также о характерных признаках тех или иных литературных течений и направлений. Каждое из практических занятий содержит систему общих вопросов по теме, а также вопросы для анализа конкретных художественных произведений. Кроме этого, студентам предлагаются темы, не охваченные системой вопросов и заданий, рассчитанные на самостоятельную подготовку небольших выступлений.
Методические рекомендации снабжены также Приложением, содержащим оригинальные поэтические тексты, предназначенные для анализа и заучивания наизусть, а также Списком основной и дополнительной литературы и Списком художественной литературы для обязательного прочтения студентами.
1 – 2. Литература Древней Греции и Древнего Рима
Периодизация античной литературы
На основании характеристики двух общественно-исторических формаций (общинно-родовой и рабовладельческой) можно установить следующие основные периоды литературного развития античного мира.
Первый период, который можно назвать доклассическим, или архаическим, охватывает собой длинный ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течение первой трети I тысячелетия до н. э. Это творчество до нас не дошло, и о нем мы имеем некоторое представление на основании позднейшей античной литературы. Целиком до нас дошли только два памятника греческой литературы записанные в VI в. до н. э., но, несомненно, складывавшиеся в течение многих столетий, — это героические поэмы «Илиада» и «Одиссея Гомера.
Второй период античной литературы совпадает со становлением и расцветом греческого классического рабовладения, занимающего собой VII —IV вв. до н. э. Этот период обычно называют классическим. В связи с развитием внутреннего мира личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов, историков и ораторов.
Третий период античной литературы, обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо небольших городов-государств классического периода, так называемых полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Вследствие этого эллинистический период часто трактуется как период деградации классической литературы, хотя необходимо помнить, что этот процесс длился весьма долго, вплоть до конца античного мира. Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени — с III в. до н. э, до V в. н.э., в связи с чем его можно разделить на ступени раннего эллинизма (III в. до н. э. — I в. н. э.) и позднего эллинизма (I в. н. э. — V в. н. э.).
К этому третьему периоду античной литературы относится и римская литература, почему его часто называют эллинистически-римским периодом.
Возникшая в III в. до н. э. римская литература переживает свой архаический период в первые два века своего существования. I век до н. э. обычно считается периодом расцвета римской литературы, т.е. периодом классическим. Последние же века римской литературы, а именно I – V в.в. н. э., называются послеклассическим периодом.
Доклассический период уходит в глубь веков и характеризуется сначала, как и в Греции, устной народной словесностью, а также началом письменности. До половины III в, до н. э. этот период называется обычно италийским. В течение его Рим, первоначально маленькая городская община, распространил свою власть на всю Италию.
С середины III в. возникает письменная литература. Она развивается в эпоху экспансии Рима в страны Средиземноморья (включительно по первую половину II в.) и начавшихся гражданских войн (вторая половина II в. – 80-е годы I в. до н. э.).Классический период римской литературы – это время кризиса и конца республики (с 80-х годов до 30 года I в. до н. э. ) и эпоха принципата Августа (до 14 года I в. н. э.). Но уже в начале I столетия н. э. вполне отчетливо намечается черты упадка классического периода. Этот процесс деградации литературы продолжается до падения Западной Римской империи в 476 г. н. э. Это время можно назвать послеклассическим периодом римской литературы. Здесь следует различать литературу расцвета империи (I в. н. э.) и литературу кризиса, падения империи (П—V вв. н. э.).
Вопросы:
1. Каковы основные черты строгого эпического стиля?
2. Какие прогрессивные тенденции можно выявить в поэме Гомера «Илиада»?
3. В чём особенность поэтической техники эпоса?
4. Охарактеризуйте четыре периода греческой классической лирики. В чём различие между Дорийским и Эолийским мелосом?
5. Каково происхождение драмы?
6. В чём особенности трагедий Софокла и Еврипида?
7. Каково происхождение комедии? «Лягушки» как выражение взглядов Аристофана.
8. В чём сходство и различие между греческой и римской литературой? В чём заключается преемственность литературы Древнего Рима?
9. Каковы особенности комедий Плавта?
10. В чём заключается особенность лирической и лиро-эпической поэзии середины I в. до н. э.?
11. «Оды» и «Послания» Горация. Почему его по праву можно назвать теоретиком римского классицизма?
12. Какова общественно-политическая направленность поэмы Вергилия «Энеида»?
Задание 1. Объясните крылатые выражения и вспомните мифологические сюжеты, связанные с ними.
Мифы – это созданные народной фантазией рассказы о богах и героях. Это форма осмысления явлений природы, обычаев, культовых обрядов, событий далёкого прошлого, географических названий, человеческих побуждений и действий в условиях первобытно-общинного строя.
Авгиевы конюшни, нить Ариадны, Ахиллесова пята, Гордиев узел, кануть в Лету, между Сциллой и Харибдой, муки Тантала, Нарцисс, Одиссея, олимпийское спокойствие, Пигмалион и Галатея, Прокрустово ложе, рог изобилия, Сизифов труд, яблоко раздора, ящик Пандоры.
Задание 2. Назовите и охарактеризуйте основных древнегреческих богов и героев. Вспомните мифологические сюжеты, связанные с ними.
Задание 3. Расскажите о событиях до «Илиады» и событиях самой «Илиады».
Задание 4. Дайте сравнительную характеристику Ахилла и Гектора – двух главных героев, определяющих динамику сюжета.
Ахилл – «быстроногий», «благородный», «храбрый», «любезный», «знаменитый», «кратковечный».
1. Песнь 1-я. Какое действие предпринял Ахилл, видя картину массовой смерти ахеян по воле разгневанного бога Аполлона? (Стихи 53 – 67). Как он реагирует па требование Агамемнона отдать ему Брисеиду взамен возвращенной жрецу Аполлона Хрисеиды? (Стихи 148 – 171). В какое действие претворяет Ахилл свой гнев против Агамемнона? Какая грань облика Ахилла раскрывается в жалобах героя матери Фетиде? (Стихи 348 – 412).
2. Песнь 9-я. Какие доводы приводят Ахиллу Одиссей, Феникс, Аякс, чтобы смягчить его гнев и убедить в необходимости вернуться к сражающимся ахеянам? Почему Ахилл неумолим? Что заставляет его оставаться непреклонным в своем гневе? (Стихи 307 – 429, 607 – 655).
3. Песнь 16-я. Как удалось Патроклу поколебать гнев Ахилла? На каких условиях Ахилл соглашается отпустить Патрокла в битву против троянцев? (Стихи 1 – 100).
4. Песни 18 – 19. Как гибель Патрокла отозвалась в душе Ахилла? Во что выливается его скорбь о павшем друге? О чем помышляет Ахилл, отрекаясь от гнева? Как он ведет себя в разговорах с Фетидой и Агамемноном? (18, стихи 22 – 35, 78 – 126, 315 – 342; 19, стихи 3 – 153).
5. Песнь 22-я. Что движет Ахиллом, когда он устремляется против Гектора? Почему так жесток Ахилл? До какого предела доходит его свирепость? (Стихи 248 – 404).
6. Песнь 23-я. Как Ахилл почтил погибшего Патрокла? Чем измеряется его великая скорбь? Какая участь ждёт Ахилла после гибели Патрокла? (Стихи 4 – 225).
7. Песнь 24-я. Как Ахилл мстит мёртвому Гектору? Как ведёт себя герой при встрече с Приамом? Какие чувства в нём пробуждаются? В чём сказалось его великодушие? (Стихи 3 – 22, 120 – 140, 477 – 676).
Гектор – «шлемоблещущий», «бронеблещущий», «великий», «благородный», «божественный», «блистательный».
1. Песнь 6-я. Как ведет себя Гектор при надвигающейся ня Трою опасности? Каким предстает герой в сценах беседы с матерью, Парисом? Чем пленяет нас главный защитник Трои в эпизоде прощания с Андромахой и сыном? Чем усиливается драматизм разлуки и какие трогательные детали смягчают остроту сцены? (Стихи 237 – 529).
2. Песнь 7-я. Что заставило Гектора обратиться с речью к «Трои сынам и ахеянам храбрым»? Как развивается поединок Гектора с Аяксом? Какие, кроме храбрости, качества личности обнаруживает Гектор в этом единоборстве? (Стихи 66 – 91, 233 – 272, 287 – 307).