Смекни!
smekni.com

История писательских организаций Калининградской области (стр. 2 из 15)

В любом из названных источников могут быть неточности, ошибки, поэтому абсолютно достоверного источника назвать трудно. В доперестроечной публицистике чувствуется идеологический пресс. Писатели должны были выполнять заказ партии и помогать ей формировать идеологию. Все, что, не вписывалось в поставленные рамки, не подлежало печати. Иногда, статьи того времени похожи на отчеты писательской организации перед партией. В послеперестроечное время произошел идеологический раскол, и каждая организации защищает свою точку зрения, что тоже сказывается на достоверности источника. К тому же не следует исключать просто ошибок в изложении фактов. Интервью ценно тем, что это информация из первых рук, и можно получить информацию еще не опубликованную, хотя мнения интервьюированного может носить так же субъективный характер.

Задача первой главы – проанализировать процесс создания, деятельность калининградской писательской организации до 1991 года. В первой главе исследуется, как было создано калининградское отделение писателей СССР, показаны те явления в литературной жизни области, которые происходили в исследуемый период, как местная писательская организация реагировала на политическую ситуацию в стране, прослеживается внутренняя жизнь объединения.

Вторая часть посвящена периоду после 1991 года. Я ставила задачу выявить условия и факторы распада калининградской писательской организации, исследовать те организации писателей, которые образовались после распада Союза писателей СССР, Проанализировать их деятельностью и внутреннюю жизнью, рассказать и охарактеризовать наиболее крупных местных поэтов и прозаиков, созданных писательских организаций, рассмотреть литературную жизнь области.

В заключении я подвожу итоги, делаю вывод по всей работе, касаюсь современного положения дел в калининградской литературе.

В приложениях даны сведения о всех писателях на 1991 год и на сегодняшний день, биографии руководителей писательских организаций области.


ГЛАВА I. Одна идеология – единая организация

1. Образование объединения калининградских писателей

Писательская организация нашего края не возникла в один день. Она складывалась постепенно. Среди тех, кто вошел сюда с войсками, среди первых переселенцев было много людей, тянущихся к слову, пытающихся разобраться в себе и во времени. Молодые литераторы хотели осмыслить свое место на этой новой для них земле, среди них почти не было профессиональных писателей, они работали вместе со всеми, перенося все тяжести послевоенного времени. Это были годы усиления тоталитарного режима, и свободное слово почти не находило места в открытой печати. Страна все более отделялась от Европы "железным занавесом". О какой-либо преемственности в развитии культуры не могло быть и речи. Власть предержащие партократы строго надзирали за первыми ростками литературы. Повсюду утверждалось, что история края начинается от Потсдама, что все прошлое было связано с фашизмом и о нем надо напрочь забыть. Но никакими запретами невозможно остановить развитие творческой мысли, развитие культуры.

Первые послевоенные произведения в основном были посвящены военной теме. О войне, например, писал сержант бронебойщик Евгений Зиборов. В огненные дни сорок четвертого года будущий писатель форсировал пограничную реку Шешупе.

С начало войны был направлен корреспондентом в газету «Сталинские питомцы» 39-й истребительной авиации Зарахович Яков Абрамович, затем он был спецкором армейской газеты «Бей врага». После войны он остался в нашем крае. В 1958 он был принят в союз писателей СССР и оказался одним из четырех писателей, присутствующих на первом собрании областной писательской организации.[9]

Отгремели орудия. Заросли травой окопы, очищены от битой военной техники поля сражений. Возникшая на территории бывшей Восточной Пруссии самая западная в России, зеленая, продуваемая солеными балтийскими ветрами, богатая янтарем Калининградская область превратилась в громадную стройку. То была захватывающая дух стройка, о которой надо было рассказать, писать. И бывшие военные корреспонденты, многие из которых стали сотрудниками областной и местных газет, пишут очерки и рассказы, привлекают к литературному творчеству молодежь. Подполковнику Федору Ведину, в прошлом военному корреспонденту армейской газеты «За Родину», суждено было написать роман о том, как на развалинах бывшей Восточной Пруссии начиналась новая жизнь. Роман «Город - будет» был самым первым литературным, художественным произведением на так называемую «местную тему», роман о людях, самоотверженно строящих новый город Прибалтийск, за которым угадывается Калининград.

Первые литературные объединения появились на территории области уже весной 1948 году в Калининграде, Немане и Ладушкине. Руководил этими группами Юрий Андрюшенко, Иван Куприянов и Лев Ципин, а осенью того же года при газете "Калининградская правда" было создано литературное объединение, которым руководил редактор газеты Василий Грудинин, а позднее поэт-фронтовик Илья Жернаков, ставший вскоре членом Союза писателей СССР. Наиболее крупным было литературное объединение Балтийского флота, носящее имя погибшего на войне поэта-подводника Алексея Лебедева, оно продолжило традиции легендарного ЛОКАФа - довоенного литературного объединения и в те годы начало свою работу в Балтийске-Пиллау.[10] Важным событием в культурной жизни области явилось издание альманаха «Калининград», что позволило многим местным авторам выйти к читателям со своими произведениями. За 8 лет было напечатано четыре объемных сборника. Творчество калининградского писательского коллектива, имеет своими истоками эти четыре таких важных для развития литературной жизни области сборника.

Темой для многих начинающих литераторов была недавно закончившаяся война, они сами участвовали в ней, испытали все ее ужасы и невзгоды. Но в условиях жесточайшей цензуры произведения, отражающие жизнь, не могли увидеть свет. Так остался в те годы неизданным роман Надежды Грязевой «Узницы Равенсбрюка», а книга Всеволода Остена, прошедшего ад Маутхаузена, когда она вышла, вызвала целую бурю критики. Тема концлагерей была запретна, пленные считались предателями, да и могли ведь у читателя возникнуть аллюзии - в стране продолжали существовать свои концлагеря, но никакие препоны не могли остановить творчества.

В 1947 году по путевке ЦКВКП(б) в Калининград приезжает поэт-фронтовик Илья Дмитриевич Жернаков.

После смерти Сталина, и последующей реабилитации в годы оттепели, в область приехали реабилитированные писатели, в первую очередь это С. Снегов, Ф. Жакмьен.

Штейн Сергей Иосифович родился 5 августа 1910 года в Одессе. Читателям он известен под псевдонимом Снегов Сергей Александрович. Окончил физико–математический факультет Одесского университета. Будучи доцентом кафедры философии этого университета был изгнан за «отклонение от истин марксизма-ленинизма».[11] В 1936 году он работал в Ленинграде на заводе «Пирометр» и был репрессирован как особо важный политический преступник, причем обвинительное заключение было подписано самим Вышинским.[12]

С 1957 года он окончательно стал профессионально заниматься литературной деятельностью, а с 1959 года стал членом Союза писателей СССР. В Калининграде Сергей Александрович жил с 1958 года вплоть своей кончины. Писатель не был вполне «благонадежным» для власти человеком и после Норильска: этому способствовали и отказы подписать письма «в осуждение» Пастернака и Синявского, резко негативное отношение к вводу советских войск на территорию Чехословакии в августе 1968 года. Практически шесть лет – с 1968 по 1974-й С. Снегов не печатался. С 1958 по 1994 годы им было написано 8 романов, более 20 повестей, а также рассказы, пьесы, стихи.[13] Сергей Александрович Снегов – один из первых членов калининградской писательской организации. Сергей Александрович Снегов – один из значительных российских писателей-фантастов. Его перу принадлежит увлекательный роман «Люди как боги», выдержавший несколько изданий (в том числе было четыре издания в Германии). «Право на поиск», «Прыжок над бездной» интересны и сегодняшним читателям. Союзом писателей РСФСР и редакцией журнала «Уральский следопыт» за 1983 год С.А. Снегову была присуждена премия «Аэлита». За заслуги в области советской литературы и в связи с семидесятилетием со дня рождения С.А. Снегов был награжден орденом «Знаком почета».

В общей сложности Сергей Александрович Снегов является автором 28 прозаических книг, выдержавших 54 издания, а так же стихов. Произведения нашего земляка переведены на немецкий, японский, китайский, польский, венгерский, чешский языки. Завершающая творческий путь эпическая «Книга бытия» еще ждет своего издателя.

Сергей Александрович Снегов умер 23 февраля 1994 года. Летом 1999 года была открыта памятная доска на доме, где писатель прожил последние 20 лет своей жизни, его имя носит библиотека по улице 9 апреля.

В 1954 году в Калининград из Казахстана после реабилитации переехал Рудольф Жакмьен, немецкий поэт, человек интересной и сложной судьбы. Будучи антифашистом, он в 1932 году приехал в СССР, а в 1936 году получает советское гражданство.[14] Несмотря на участие в войне, на борьбу с фашизмом, он сполна расплатился за свою принадлежность к немецкому народу. Рабочий - лекальщик, он здесь, в Калининграде, выпустил целый ряд книг в переводе на русский язык и стал членом Союза писателей. Его влияние безусловно сказывалось на сближении немецкой и русской культур.[15] Литературная жизнь области становится все более активной. Читателям становятся хорошо известны фамилии вышеназванного Федора Ведина, Надежды Грязевой, Ольги Макаровой, Ильи Жернакова, Петра Воробьева, Николая Контрова, Сергея Снегова и несколько позже – Валентина Ерашева и Вольфа Долгого. При газете "Калининградский комсомолец" активно работало молодежное литературное объединение, здесь собирались молодые поэты, произносились пламенные речи, читались не предназначенные для официозной печати стихи и рассказы. Одним из лидеров молодых был в те годы поэт Владимир Корниенко. Он не дожил до нынешних дней, и книга его талантливых стихов "Соучастие" вышла лишь после его смерти. В пятидесятые-шестидесятые годы свободное поэтическое слово жило, несмотря на запреты цензуры, оно звучало на многочисленных поэтических вечерах, стихи заучивались наизусть, передавались друг другу, их обсуждали. Примером этому может служить, состоявшаяся 2 декабря 1956 года в областном драматическом театре, конференция на тему, «Маяковский на калининградской сцене. Зрители обсуждали спектакль «Баня»[16], а 5 апреля 1961 в Калининградском Доме культуры рыбаков состоялась читательская конференция «Литературной газеты». На Конференцию собрались рабочие, инженеры, рыбаки, студенты, учителя, врачи, журналисты, писатели, приехали московские литераторы – поэты В. Боков, Ю. Друнина, прозаик Б. Ласкин, публицисты Н. Мар и О. Прудков.[17]