Об этом времени очень интересно рассказал Евтушенко, примерно два года назад посетивший Калининград, чья встреча с читателями демонстрировалась по телевидению. Он рассказал, какие нападки посыпались на его произведение «Бабий Яр», как силен был в то время идеологический пресс.
Особо досталось от Жернакова на этом собрании С. Снегову. Жернаков обвинил в безнравственности роман Снегова «В глухом углу». Осудил так же его роман «Иди до конца». И. Жернаков ругал так же роман Ерашова «Человек в гимнастерке». Это роман о командире роты Козовом и замполите Кудрявцеве. Намечая цели литературы на данном этапе, И.Д. Жернаков сказал: «Нам нужны современные Чапаевы и Корчагины, Давыдовы и Кошевые… Сейчас партия выдвинула, как одну из главных задач советской литературы высокохудожественное раскрытие положительных сторон развития нашего общества.»[30]
С.А. Снегов в одном из своих интервью вспоминал об этом времени: «Мои «лагерные» рассказы и повести я пытался опубликовать во времена Хрущева. Редактор «Знамени» Вадим Ковчевников посылал их даже в ЦК партии. Сказали: талантливо, но тяжело … людям такой тяжести не надо.»[31]
Надо отдать должное писателям нашей области, доклад Жернакова не получил одобрению не у одного выступающего. С. Снегов и В. Ерашов убедительно отвели от себя все обвинения. Сам ответственный секретарь был обвинен в том, что для руководителя союза писателей он мало пишет, давно не выходило его новых произведений. Было поставлено в вину ответственному секретарю союза и то, что прежде чем выносить доклад на общее собрание, он должен был познакомить с ним бюро писательской организации, а этого сделано не было. Так же было поставлено ему в вину, что писательская организация не растет численно, хотя есть заявления о принятии в ее состав.
В это время организация раскалывается на две группировки. Одним близко настроение Снегова и Ерашова, другим Жернакова.
На какое-то время побеждают более либерально настроенные писатели. Ерашов был даже избран ответственным секретарем. Но 13 ноября 1967 года Ерашов был освобожден от занимаемой должности постановлением бюро Калининградской писательской организации. На этом заседании присутствовал заведующий сектором печати, радио и телевидения обкома КПСС С.Т. Жбанков. Временно исполняющим обязанности назначается Захарович. Затем на эту должность был избран Пантюхов, а заместителем С.Снегов. Игорь Михайлович Пантюхов переизбирался на эту должность в 1970 году.[32]
В организации не обходилось и без скандалов. Были и доносы и анонимки и зависть к более удачливым и талантливым собратьям по перу.
В ноябре 1968 года перед началом работы областного семинара молодых писателей, была идея напечатать в «Комсомольской правде» литературную страницу из местных писателей. Редакции «Комсомольской правды» союз писателей представил рассказы: П. Воробьева «Сказка о морской рыбине», Зараховича, А. Соболева, Ю. Иванова. Редакция из всех представленных отобрала рассказ Соболева.
Так в последний день работы областного семинара молодых литераторов 22 декабря 1968 года, руководитель секции прозы московский критик Иван Тимофеевич Козлов обнаружил в папке с рассказами молодого автора Э. Демиденко два листа машинописного текста письма П. Воробьева «Открытое письмо секретарю обкома КПСС тов. Никитину».[33]
Воробьев Петр Яковлевич, обиженный на то, что его рассказ не напечатали, нападает на Я. Зараховича, А. Соболева, Ю. Иванова. Он называет их «кучкой литературного мусора». Обвиняет редактора в не объективности. Он ставит редакции в вину поощрение семитизму. «Пора разобраться с ленинских позиций и ответить словами Блока: «Русскому народу Христос нужен, но не из Назарета». Не хитрым мифологическим иудейским святыням обманутый русский народ 1000 лет молится. Хватит, а то и в самом деле нас, русских, в век атома сделают если не дикарями, то роботами. Бороться надо, бороться».[34]
Письмо это получило большой резонанс. Воробьева осудили все члены союза. Было даже предложение исключить его из союза.
Несмотря на этот эпизод, в 1970 году к семидесятилетнему юбилею Петра Яковлевича был выпущен его сборник.
В 1973 году произошло еще одно неприятное дело. На рассмотрение Калининградского союза писателей было вынесено письмо В.М. Черносвитова. Письмо было адресовано начальнику Росглавиздата Г.П. Лебедеву. Автор письма обвинял писателя Соболева А.П. в заимствовании материала для повести «Тихий пост» из повести А. Леотьева «Белая зима», а так же в неправомерном переиздании одних и тех же книг Соболева под различными названиями одновременно в различных издательствах. Была организована комиссия по расследованию данной информации. В результате расследования указанные в письме факты не подтвердились. Комиссия отметила, что в данных романах есть схожесть сюжетов, но, по сути, это разные произведения. В.М. Черносвитов был вынужден просить прощение. [35]
Писательская организация Калининграда в 60-е годы, несмотря на трудности и иногда конфликты в своей среде, в общем, работает плодотворно.
В шестидесятые и семидесятые годы писательская организация выросла количественно. Если на первом собрании писательской организации присутствовало четыре человека, то уже в 1964 году в организации зарегистрировано 10 человек в 1972 году – 12 человек.[36] Надо учитывать, что некоторые писатели уезжали на место жительство в другие области, другие приезжали.
Книги калининградских авторов широко издавались не только в местном издательстве, но и в центре, и за рубежом. Для целого ряда писателей стезей стало создание исторических повестей и романов, в те годы казалось, что в исторической прозе можно сказать правду, можно высказать то, что думаешь о современности. Вышли около десяти исторических повестей Вольфа Долгого, создавал исторические романы Валентин Ерашов. Но даже на этой стезе писателя ждали свои ограничения, от авторов требовалось создание книг о революционном движении. Продолжалось и освоение военной тематики. Замечательную повесть о войне написала Маргарита Родионова. Эта повесть - "Девчонка идет на войну" отразила судьбу автора, которая в семнадцать лет попала в самое пекло - морские десанты на юге. Книга эта вошла в ряд лучших произведений о войне и выдержала несколько изданий. На военную тему продолжал писать Евгений Зиборов, участник Восточнопрусской операции. Роман о блокаде Ленинграда "Мы шли под грохот канонады" создал Юрий Иванов, эта его книга была переведена в Японии и даже вошла в школьные программы.
Писательская организация росла не только за счет приема авторов, заявивших о себе в местных литературных объединениях. Сюда переехали из разных концов страны такие сложившиеся писатели, как Олег Павловский, Валентин Зорин, Владимир Черносвитов, Надежда Зверева, Василий Кочнов.
18 июля 1974 года был избран пятый секретарь писательской организации Калининграда.[37] Им стал Ю.Н. Иванов. С.А. Пантюхов отходит от общественной работы, решив заняться всецело творческой работой,,,. Ю.Н. Иванов стоял во главе организации долгие годы, более 10 лет. Одновременно он избирался и народным депутатом от писательской организации.
В семидесятые годы писательская организация продолжает быть в центре культурной жизни области. В 1973 году, из членов областного писательского союза, было создано бюро пропаганды художественной литературы, которое следило за проведением агитации. Например, в отчете за 1975 год главой этого бюро А. Смирновым отмечено, что за год проведено 1407 выступлений, 234 – шевских, в том числе проведено литературных и литературно-музыкальных вечеров – 363, тематических выступлений –368, читательских конференций – 20, лекций – 21..[38]
В 1976 году творческая группа во главе с Пантюховым выступает в юго-восточной Атлантике среди советских моряков. Наша писательская организация не могла оставаться в стороне от политической жизни страны. 6 мая 1978 в Калининграде состоялась областная литературная конференция, посвященная обсуждению книги Л.И. Брежнева «Малая земля».[39]
В 80-тые годы продолжается такая же активная работа писательской организации. Укрепляются межнациональные связи.
С 14 по 20 октября в Калининградской области проходят «Дни культуры Литовской ССР». В составе делегации 10 человек, среди них: Юозас Балтушис, Войчунайте, Кацкайте и др.
В 1984 –1985 годах проводятся «Дни Кристионаса Донелайтиса».
Ю.Н. Иванов отчитываясь за проделанную работу, приводит такие цифры: «За минувшие годы калининградскими писателями издано более 200 книг, тиражом примерно 10 мил экземпляров: полтора десятка книг издано в Польше, в ГДР, Чехословакии, Югославии…»[40]
И так, из всего сказанного видно, что организация жила активной жизнью, несмотря на то, чтовремя было не располагающее к вольнодумию.
Очень резко высказался об этом времени Ю. Куранов, он сказал: «Писатель должен был изображать реальную действительность не такой, какой она есть, а такой, какой хорошей ей должно быть. Союзы писателей исключали всякое вольнодумство. Развивали литературу, исключительно сверяя с линией партии…Система запросто лишала писательского звания Аксенова, Солженицына, Некрасова, Владимова, Максимова, Синявского, Войнович …».[41] С. Снегов признавался, что: «Не имея возможности сказать полную правду, нужно было или молчать, или соглашаться на частичную…».[42]