Смекни!
smekni.com

История писательских организаций Калининградской области (стр. 5 из 15)

Очень хорошо атмосферу в организации передают статьи того времени. Например, приведу строки из статьи Ю. Иванова «Долг и ответственность писателя» за 1976 год, в ней дается отчет, как писатели выполняют решения XXV съезда партии и VI съезда писателей СССР, насколько активно они пропагандируют идеологию партии: «Крепнут связи нашей писательской организации с трудящимися области. Только за прошлый год на заводах и фабриках в колхозах и совхозах, на морских судах 1407 писательских выступлений, литературных вечеров и читательских конференций. Второй год на предприятиях Калининграда работают клубы, пропагандирующие достижения советской художественной литературы. Регулярно выходят на промыслы, где встречаются с рыбаками…»[43]

В статье за 1974 Ю.Иванов и А. Смирнов, руководитель этого бюро пишут: « Вот уже год при Калининградской писательской организации активно действует бюро пропаганды художественной литературы. Организация эта в нашей области новая. Калининградская писательская организация – боевой отряд творческой интеллигенции нашей области. Писатели своими книгами, а так же постоянным личным общением с читателями оказывают областной партийной организации действенную помощь в формировании у тружеников города и села коммунистических идеалов.»[44]

И наряду с этим, именно писатели выступали против взрыва королевского замка, ратовали за создание музеев, памятников. Если говорить о Калининградском писателе, то более всех это определение подходит, как признает О. Глушкин[45], к Юрию Николаевичу Иванову. Жизнь его не возможно представить в отрыве от самого западного края страны, который стал ему родным и в который он был влюблён.

Вряд ли отыщется среди местных писателей человек, сделавший больше для восстановления и процветания нашего города, чем это успел сделать он. Вот уже более десяти лет писателя нет в нашей земной жизни, но на каждом шагу, в каждой сфере деятельности, направленной на развитие культуры и возрождение духовности, мы ощущаем его присутствие.

На его долю выпало сложное время, время запретов и цензуры, было запрещено тратить народные деньги на объекты культуры, поэтому, например, официально строили школу, хотя знали, что это будет Дворец пионеров, строили мебельный магазин и боролись за то, чтобы вместо него разместить художественную галерею, а что касалось руин старинных зданий, то все они были обречены на снос. Даже Кафедральный собор подлежал сносу. «Выкорчевать надо эти руины минувшей войны. Торчат, как гнилые зубы...» Спасло Собор то, что у его стен был захоронен великий философ Кант и то, что на защиту Собора встала интеллигенция города. И самым активным защитником стал Юрий Иванов. Надо оценить гражданский подвиг писателя, который отрывался от рукописей, чтобы защитить руины Кафедрального собора, чтобы доказать, что городу необходимы картинная галерея и просторное здание для историко-художественного музея, что нужен Концертный зал и необходим Музей Мирового океана. Сколько сил пришлось затратить для получения «Витязя» и ремонта этого корабля! И если бы не настойчивость Юрия Николаевича и не помощь графини Марион Дёнхофф, которая стала его ближайшей сподвижницей, вряд ли бы к нам возвратился этот бронзовый Кант, знаменитая скульптура Рауха, воссозданная скульптором из Берлина Хааке.

Юрий Николаевич не только был ходатаем по инстанциям, он был избран народным депутатом и умел добиваться своего, и ещё - он сам многое сделал своими руками. Он находил время, чтобы участвовать в поисковых экспедициях и тесать кресты. Он хотел поставить кресты в знак примирения в местах былых сражений. О войне он знал не понаслышке. Она ворвалась в его юность жестокой ленинградской блокадой, а затем тяжёлой ратной работой. Сын полка, в похоронной команде он увидел, как страшна и безжалостна война. Он увидел Кенигсберг сразу после штурма, поверженный и пылающий город, город, превращенный в руины. Думал ли он тогда, что этот город станет его судьбой...

Он шестнадцать лет возглавлял калининградскую писательскую организацию и сумел многое сделать для каждого из писателей, а главное сохранить и укрепить союз творческих людей, ещё семь лет он возглавлял калининградский фонд культуры и на этом посту сумел наиболее полно развернуть свои организаторские таланты. У него была удивительная способность притягивать к себе людей, находить всегда единомышленников, заражать их своим азартом.Он одним из первых осознал, что нельзя жить на этой земле, отвергая прошлое и его культурное наследие. Он постоянно призывал к примирению и взаимопониманию двух великих культур - России и Германии. Многие калининградцы помнят бурные дискуссии интеллигенции, организованные в помещении театра кукол, в которых впервые открыто заговорили о прошлом края, о его многовековой истории. По его инициативе создается газета «Кёнигсбергский курьер», где печатаются материалы по истории края, он активно поддерживает журнал писателей «Запад России», в котором также впервые раскрывается прошлое наших мест. При участии Юрия Иванова формируются Кантовская и Гофманская программы, создаётся Общество почитателей А.С. Пушкина. Юрий Николаевич одним из первых поддержал создание национально-культурных обществ. Он содействовал открытию в посёлке Отрадном музея немецкого скульптора Брахерта. Благодаря настойчивым ходатайствам Юрия Иванова был получен архив Георга Штайна. Архив этот помог писателю создать приключенческую книгу о поисках Янтарной комнаты «Пятая версия». Фактически Юрий Иванов был первым писателем, ставшим серьёзно разрабатывать краеведческую тему. В настоящее время книги по краеведению широко и серийно издаются, а в годы, предшествующие перестройке, о прошлом старались не вспоминать.

Он опережал своё время и стал как бы связующим звеном в литературе области между двух эпох, эпохой СССР и нынешней России.

К 1985 году в Калининградской писательской организации насчитывалось двадцать человек; четырнадцать прозаиков, пятеро поэтов . Весьма полезным оказался переезд в Калининград из Кемерова единственного в организации профессионального критика, члена Союза писателей СССР Евсея Львовича Цейтлина, автора ряда книг о творчестве крупного писателя Всеволода Иванова, исследований о современных советских писателей и сборников очерков на морально-этическую тему, какой например, явилась книга «Так что же завтра?» В первых двух больших проблемных статьях, открывающих книгу, критик вводит читателя в самую сердцевину современных литературных споров и дискуссий и далее раскрывает эту тему. Завершая рассказ о писателях Калининградской области в до перестроечный период, я хочу назвать тех писателей, которые в те времена начинали свою писательскую деятельность. В 1985 году в писательскую организацию был принят О. Глушкин, ставший одним из самых известных писателей Калининградской области. Начинали свое творчество так же такие писатели как: А. Дарьялов, Н. Василевский, В. Остен, Т. Тетенькина, Т. Ленская, Е. Ленский, В. Сухачевский, Е. Акулина, В. Пасенюк, В. Соловьева, О. Синицина, А. Медведев, Н. Моргулева, А. Рагузин, Е. Вайсман и др.[46] В писательской организации были и потери, в 1974 году не стало Я.А. Зараховича, который участвовал в создании областного писательского союза.

Много сделали писатели и для того, что бы вырастить новую смену калининградских писателей. И тут нельзя не сказать о деятельности С. Симкина, который, руководя литературным объединением воспитал не одного талантливого литератора, уже в наше время, подводя итоги своей работы, он пишет: «Вот уже тридцать лет я бессменный руководитель литературного объединения «Родник». Из нашей творческой лаборатории выкристаллизовались многие ставшие уже профессиональными поэты, такие как лауреат премии «Признание» В. Солорьева и лауреат премии «Вдохновение» Наталья Горьбачева, Сергей Погоняев и Анатолий Ульянов, Альбина Самусевич и Татьяна Ленская, Сергей Михайлов и Андрей Тозик и другие известные в городе имена. За эти годы в нашей студии постоянно происходит естественная смена поколений. Сегодня в «Роднике» занимается много одаренной молодежи …».[47]

Во время перестройки ситуация изменилась - не стало закрытых тем. Если раньше главными темами наших писателей были море, война, фантастика, то сейчас многих авторов волнует история нашего края, нашего города. Появился огромный интерес и к немецкой культуре. Настоящее изучение прошлого, работа по восстановлению связи времен и осознание неразрывности культурного процесса пришли только с перестройкой. Одним из первых на путь сближения культур встал писатель Юрий Иванов, избранный руководителем Калининградского отделения фонда культуры. Его заслуга велика и в распространении знаний о прошлом, и в реставрации и установке памятников и в популяризации знаний о нашем крае в Германии.

Большой вклад в ознакомление читателей с обширным пластом кенигсбергской поэзии внес Сэм Симкин, который подготовил и перевел антологию стихов поэтов, творчество которых было связано с Кенигсбергом. Для русского читателя впервые открылись такие немецкие поэты, как Симон Дах, Эрнст Вихерт, Агнес Мигель и др. Выход этой антологии стал значительным событием в культурной жизни региона. Но возникли другие проблемы: при ослаблении цензурного надзора появились печатные издания рассчитанные чисто на коммерческий успех.


Глава II. Распад СССР – идеологическое разъединение писательской организации