1. Распад писательской организации, Региональная общественная организация писателей Калининградской области
Культура неразрывно связана с политическими и социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Распад Советского Союза повлек за собой разрыв отлаженных годами связей (в том числе и культурных), экономический и политический кризис. Но процессы культурного развития не прерываются с падением политических режимов.
Исчезновение единой культурной политики, проводимое государством, демократизация общества создали реальные предпосылки свободного развития культуры. Однако экономические трудности переходного периода привели к сложнейшей финансовой обстановке в государстве. Сократилось выделение средств на нужды социальной сферы. Экономическая реформа 1992 года, нацеленная на переход к рыночным отношениям, привела к сокращению финансирования культуры. Чтобы выжить, нужно было искать альтернативные источники финансирования. В 1990-е годы на первый план вышла массовая культура. Книжные прилавки заполнились детективами, эротикой, оккультной литературой.[48]
После распада СССР закончила свое существование и писательская организация СССР. После подписания акта в Беловежской Пуще в 1991 году, Союз писателей СССР все свои права и полномочия передает Союзу писателей Росси под руководством В. Ганичева. В 1991 году в патриотически настроенном Союзе писателей России происходит раскол. В 1991 году примерно пятая часть членов Союза писателей Российской Федерации, сгруппировавшихся ранее в неформальных писательских объединений «апрель» и «Мемориал», вышла из этого Союза и образовала новый, свой собственный – Союз российских писателей – «демократического», «апрелевско-мемориального» толка. От 5,5 т. писателей СПР отделяется группа примерно в одну тысячу человек (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, А. Битов, В. Токарев, Ф. Искандер, Ю. Черниченко и др.). Процесс переходит на региональный уровень. Но уже на новом уровне. Сместились акценты в отношениях со столицей в области литературы. Москва перестала быть единственным центром свободомыслия. «И если раньше лишь там можно было сказать нечто смелое и правдивое, то теперь цензура повсюду ослабла, и провинция освободилась от гнета надзирателей, и местных и столичных».[49]
Стоявшие на демократических позициях руководители Калининградской писательской организации ( О. Глушкин, Ю. Куранов, С. Симкин и т.д.) поработали над тем, чтобы и вся организация вошла в Союз российских писателей. Вернувшись с учредительного съезда и созвав на собрание писателей, ими было предложено немедленно написать заявление о переходе в новый Союз, что и было сделано. Из региональных организаций в новый Союз перешла одна единственная – Калининградская; в трех региональных организациях произошел раскол, но большинство в них осталось в Союзе писателей России; лишь в Питере большинство оказалось у «демократов», сильны их позиции и в Москве.
Год спустя в Союзе российских писателей была объявлена перерегистрация его членов. И ранее, не разделявший идеи «демократов», писатель Андрей Старцев объявил о своем намерении выйти из этого Союза. К нему присоединились Владимир Зуев, и Евгений Зиборов, а также Виктор Сысоев, который, живя в Балтийске, на собрании не был и не писал заявления о переходе, при запросе же по телефону объявил, что будет там, где большинство.
Таким образом, после распада Союза писателей СССР в области образовалось две писательские организации.
Позже были созданы и другие писательские обединения, в частности Калининградская региональная общественная организация "Союз свободных российских писателей "Эклога".
Региональная общественная организация писателей Калининградской области - так полное название нашей областной писательской организации, входящей в федеральный Союз российских писателей, оказалась многочисленнее других. По уставу организации членство в СРП коллективное (региональные организации) и индивидуальное.
Союз российских писателей насчитывает в своих рядах более 3,5 тысяч писателей, в числе которых Дмитрий Лихачев, Сергей Залыгин, Анатолий Жигулин, Евгений Евтушенко, Фазиль Искандер, Владимир Маканин, Олег Чухонцев, Игорь Шкляревский, Андрей Битов, Александр Кушнер, Валерий Попов, Руслан Киреев и многие другие выдающиеся писатели России.
В Союз российских писателей на сегодняшний день входит пятьдесят региональных организаций. Наиболее представительные из них - в Москве (1,5 тыс. чел.), Санкт-Петербурге (400 чел.), Калининграде, Краснодаре, Ставрополе, Майкопе (Адыгея), Петрозаводске (Карелия), Ростове-на-Дону, Саратове, Екатеринбурге, Красноярске, Хабаровске, Владивостоке, Воронеже, Рязани. Владимире, Смоленске, Ярославле…
Писатели, члены СРП, возглавляют известные литературно-художественные журналы: Сергей Боровиков - "Волга" (Саратов), Геннадий Прашкевич - "Проза Сибири", Роман Солнцев - "День и ночь" (Красноярск), Галина Щекина - "Свеча" (Вологда), Сергей Погонзев - "Запад России" (Калининград), Ирина Красногорская - "Утро" (Рязань), Левон Осепян - "Меценат и Мир" (Рязань), Хазрет Панеж - "Глагол Кавказа" (Майкоп), А.Ю.Арьев и Я.А.Гордин - "Звезда" (Санкт-Петербург), Владимир Аллой, Самуил Лурье, Татьяна Вольтская - "Постскриптум" (Санкт-Петербург), Б.Чиндыков - "Лик Чувашии" (Чебоксары), Борис Блинов - "Мурманский берег" (Мурманск), Сергей Залыгин - "Новый мир" (Москва), Сергей Чупринин - "Знамя" (Москва), Александр Эбаноидзе - "Дружба народов" (Москва), А.А.Ананьев - "Октябрь" и др.[50]
Члены Союза неоднократно становились лауреатами известных российских и международных литературных премий.
Калининградское отделение СРП было образовано 14 октября 1991 года, когда писательская организация Калининграда в полном составе вошла в этот союз. В архиве хранятся материалы по этому союзу как о правопреемнике областного отделения Союза писателей СССР. Разделение произошло через год, когда четверо писателей (Старцев, Зуев, Сысоев, Зиборов) во главе со Старцевым, вышли из Союза. Окончательный разрыв произошел в 1994 году, когда бюро СРП Калининграда утвердило постановление о возвращении денег собранных за членские взносы и билеты Литфонда в сумме 11800 рублей Балтийской писательской организации.[51]
Были созданы и другие писательские организации. В Москве несколько секретарей СРП совместно с правлением СПР разработали и приняли проект устава Конфедерации Союзов писателей России. О данном решении не были поставлены в известность не только калининградская писательская организация, но и члены правления и члены Координационного совета СПР. Смена правления в СПР, уход Бондарева и его сторонников не означал смену курса. По-прежнему этот союз опирался на такие издания, как «Наш современник», «Молодая Гвардия», газету «День», которые, по мнению писателей демократов, выражали шовинистические настроения. Возникла угроза поглощения демократических литературных структур деятелями из СПР. Поэтому Калининградское отделение СРП осталось в составе СРП, на правах автономии. Суть термина «автономная», вместо «независимая», заключается в том, что решения центральной организации принимаются, но только после обсуждения в своей организации. На основе федерального устава писательской организации был принят региональный устав калининградского отделения СРП.
Попытки объединения были предприняты и позже. В 1994 году московские писатели, составляющие фактически большинство в СПР решили выйти из СПР и войти непосредственно в Содружество. Содружество союзов писателей возглавляет Исполком, председатели сменяют друг друга через год. В их числе был руководитель Московской организации В. Савельев и другие известные писатели, как Б Окуджаев, Ф. Искандер, В. Оскоцкий. Содружество работало в тесном контакте с Литфондом, возглавляемым Огневым. По предложению Юрия Куранова началось сближение нашей региональной писательской организации с Содружеством союзов писателей.[52] В январе 1995 года на заседании исполкома Содружества ей была предоставлена полная самостоятельность наряду с такими крупными писательскими организациями, как Московская и Санкт-Петербургская.[53]
После распада Союза писателей СССР возник вопрос о разделе имущества Литфонда СССР. Отсутствие средств не позволило проводить областные семинары молодых литераторов. По социальному обеспечению положение резко ухудшилось, средства на строительство жилья литфонд почти полностью перестал выделять. Уменьшилось количество выступлений по линии бюро пропаганды, если в 1991 году таких выступлений было 179, то в 1992 – 107, литературных выступлений в 1991 году – 602, а в 1992 всего 243.[54] Предприятия перестали заказывать выступления. Это все сказалось на финансовом состоянии организации и ее членов. Пришлось искать другие источники дохода, спонсоров. Работа в школах велась за счет спонсоров (Альянс, РИФ, «Российский Запад», «Гравитон»). Оплата 60 рублей за выступление не могло улучшить материального положения писателей, они работали не ради денег, а ради воспитания молодежи, что бы иметь возможность высказаться.
Несмотря на такое положение, организация продолжала жить и плодотворно работать. Организация выступила учредителем в строительстве дома пансионата для работников культуры. Организован литературный музей в школе № 16 в Калининграде.. Большая работа была начата по развитию международных связей. Поддерживаются контакты с писателями Литвы, в Клайпеде наши писатели участвовали в мероприятиях: «Весна поэзии», «Книга моря». Были проведены встречи с немецкими писателями: Лидке, Эвеллином Виком, Шоном. Организация приняла участие в мероприятиях посвященных Агнесс Мигель, в кантовских днях, конференции по Симону Даху.[55]