Несомненно, Ассоциация русских писателей Прибалтики и редакция международного журнала «Балтика» будут работать в одном ключе, плечом к плечу, решая единые задачи. Ассоциация предполагает организовать обмен опытом работы русских писательских организаций, действующих в Прибалтийских государствах и Калининградской области, семинары, «круглые столы» писателей и публицистов. Где, как не на страницах международного журнала «Балтика», можно рассказать об этом опыте, об этих семинарах и «круглых столах»?! Решив материальные проблемы своего существования, Ассоциация сможет проводить конкурсы на лучшие художественные и публицистические произведения о жизни русских диаспор Прибалтики, населения Калининградской области. Ясно, что публиковаться эти произведения будут в первую очередь на страницах журнала «Балтика».
Редакция журнала осуществляет самые смелые планы, и делает все, что бы опубликованные ими произведениям вызвали интерес не только в Восточной и Южной Прибалтике, но и в странах Северной и Западной Балтики — Польше и Финляндии, Германии и Швеции, всех других. Пусть все видят, что русское слово на берегах объединяющего нас моря живет, живет прибалтийская русская литература — неотрывная часть великой русской литературы.
При идентичности творческих задач и устремлений оба писательских союза Области различаются своим отношением к истории Российского государства, к русской литературы, к общественным процессам, происходящим в стране. «Если коротко, - информировал редакцию «Калининградской правды» заместитель ответственного секретаря Балтийской писательской организации В. Зуев, - то мы против бездумной капитализации России, повлекшей за собой ограбление и обнищание народа, резкое социальное и имущественное неравенство, безработицу, национальное унижение»[71].
Своими мыслями, идеями, писатели организации поделились в письме «Об усилении патриотического воспитания населения области», адресованное тогдашнему губернатору области Л.П. Горбенко. В письме говориться: «Сознание калининградцев настойчиво ориентируется на западные ценности, что может иметь следствием лишь подрыв у них патриотических настроений», далее намечаются цели и методы их достижения: «…восстановить полновластное Управление культуры, …Приступить к созданию учебников и учебных пособий по истории и природному краеведению – определив назначение - воспитание любви к малой Родине – Калининградской области, чувство гордости за принадлежность к Великой России … Способствовать расширению влиянию на молодежь русской православной церкви, ограничить деятельность на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях католических, протестантских, сектантских проповедников… Установить, что владельцы предприятии с иностранными названиями, либо выпускающие продукцию с иностранным названием (Кениг-авто, Остмарк и пр.» платят дополнительный налог в областной (городской, районный) бюджет. Установить квоту на ввоз книготорговым фирмам зарубежных авторов…»[72] В ответ Л.П. Горбенко ответил, что областное правительство в целом разделяет взгляды писателей, и многое делает в направлении развития патриотизма у молодежи области, и воспитания ее на русских традициях. В школах, например, вводятся факультативные занятия по православию. Горбенко согласился с тем, что надо создавать новые книги по истории, природе края. Для этого планировалось объявить конкурс на подобные учебники. Но он так же сказал, что многое из предложенного патриотически настроенным писательским союзом не выполнимо, так как противоречит законодательству России: ущемляет свободу вероисповедания, может нарушить права предпринимателей и т.д..[73]
О настроении патриотического союза говорит отношение писателей к факту переименования Калининградского университета. Калининградское отделение СПР выразили протест против переименования Калининградского государственного университета в РГГУ им. И.Канта, "считая эти действия способствующими культурной деградации российского общества и потере государственного суверенитета России в гуманитарной сфере в самой западной российской области". [74]
Я не берусь судить, правы они или нет, но факт остается фактом: после переименования престиж нашего университета вырос.
Все это говорит об активной, твердой политической позиции Балтийской писательской организации, которая не остаются безучастной к тому, что происходит в нашем регионе и в стране.
Главным идеологом организации являлся А. Старцев, к сожалению, в начале этого года, завершивший свой земной путь. Политические взгляды Старцев высказал в статье «Старая Пруссия или Новый Израиль» в которой он выражает тревогу по поводу утери связи области с остальной Россией: «Духовные связи между населением области и Отечеством и без того с каждым годом слабеют». Рассуждая о духовной жизни Калининграда он высказывается негативно о ее состоянии в области: «В духовной жизни Калининградской области четко выделяются два поля, где нынешние «демократические» идеологи ведут свой неустанный сев. Первое, бьющее в глаза, усеяно прогерманскими мероприятиями и акциями большого и малого масштаба. Второе поле – сионистское, не столь, на первый взгляд, открытое взгляду, но год от года цветущее все ярче». По политическим взглядом ему импонировал Горбенко: «Украинец по национальности, но русский по духу, опытнейший хозяйственник из моряков… Горбенко повел принципиально новую политику. Был остановлен развал экономики. Многие умирающие заводы обрели дыхание…».[75] В этой же статье он нападает на Маточкина и Егорова. Первого он обвиняет в развале экономики области, второго в том, что в его правительстве много сионистов, которые, по его мнению, отрицательно влияют на политику этого правительства.
Подводя итоги всему сказанному, можно сказать, что, несмотря на некоторый радикализм в своих взглядах, организация проводит неоценимую работу по пропаганде русской культуры, русской литературы. Она пытается объединить всех русскоязычных жителей Прибалтики. Писатели проводят Дни посвященные Шолохову, Есенину, Пушкину и т.д., организуют Дни славянской письменности. Добиваются обсуждения вопроса воспитания нравственности, духовности в области на высоком уровне. В 2001 году в рамках подготовки и проведения очередных Дней славянской письменности и культуры в Калининградской областной Думе состоялся «круглый стол» с участием ведущего богослова русской православной церкви, доктора богословия, профессора Московской духовной академии А. Осипова. Тема для обсуждения формулировалась так: «Пути и особенности духовно- нравственного возрождения на крайнем западе России».[76]
Заключение
Подводя итоги всему сказанному, можно сделать вывод, что история писательской организации области тесно связана с историей страны, области. Калининградскую литературу нельзя рассматривать в отрыве от всей русской литературы. Она ее неотрывная часть, и ей свойственны те же взлеты и падения, которые испытывала литература России. Писатели переживали все трудности вместе со страной. Писательская организация области была создана в период оттепели. И по началу литераторы поверили, что наступило действительно время перемен, они почувствовали свободу. Но очень скоро им указали рамки этой свободы. Писатели должны были выполнять заказ партии и помогать воспитывать людей в духе идей коммунизма. Произведения, не выполнявшие эти требования, просто не публиковались. В организации были люди, которые искренне верили в эти идеалы, но большинство разделяло демократические взгляды. Им приходилось подстраиваться под существующий строй. Так же как и в Москве, в Калининграде подверглись нападкам произведения Евтушенко и местных литераторов: Снегова, Ерашова. Несмотря на идеологический гнет, писатели создали много талантливых произведений принесших им всероссийскую известность, а переведенные на другие языки и опубликованные в других странах, принесли известность и за рубежом. Судьба каждого писателя области – это судьба страны. Четырнадцать наших писателей прошли войну, это, например, Зиборов Е.А., Жернаков И.Д., Соболев А.П. Другие (Снегов С.А., Жакмьен Р.Ф.) прошли Гулаг. Юрий Куранов в детстве сполна хлебнул ужасы сталинских лагерей, куда был отправлен вместе с репрессированными родителями. Но им удалось остаться людьми и у них хватало сил отстаивать свою гражданскую позицию. Писатели были во главе интеллигенции, пытавшейся спасти Королевский замок, и отстоявшей Кафедральный собор. При участии писательской организации открывались памятники, музеи, писатели организовали и проводили литературные конкурсы молодых писателей, разные мероприятия, приуроченные к юбилейным датам. Литераторы области всегда в центре культурной жизни края.
С началом перестройки не стало закрытых тем. В нашей области это, в первую очередь, сказалось на появившемся интересе к Прусскому этапу истории края. Появились произведения о тевтонском ордене, о янтарной комнате и т.д. Летописцем края можно назвать Ю. Иванова. Большое значение имела переведенная и подготовленная к изданию Сэмом Симкиным антология стихов поэтов, творивших в Восточной Пруссии.
Но исчезновение цензуры не только пошло на пользу, но и нанесло вред. Стали выпускаться произведения, рассчитанные чисто на коммерческий интерес, это низкопробные, скандальные, порнографические публикации. Государственное финансирование литературы почти прекратилось, так, как у государства не стало единой выработанной идеологии, и не нужна стала армия писателей, помогавшая в ее выработке и пропаганде. После распада СССР Калининградская организация писателей целиком вошла в демократически ориентированный Союз российских писателей.