Вопрос № 2. В XIX в. упрочилась новая литературно-художественная общность, обозначаемая словом реализм. Писатели-реалисты не уводят нас в экзотические дали и на безвоздушные мистериальные высоты, в мир отвлеченностей и абстракций, к чему нередко были склонны романтики (вспомним драматические поэмы Байрона). Универсальные начала человеческой реальности они обнаруживают в недрах «обыкновенной» жизни с ее бытом и «прозаической» повседневностью, которая несет людям и суровые испытания, и неоценимые блага. В различных течениях модернизма выявились разные подходы к эстетическому освоению мира как Хаоса. Этот подход позволяет осмыслить символизм как попытку вырваться из объятий Хаоса; экспрессионизм как стремление выразить свой ужас перед ним и помочь осознать, что разрушение – не путь человечества; обэриуты увидели и попытались показать всю бессмыслицу Хаоса; литература постмодернизма пыталась найти компромисс с миром Хаоса, а литература постреализма вступила с ним в спор и противопоставила ему волю и разум человека.
Вопрос № 2. Следует говорить о различии трёх родов литературы по содержанию, а именно, по аспекту познания и воспроизведения жизни. В силу этого общие принципы творческой типизации жизни в каждом роде проявляются по-своему, и это приходится учитывать в трактовке тематики, проблематики и идейно-эмоциональной оценки. Однако родовое своеобразие идейного содержания не изменяет его природы, в нём всегда есть объективная и субъективная стороны. Различия в родовом содержании определяют различия в форме эпических, лирических и драматических произведений. В эпосе и драме в центре произведения более или менее развёрнутая система персонажей. Подробности их жизни воспроизводятся в эпосе с помощью повествования и описания. Твёрдых границ между родами литературы нет. Особенно характерны в этом плане лиро-эпические произведения, например поэмы. Произведения всех трёх родов могут быть написаны и стихами, и прозой. Историческое возникновение литературных родов показано в работе А.Н.Веселовского «Историческая поэтика».
Вопрос № 1. Движение сюжета в художественном произведении происходит одновременно во времени и пространстве. Для обозначения взаимосвязи временных и пространственных отношений М.Бахтин предложил термин хронотоп. Художественное время не является прямым отражением реального времени, а возникает путем монтажа определенных представлений о реальном времени. Реальное время движется необратимо и только в одном направлении - от прошлого к будущему, а художественное время может тормозиться, останавливаться и двигаться в обратном направлении. Возвращение к изображению прошлого называется ретроспекцией. Художественное время представляет собой сложное сплетение времен повествователя и героев, а нередко сложное наслоение времен разных исторических эпох («Мастер и Маргарита» М.Булгакова). Оно может быть закрытым, замкнутым в самом себе, и открытым, включенным в поток исторического времени. Пример первого «Ионыч» Л.Чехова, второго -«Тихий Дон» М.Шолохова.
Вопрос № 1 . Следует различать понятия литературный язык и язык литературы. Литературный язык - это нормированный язык, закрепленный правилами грамматики и словарями. Язык художественной литературы включает литературный язык и различные слова общенародного языка, не являющиеся нормативными. К ним относятся: просторечия, диалектизмы, профессионализмы, варваризмы, жаргонизмы, архаизмы, неологизмы, вульгаризмы. Особенности художественной речи:
1) образность (слово в художественной речи содержит не только значение, но в сочетании с другими словами создаст образ предмета или явления. Общепринятое значение предмета приобретает как бы конкретную форму, которая делает предмет видимым, осязаемым и ощутимым)
2) эмоциональность (художественная речь эмоционально окрашена, поэтому она воздействует на читателя, вызывая соответствующие эмоции.)
3) смысловая емкость (художественная речь отличается особой краткостью, точностью и выразительностью).
Вопрос № 2. Ритм - равномерная повторяемость определенных элементов во времени или в пространстве. Ритму принадлежит огромная роль в жизни природы и человека. Ритм составляет основу строения и движения материи. Ритмичный строй стиха оказывает эмоциональное воздействие на читателя, создавая определенное настроение.
В мировой поэзии существует четыре системы стихосложения: метрическая, тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая. Различаются они способом создания ритма внутри строки, а эти способы зависят от фонетических особенностей языка.
1. Метрическая или античная система характерна для древнегреческого и древнеримского языков, в которых были долгие и краткие гласные. Ритм в строке создавался повторением стоп, состоящих из равного количества долгих и кратких слогов. Стопы были разные и могли включать от двух до четырех слогов.
2. Тоническая система (от гр. tonos – ударение) основана на чередовании ударений в строке, создающих ритм. Она характерна для языков, в которых ударные слоги качественно отличаются от безударных, а ударения не имеют постоянного места в слове. К ним относятся русский, украинский, немецкий и некоторые другие языки.
3. Силлабическая система (от гр. syllable – слог) основана на повторении равного количества слогов с строке. Она характерна дня тех языков, в которых гласные звуки произносятся полнозвучно и между ударными и безударными нет большой разницы, а слова имеют постоянное ударение. К таким языкам относятся польский, чешский, итальянский, французский.
4. Силлабо-тоническая система. В ней ритм создается повторением стоп, состоящих из равного количества ударных и безударных слогов. Стопы бывают двухсложные и трехсложные.
Вопрос № 2. Трагедия (от гp. Tragos - козел и ode - песня) - один из видов драмы, в основе которой лежит непримиримый конфликт необычной личности с непреодолимыми внешними обстоятельствами. Обычно герой погибает («Ромео и Джульетта», «Гамлет» Шекспира). Трагедия возникла в древней Греции, название происходит от народного представления в честь бога виноделия Диониса. Исполнялись пляски, песни и сказания о его страданиях, в завершение которых в жертву приносился козел.
Комедия (от гр. comoidia. Comos - веселая толпа и ode - песня) - вид драматическою произволения, в котором изображается комическое в социальной жизни, поведении и характере людей. Различают комедию ситуаций (интриги) и комедию характеров.
Драма - вид драматургии, промежуточный между трагедией и комедией («Гроза» А. Островского, «Украденное счастье» И. Франко). Драмы изображают, преимущественно, частную жизнь человека и его острый конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей
Мистерия (от гр. mysterion - таинство, религиозная служба, обряд) -жанр массового религиозною театра эпохи позднего Средневековья (XIV-XV вв.), распространенный в странах Западной Нвротты.
Интермедия (от лат. intermedius - то, что находится посередине) -небольшая комическая пьеса или сценка, которая исполнялась между действиями основной драмы. В современном эстрадном искусстве существует как самостоятельный жанр.
Водевиль (от фр. vaudeville) легкая комическая пьеса, в которой драматическое дейст пне соединяется с музыкой и танцами.
Мелодрама - пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью и морально-дидактической тенденцией. Типическим для мелодрамы является «счастливый конец», торжество положительных героев. Жанр мелодрамы был популярным в XVIII - XIX веках, позже приобрел негативную репутацию.
Фарс (от лат. farcio начинаю, наполняю) - западноевропейская народная комедия XIV - XVI веков, которая произошла от веселых обрядовых игр и интермедий. Фарсу присущи основные признаки народных представлений массовость, сатирическая направленность, грубый юмор. В новое время этот жанр вошел в репертуар театров малой формы.
Как было отмечено, способы литературного изображения нередко смешиваются внутри отдельных видов и жанров. Это смешение бывает двоякого рода: в одних случаях имеет место как бы вкрапление, когда основные родовые признаки сохраняются; в других родовые начала уравновешиваются, и произведение нельзя отнести ни к эпосу, ни клирике, ни к драме, в результате чего их называют смежными или смешанными образованиями. Чаще всего смешиваются эпос и лирика.
Баллада (от прованс. ballar - танцевать) - небольшое стихотворное произведение с острым драматическим сюжетом любовного, легендарно-исторического, героико-патриотического или сказочного содержания. Изображение событий сочетается в ней с ярко выраженным авторским чувством, эпос соединяется с лирикой. Жанр получил большое распространение в эпоху романтизма (В.Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов, Т. Шевченко и др.).
Лиро-эпическая поэма - стихотворное произведение, в котором, по словам В. Маяковского, поэт рассказывает о времени и о себе (поэмы В.Маяковского, А. Твардовского, С. Есенина и др.).
Драматическая поэма - произведение, написанное и диалогической форме, но не предназначенное для постановки на сцене. Образцы этот жанра: «Фауст» Гете, «Каин» Байрона, «В катакомбах» Л. Украинки и др.
Вопрос № 2. Песня - небольшое лирическое стихотворение, предназначенное для пения. Жанр песни своими корнями уходит в глубокую древность. Различают песни фольклорные и литературные.
Ода (от rp. ode - песня) - хвалебное, торжественно-патетическое стихотворение, посвященное важному событию или выдающейся личности.
Гимн (от гр. hymnos - торжественная песня) торжественная песня в честь героя, важного события, государства. В Греции и Риме в гимнах прославлялись боги.
Элегия (от гр. elegeia - жалоба, грустная песня) - стихотворение медитативного содержания, проникнутое грустным настроением.
Романс — небольшая песня о любви, которая исполняется в музыкальном сопровождении. Термин появился в Испании: так называлась песня на романском языке в отличие от традиционного латинского языка.
Послание - стихотворное произведение, написанное в форме обращения к определенному лицу или группе людей («Послание в Сибирь» Л. Пушкина).
Сонет - (от ит. sonare звучать) стихотворение, состоящее из 14 строк со схемой рифм абба абба ввг дгд (ВОЗМОЖНЫ отклонения). Возник в Италии в XIII веке и стал одним из самых популярных жанров лирики.
Дума - украинская народная лиро-эпическая песня исторического содержания. В русской поэзии приобрела характер размышления о важных проблемах жизни народа (К. Рылеев, М. Лермонтов и др.).
Стихотворение - так принято называть в современной поэзии небольшое лирическое произведение гражданского, философского, пейзажного или интимного содержания.