Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, всё же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Она тоже оказывается в числе «мучителей» Чацкого. Именно поэтому интимная драма Чацкого обусловлена в комедии социально, показана как следствие общественных условии, определивших судьбу одинокого мечтателя в фамусовском мире. Именно поэтому личная и общественная Драмы Чацкого не противоречат одна другой, но взаимно дополняют одна другую; конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения.
Глубочайший смысл комедии Грибоедова заключается в том, что она показывает, как в условиях крепостнического общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство. Интимная драма Чацкого разрастается, таким образом' в общественную драму целого поколения передовых людей декабристской эпохи,
В этой связи важно отметить, что первоначальный замысел «Горя от ума» рисовался Грибоедову в иной форме. В одной дошедшей до нас заметке он говорит - «Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я принужден был облечь его». ‘ И все же многое от этого замысла в комедии осталось. В сущности, «Горе от ума» вовсе не комедия в обычном значении этого слова, а патетическая драма о горестной судьбе умного, передового человека в фамусовско-молчалинско-скалозубовской России.
Но, рассказав о печальной судьбе Чацкого, Грибоедов не утратил веры в творческую силу разума. Недаром настоящим источником «ума» в комедии Грибоедова назван народ — «умный» и «бодрый» (то есть жизне-творческий, жизнедеятельный)— и, конечно, не случайно к этому живому народному уму обращается Чацкий в своей критике фамусовского мира. Патриотической верой в русский народ были проникнуты также и все творческие замыслы Грибоедова, возникшие после создания «Горя от ума».
«Горе от ума» остается в русской литературе величайшим памятником не только передовой общественной мысли, но и передовой художественной культуры. Грибоедов, говоривший о себе: «Я как живу, так и пишу свободно и свободно», создал произведение, ознаменовавшее в русской литературе становление нового, реалистического художественного стиля. Он смело и коренным образом обновил жанр русской комедии. Великой удачей «Горя от ума» он был обязан свободе своего творческого сознания, независимости своих художественных представлений от всяческих условных и стеснительных правил, предписанных старой теорией искусства.
Грибоедов говорил, что ставит своей задачей изображать «натуру событий». Живая жизнь, реальная действительность были одновременно и источником и предметом его искусства. Умея выделить в действительности самое существенное и характерное, Грибоедов так изобразил своих героев, что мы видим как бы стоящие за ними социальные законы, определяющие их психику и поведение. Он создал в «Горе от ума» обширную галерею реалистических художественных типов, значение которых вышло далеко за пределы их исторического времени.
Задача создания типического характера в типических обстоятельствах — главная задача, стоящая перед писателем-реалистом, и Грибоедов решил ее с величайшим успехом. Имена персонажей великой комедии стали нарицательными и до сих пор служат обозначением таких явлений, как бюрократизм и чванство (фамусовщина), подхалимство и подлость (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина).
Грибоедов в своей комедии был далек от бескрылого, натуралистического копирования действительности. Натуралистические образы он называл «карикатурами» и утверждал по поводу «Горя от ума»: «Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Вот моя поэтика». Это была поэтика художника-реалиста, не рабски копирующего «натуру», но силою искусства преображающего ее, умеющего выделить в ней самое существенное и типическое.
Таким же художником-реалистом и новатором был Грибоедов в области литературного языка. Вопросы языка вообще имели для него исключительно важное значение, и в решении их он далеко опередил большинство писателей — своих современников. Можно сказать, что, наряду с Крыловым и Пушкиным, Грибоедов был подлинным создателем нашего литературного языка.
Литературная критика 20-х годов XIX века особенно хвалила тонкое искусство, с каким Грибоедов «переложил в непринужденные рифмы» живой «разговорный язык». Говоря о стихотворных комедиях того времени, один из критиков писал: «У одного Грибоедова мы находим непринужденный, легкий, совершенно такой язык, каким говорят у нас в обществах, у него одного в слоге находим мы колорит русский». Творчески решая задачу создания нового литературного языка, Грибоедов создал произведение, которое останется в русской литературе величайшим памятником языкового реализма, отразившим в себе все разнообразие, всю гибкость живой русской речи.
Создавая свою комедию, Грибоедов обратился к богатствам общенародного национального языка, и многое почерпнул из них. Но и его творческая работа, в свою очередь, сделалась общенародным достоянием. На примере «Горя от ума» можно наглядно проследить двусторонний процесс взаимосвязи и взаимного обогащения живого разговорного языка народа и языка литературного,
Пушкин предсказал, что половина стихов «Горя от ума» войдет в пословицы. Так и случилось: множество грибоедовских словечек и выражений прочно вошли в повседневный речевой обиход народа и живут в нем по сей день. Люди говорят: «все врут календари» или «умеренность и аккуратность», «что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» или «нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?», «блажен кто верует, тепло тому на свете» или «шел в комнату _ попал в другую»,— не замечая даже, что говорят стихами Грибоедова.
Широта и верность художественного обобщения, богатство психологического содержания, стремительность и стройность сюжетного развития, разговорная живость, блеск и народность стихотворного языка — все эти качества определили непреходящее значение «Горя от ума», в истории русского искусства. Грибоедов своей комедией внес громадный вклад в дело обновления нашей национальной художественной культуры, как один из основоположников русского реализма.
«Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа»,— сказал в свое время Белинский. Трагически погибший тридцати четырех лет от роду, Грибоедов не совершил, несомненно, всего, что мог бы совершить по своим творческим силам. Ему не суждено было осуществить многочисленные творческие замыслы, поражающие своим широким размахом и глубиной. Гениальный поэт и мыслитель, он остался в истории автором одного прославленного произведения. Но Пушкин сказал: «Грибоедов сделал свое: он уже написал «Горе от ума». В этих словах содержится признание великой исторической заслуги Грибоедова перед русской литературой.
Грибоедов оставил неизгладимый след в истории нашей национальной культуры. В «Горе от ума» он выдвинул главную общественную и идеологическую тему своего переломного времени — тему непримиримой вражды защитников старого, косного быта и провозвестников нового мировоззрения, новой, свободной жизни. Эта тема не только не теряла своего значения в течение всего XIX века, по, напротив, приобретала все большую остроту, отражая общественно-исторические противоречия буржуазной эпохи.
Этим обстоятельством и определяется, в первую очередь, значение творчества Грибоедова в истории русской культуры. В этом и заключается главным образом секрет жизненности и идейного влияния «Горя от ума». Комедия никогда не воспринималась только как памятник прошлого, но продолжала активно воздействовать на русскую общественную мысль и литературу.
Идеологическое воздействие комедии началось сразу же, как только Россия узнала ее. Декабристская литературная критика в лице А.А. Бестужева тогда же заявила, что «будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в числе первых творений народных». Декабристы ссылались на рукописное «Горе от ума» как на один из важных источников своего «вольномыслия», утверждая что обличительные монологи Чацкого «приводили в ярость, будили ненависть к деспотизму к произволу». Декабристы стремились использовать «Горе от ума» в целях революционной агитации: весной 1825 года они в несколько рук списывали комедию под диктовку, чтобы распространить ее по России.
Чацкий, с его революционно-патриотическим воодушевлением, гражданским негодованием и думой об «умном» и «бодром» народе, продолжал свое историческое существование как живой художественный образ типического представителя тех людей грибоедовского времени, которые на целую голову переросли свое поколение. Чацкий-декабрист, борец за дело, за идею, за правду,— это прямой предшественник демократических героев передовой русской литературы XIX века.
Русские просветители и революционные демократы не случайно чувствовали глубокую внутреннюю связь и родство с Грибоедовым. Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Салтыков-Щедрин неизменно возвращались к мыслям и образам Грибоедова.
«Горе от ума» питало революционно-демократическую мысль и в XX веке. Видный деятель большевистской партии Серго Орджоникидзе в каземате Шлиссельбургской крепости записал в дневнике свои мысли о Чацком как о «воплощении сложившегося передового деятеля 20-х годов и представителя новых идей».
Комедия Грибоедова сыграла важнейшую роль в истории русской литературы и театра.