Смекни!
smekni.com

Любовная лирика в творчестве С. Есенина (стр. 2 из 6)

Ты запой мне ту песнь, что прежде

Напевала нам старая мать,

Не жалея о сгибшей надежде,

Я сумею тебе подпевать.

Любовь к песне и родной природе поэт пронес через всю свою жизнь. Об этой любви он не уставал писать в своих стихах, которые были сродни привольной и задумчивой русской песне:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотые косы,

И холщовый ее сарафан.

У Есенина был свой поэтический мир. Весьма показательно, что первые стихи печатались в детских журналах: это были стихи, отличающиеся детской непосредственностью, в них звучало изумление перед красотой мира природы, который окружал человека с детских лет. В стихотворениях Есенина воспета и песенная "белая березка", и русская снежная зима, которая "поет и аукает стозвоном сосняка", и отливающая перламутром крапива, "поздравляющая" всех с добрым утром.

1."О Русь - малиновое поле

И синь упавшая в реку-

Люблю до радости ,до боли

Твою озерную тоску"

Основное место в творчестве Есенина занимают лирические стихи. Поэт пишет о красоте русской природы, рисует картины деревенского быта. Большое место в ранней поэзии занимает интимная лирика.

Пейзаж Есенина - не перечень композиционных элементов, не бесстрастное нанесение цветовых мазков и пятен - это всегда нравственный итог, исповедь, восторг, покаяние, наставление, завещание.

Уже в ранних стихотворениях Есенин оригинален и неповторим. Его поэзия навевает раздумья, будит чувство грусти, заставляет размышлять о человеческой жизни. Это происходит потому, что произведения Есенина отличает глубокий философский подтекст.

Стихи Есенина предельно лаконичны. Иногда в одном четверостишии он может создать неповторимую картину природы, соотнести ее с жизнью человека:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

В большинстве стихотворений поэт присутствует как действующее лицо. Он высказывает свое отношение к жизни природы, слышит песнь соловья, одурманен весной. Иногда его чувства контрастны чувствам живого мира: "плачет иволга", "плачут глухари", а герою "не плачется", у него "на душе светло".

Многие стихотворения связаны с народной поэзией, с обрядовой лирикой и народными песнями:

Под венком лесной ромашки

Я строгал, чинил челны,

Уронил кольцо милашки

В струи пенистой волны.

В таких стихах много взято из поэтического арсенал народной поэзии: "кольцо милашки", "лиходейная разлука", "коварная свекровь", "темна ноченька", "березка-свечка", "девичья красота", "шелковы купыри" и т.д. Образно и зримо Есенин рисует деревенский быт, хату, где "пахнет рыхлыми драченами", "вьется сажа над заслонкою", "квохчут куры беспокойные", а "обедню стройную запевают петухи" ("В хате", 1914).

Особое место занимают стихи о животных, о которых Есенин писал с такой любовью, как мало кто из русских поэтов. Трогательно он пишет о корове - кормилице крестьянской семьи, у которой "выпали зубы" и "свиток годов на рогах". Пишет Есенин о собаке, у которой "хозяин хмурый" утопил семерых щенят ("Песнь о собаке").

Есенин выступает художником, сумевшим создать и эпические произведения с широким охватом действительности. В ряде стихотворений поэт рисует картины тяжелой жизни родного края. С чувством сожаления и горькой любви он пишет:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Здесь и "избы избоченились", и крыши "под соломой-ризою", а "в окна бьют без промаха вороны крылом".

Через ранее творчество Есенина проходит тема любви к Родине, народу, родному рязанскому краю:

Край любимый! Сердцу снится

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленых твоих стозвонных.

В дооктябрьском творчестве С. Есенина отчетливо выразились традиции русской классической поэзии народного творчества. В отличие от модернистской литературы его поэзия отличалась глубоким гуманизмом и проникновенным лиризмом. Полноту человеческих чувств поэт воплощал в ярких, конкретных реалистических образах. Для него

Для него был характерен обостренный интерес к красоте родной природы, "ко всему живому на земле". В послеоктябрьский период продолжается совершенствование мастерства Есенина - лирика. Как и в раннем творчестве, его лирические стихи говорят о страстной влюбленности в Родину , ее природу. Для передачи этих чувств поэт находит новые слова и новые поэтические образы. Родной край уже не отличается кротостью и богомольным смирением - Русь вздыблена происшедшими событиями и трудно теперь найти прежний отчий дом:

Где ты, где ты, отчий дом,

Гревший спину под бугром?

Синий, синий мой цветок,

Неприхоженный песок...

Этот дождик с сонмом стрел

В тучах дом мой завертел,

Синий подкосил цветок,

Золотой примял песок.

Осенняя грусть овладевает поэтом, грустью дышит и природа, оттеняя его чувства и переживания:

О пашни, пашни, пашни,

Коломенская грусть,

На сердце день вчерашний,

А в сердце светит Русь.

Но грусть - не постоянное чувство поэта. Его не покидает вера и счастье, способность влюблено и изумлено восхищаться красотой родной природы:

Я по первому снегу бреду,

В сердце ландыши вспыхнувших сил.

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

Счастье героя неотделимо от судьбы Родины, России:

О верю,верю,счастье есть!

Еще и солнце не погасло...

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся неуемный ветер!

Блажен, кто радостью отметил

Твою пастушескую грусть,

Звени, звени, златая Русь.

2."Но более всего любовь к родному краю.

Меня томила, мучила и жгла".

Есенин в который раз пишет о своей страстной любви к Родине:

Я люблю Родину,

Я очень люблю Родину!

"Моя лирика, - не без гордости говорил Есенин, - Жива одной большой любовью, любовью к Родине, чувство Родины - основное в моем творчестве". С болью пишет Есенин о тоске по родному дому в деревне, о том, что дом этот "без меня ссутулился" и что "на московских изогнутых улицах умереть, знать, судил, мне бог" ("Да! Теперь решено...",1922).

1923-1925 годы были годами творческой зрелости поэта. Есенин публикует подлинные шедевры поэзии тех лет - "Песнь о великом походе", "Балладу о двадцати шести", "Поэму о 36","Русь советскую", поэму "Анна Снегина", стихи "Капитан земли" и работает над поэмой "Гуляй - поле".

В эти же годы он создает лирический цикл "Персидские напевы" и много других удивительных по содержанию и совершенных по форме лирических стихотворений.

Драматическая поэма "Пугачев" подготовила Есенина к созданию произведений народного творчества, "Песнь..." посвящена описанию исторических событий начиная с эпохи Петра, которая осмысляется Есениным как эпоха исторического взрыва, приведшего к изменению жизни в России. Любовь к Родине в этих произведениях приобретает новое качество.

События революции, гражданской войны соотносятся поэтом с важнейшими событиями русской истории. Гражданская война осмысляется как борьба народа с белогвардейцами и интервентами за власть, которая народу "очень нравится".

"Песнь о великом походе" отражает героический подвиг народа, разгромившего на полях гражданской войны тех, кто выступил против революции, против молодой Советской Республики. Если "Песнь..." - это гимн народу, победившему врагов в годы гражданской войны, то "Поэма о 36"-это обращение к героям, шедшим на каторгу с ссылку во имя свободы еще задолго до ее наступления:

Их было тридцать

Что в гневной своей

Шесть... Тщете

Каждый из них

К рыдающему в нищете

Сидел Большую любовь

За то, что был горд

Имел.

И смел.

1924-1925 годы отличаются в творчестве Есенина соединением эпического охвата действительности с глубоким лирическим проникновением в жизнь и человеческие отношения. Вершиной творчества поэта явилась поэма "Анна Снегина". Поэма представляет до некоторой степени итоговое произведение, в котором Есенин отразил свои выстраданные мысли о жизни народа, о революции, свои философские раздумья о жизни человека на земле и, наконец, свое поистине святое отношение к первой любви, которая открывает перед человеком новые миры и хранится в сердце всю жизнь.

Действие поэмы начинается со временем февральской революции и заканчивается рассказом о событиях гражданской войны.

Главная тема - Октябрь и деревня. Наряду с судьбой деревни большую роль в поэме занимает повествование о судьбе самого рассказчика. Он был участником мировой войны и воспринял ее как трагическое народное бедствие:

Война мне всю душу изъела.

За чей- то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

Война противоестественная человеческой жизни, и Есенин осуждает ее с философских позиций, считая прекрасной землю и человека: война уничтожает это прекрасное:

И сколько с войной несчастных

Уродов теперь и калек!

И сколько зарыто в ямах,

И сколько зароют еще!

Есенин способен на большие человеческие чувства. Думая о своей юности, он вспоминает и свою первую любовь:

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: "Нет!"

Пережив гибель мужа на войне, деревенские неурядицы, Анна эмигрировала в Англию. И через долгие годы в письме она признается в том, что ее не оставляют мечты об ушедшей юности:

Я часто хожу на пристань

И, то ли на радость, то льна страх,