Гляжу средь судов все пристальней
На красный советский флаг.
И если в начале рассказа о "девушке в белой накидке", которая ласково сказала "нет",говорится о неразделенной любви, в конце поэмы утверждается, что это прекрасное чувство было небезответным:
Мы все эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
Среди стихотворений Есенина, созданных в 20-е годы, выделяются стихи о Родине: "Русь советская", "Русь уходящая", "Русь бесприютная". Поэт стремится осмыслить судьбу Родины послеоктябрьских лет, пишет о героических страницах гражданской войны, когда легендарными стали битва за "крестьянский комсомол "поет" агитки Бедного Демьяна",пишет о беспризорных детях.
Стихотворение "Русь советская" заканчивается строчками, которые утверждают связь творчества поэта родной новой Россией:
Но и тогда,
Когда по всей планете
Пойдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,-
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".
Многие стихотворения Есенина представляют поэтический, взволнованный и искренний рассказ о своей жизни, о близких, о судьбе и неизбежном расставании с милой землей: "Письмо к матери", "Письмо к женщине", "Письмо сестре", "Письмо деду", "мой путь", "Собаке Качалова" и другие. Они свидетельствуют о неразрывной связи поэта с родными близкими, дышат теплотой сыновней любви и преданности, сожалением об ушедшей молодости, о том , что не всегда он оправдывал надежды тех, кто был ему дорог и мил.
Широкой известностью пользуется его "Письмо к матери", которое стало народной песней. "Письмо деду" свидетельствует о любви поэта к родине, к деду, у которого он жил в детстве. Недавно Есенин писал о состоянии тонконогого жеребенка с паровозом, а в этом стихотворении, убеждая деда сесть в поезд, он слагает гимн паровозу: "Ах, что за лошадь, что за лошадь-паровоз". И далее:
И ты, старик,
Когда-нибудь поймешь,
Что даже лучшую
Впрягай в сани лошадь,
В далекий край
Лишь кости привезешь.
Стихотворение "Письмо к женщине" - взволнованный рассказ о времени, когда все кипело в стране. Обращаясь к любимой, поэт объясняет свое состояние в те годы грандиозными событиями на родине:
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму-
Куда несет нас рок событий.
Поэт философски объясняя происходящее:
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь,
Корабль в плачевном состоянье.
Это стихотворения свидетельствуют о том, что поэт включается в новую жизнь и верит, что он сумеет сказать слово о современности. Эта мысль характерна для стихотворения "Мой путь". Оно перекликается со вступлением в поэму "Во весь голос" В.Маяковского, где поэт тоже рассказывает "О времени и о себе". Есенин, как и Маяковский, пишет: "Стихи мои, расскажите про жизнь мою".
Поэт полон веры в то, "чтоб озорливая душа уже по зрелому запела". Он надеется, что "иная жизнь села меня заполнит новой силой".
1924-1925 - период творческого взлета Есенина. Они были так же для него плодотворны как болдинская осень для Пушкина. За то время Есенин создал большое количество произведений разных жанров: поэмы, баллады, стихотворения. Лирические стихотворения этих лет отличаются философской глубиной, искренностью. В них отчетливо звучат мотивы любви к Родине, к природе и размышления о быстротекущей жизни, о своем скромном "уходе". В то же время Есенин далек от пессимизма - он благословляет жизнь и выражает веру в ее вечное движение, говорит о бесконечной любви к людям, "что живут со мною на земле".
В стихотворении "не жалею, не зову, не плачу..." . Есенин заключает:
"Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть". Поэт надеется, что в будущем его песни вспомнят новые поколения? "И, песне внемля в тишине, любимая с другим любимым, быть может, вспомнит обо мне, как о цветке неповторимом".
В последний период творчества Есенин, по – прежнему, выражает чувство огромной любви к местам, где он родился, где прошло его детство. Он пишет о том, что "милый край" изменился, изменилась жизнь и сознание людей. Все, что связано с началом жизни, с родными и близкими, становится близким и дорогим для поэта. Обращаясь к сестре в стихотворении "ты запой мне ту песню, что прежде...", поэт утверждает:
Ты мне пой. Ведь моя отрада-
Что вовек я любил не один
И калитку осеннего сада,
И опавшие листья рябин...
Есенин часто использует прием психологического параллелизма- картины природы оттеняют человеческие чувства и переживания:
Плачет метель, как цыганская скрипка.
милая девушка, злая улыбка,
Я ль не робею от синего взгляда:
Много не нужно и много не надо.
В лирических стихотворениях, в описаниях природы у Есенина чувствуется тесная связь с народной поэзией, особенно с песней. Поэтому многие стихи Есенина положены на музыку в народе ("Клен ты мой, опавший...", "Слышишь - мчатся сани...", "Над окошком- месяц, под окошком - ветер...", "не жалею, не зову, не плачу...").
Мастерство и зрелость Есенина связаны с его преклонением перед русской и мировой классикой, с его стремлением следовать классическим образцам в своей поэзии. Его любимым поэтом становится Пушкин, волнует восточная лирика. Поэт мечтает о поездке в Персию. К ней он тщательно готовится - не только читает классиков Востока Саади, Фирдоуси, но и создает цикл "Персидские мотивы",который был новаторским в развитии русской поэзии 20-х годов. Этот цикл свидетельствует об умении поэта овладевать образцами восточной лирики , сохранив самобытность русского поэта.
Отдавая должное Востоку-красоте девушек, чайным розам, которые тихо "бегут по полям", чайхане и чайханщику, который угощает чаем, жизнь и нравы этой далекой поэт оценивает, руководствуясь новыми взглядами раскрепощенной России:
Мы в России девушек весенних
На цепи не держим, как собак,
Поцелуями учимся без денег,
Без кинжальных хитростей и драк.
Он пишет о том, что ему нравится, что персияне "держат женщин и девок под чадрой", поэтому так проникновенно звучат его слова, обращенные к персиянке:
Дорогая, с чадрой не дружись,
Заучи эту заповедь вкратце,
Ведь и так коротка наша жизнь,
Мало счастьем дано любоваться
В то же время в стихотворениях ярко выражены идеи патриотизма. Поэт никогда не забывает, что сын Родины и своего народа. Он замечает, что в России он "известный,признанный поэт" и что у него "в душе звенит тальянка".
В стихотворении "Шаганэ, ты моя, Шаганэ..." поэт вспоминает "рязанские раздолья", которые для него красивее, чем Шираз,"волнистую рожь при луне", он готов "рассказать...поле",с которым у него кровная связь, ибо:
Эти волосы взял у ржи,
Если хочешь на палец вяжи-
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты могла догадаться.
Вспоминает поэт и о девушке на севере, которая, "может, думает обо мне". В цикле много философских размышлений о любви, жизни, человеческих чувствах. Часто слова поэта о любви звучат афористично:
О любви в словах не говорят,
О любви вздыхают лишь украдкой,
Да глаза, как яхонты, горят.
От любви не требуют поруки,
с нею знают радость и беду.
Будучи русским поэтом, Есенин никогда не замыкался в национальные рамки. Он преклонялся перед образцами классической и мировой поэзии, отдал дань своего искреннего уважения другим поэтам. Во время пребывания на Кавказе - в Баку, Грузии - Есенин воспел эти края, их народ, поэзию:
Здесь Пушкин в чувствительном огне
Слагал душой своей опальной:
"не пой, красавица, при мне
Ты песмен Грузии печальной".
И Лермонтов, тоску леча,
Нам рассказал про Азамата,
Как он за лошадь Казбича
Давал сестру заместо злата.
И Грибоедов здесь зарыт,
как наша дань персидской хмари,
К подножии большой горы
Он спит под плач зурны и тари.
Есенин прожил всего 30 лет, но он создавал подлинные шедевры русской поэзии, выразил тревожные раздумья современника о настоящем и будущем Родины. Сила его творчества не только в том, что оно отразило настоящее, но и в том, что оно было устремлено в будущее. Он передал веру в человека, воспел красоту родной природы, призывал любить все живое на земле.
Стихи Есенина отличаются глубокой проникновенностью, философичностью и той искренней сердечностью, которая сближает человеческий мир с природой, со всеми, кто живет на земле.
Поэзия Есенина получила международное признание. Уже в 20-30-е годы его произведения переводились на многие иностранные языки: английский, немецкий, чешский, польский, итальянский, болгарский, финский. Особенно популярна поэзия Есенина была в славянских странах - Болгарии, Польше, Чехословакии.
Поэзия Есенина давно перешагнула национальные рамки и стала достоянием всей многонациональной поэзии. Его народность, близость к устному поэтическому творчеству стремление проникнуть в глубину совершившихся событий, пламенная любовь к своему народу, сыном которого он себя чувствовал, необыкновенная лиричность и поэтичность всего созданного оказали воздействие на многих поэтов.
Традиции Есенина видны в творчестве поэтов Средней Азии и Казахстана. Гафу Гулям писал: "Очень русский поэт, Сергей Есенин сделался родным и для нас, узбеков. И если Есенин тянулся к Востоку, то сейчас поэты Востока тянутся к нему, черпают в его поэзии то, что им органично близко".
Глава 2. Любовь к женщине как "сокровенное" в лирике Сергея Есенина.
С самых ранних стихов лирики С.Есенина постоянно звучала тема любви и в тех стихах обозначились чисто есенинские мотивы, соединяющие воедино поэзию любви с поэзией природы, передающие высокую одухотворенность чувства и его целомудренность. В стихотворении "Зеленая прическа" сравнивается девушка с тонкой заглядывающей, в пруд березкой, ее косы - с ветвями, пронизанными лунным гребешком.