Вся любовная лирика поэта делится на две части: написанная при жизни М. Протасовой (основное в ней - объяснение в любви) и после смерти (определяющая мысль её - надежда на свидание «там»). Неверие в счастье на этом свете вообще перерастает в убеждение, что счастье возможно только ТАМ, в потустороннем мире. Вместе с тем для поэзии Жуковского характерна романтическая идеализация облика и образа возлюбленной. Белинский определил интимное чувство поэта как «молитвенное коленопреклонение», ибо образ возлюбленной поставлен на высокий пьедестал. Он идеализирован и лишён конкретных черт. Выражение любви в каждом стихотворении предельно чистое и совершенное, идеально молитвенное. Эта возвышенность образа создаётся и за счёт того, что в поэзии Жуковского нет ни одного портрета возлюбленной, а отношение, высказываемое к ней, похоже на отношение к ангелу, например, в таких стихах Жуковского, как «Песня», «К ней», «9 марта 1823».
Углубление раздумий о сущности мироздания, о назначении человека обусловило постепенное формирование в творчестве Жуковского качественно нового художественного стиля. Поэт всё более и более предаётся религиозно-меланхолическому созерцанию, просветлённому сознанием красоты вселенной и уверенностью в безоблачном счастье за гробом. Одной из причин обострявшейся грусти поэта стала трагическая история его взаимоотношений с Марией Протасовой, которую он беззаветно любил. Известие о её неожиданной смерти, по словам друга поэта, доктора К. К. Зейдлица, «потрясло душу Жуковского и погрузило её на многие годы в тихую меланхолическую грусть. Нельзя описать словами того, что происходило в душе несчастного поэта».[12]
Все эти особенности любовной лирики Жуковского обусловливают внутреннюю уверенность поэта в том, что подлинное человеческое чувство глубже и сложнее его словесного выражения.
Поэт выделился силой художественного дарования, новаторскими начинаниями, масштабом творчества, литературной авторитетностью. Жуковский покорил читающую публику «пленительной сладостью» стихов, меланхолическим романтизмом, возвышенным нравственным пафосом.
В наши дни с особой очевидностью предстало, что творческое наследие Жуковского нельзя противопоставлять всей остальной русской поэзии. Оно, собственно, и есть часть великой поэзии великого народа. Причём часть необходимая и крайне важная для всей национальной русской культуры. Образы, созданные Жуковским, выдержали испытание временем, вошли в сознание всех поколений русских читателей и продолжают жить в памяти народа.
Поэтическая деятельность Жуковского продолжалась полвека. Своими трудами он обогатил русскую национальную культуру и расширил её связи с великой общечеловеческой культурой. Трудно даже перечесть все переводы, сделанные Жуковским. Байрон, Вальтер-Скотт, Мур, Соути, Гольдсмит — из английской литературы; Шиллер, Гёте, Клопшток, Уланд — из немецкой; «Одиссея» и отрывки из «Илиады» Гомера; фрагмент из «Энеиды» Вергилия, фрагмент из великого индийского эпоса «Махабхарата» под названием «Наль и Дамаянти», эпизод из иранского эпоса «Шахмане» Фирдоуси («Рустем и Зораб») — всё это и многое другое благодаря Жуковскому стало достоянием русского читателя и сроднило его с выдающимися произведениями художественного гения Европы и Востока.
Он оказал влияние на Лермонтова, Боратынского, Веневитинова, Козлова, Языкова, Тютчева, Некрасова. Даже Алексей Константинович Толстой, Фет и Блок испытали его влияние. Василий Андреевич Жуковский сыграл важную роль в формировании творчества Пушкина. Без его трудов, без напряжённой работы в его экспериментальной поэтической лаборатории Пушкин не был бы готов для своего великого поэтического подвига. И заслуживает высокого уважения личное содействие Жуковского росту могучего дарования Пушкина. Он раньше, чем кто бы то ни был из выдающихся писателей того времени, разглядел в Пушкине-отроке великую надежду нашей литературы и обратился к друзьям с призывом сделать всё возможное, чтобы вырастить и взлелеять гений будущего поэта. Это едва ли не лучший пример того, как должно старшее поколение мастеров культуры заботиться о своей достойной смене. 19 сентября 1815 года Жуковский писал П. А. Вяземскому: «Я сделал ещё приятное знакомство! С нашим молодым чудотворцем Пушкиным… Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт».
Критики и исследователи, писавшие о Жуковском, зачастую останавливались в некотором недоумении перед одной его феноменальной особенностью. Замечательный лирик, Жуковский не индивидуалистичен; ему чужды сугубо субъективные формы лирического самораскрытия, вместе с тем он очень глубоко выразил свой внутренний мир, мир лирического субъекта. Этому способствовали отношения Жуковского с Марией Протасовой, которая вдохновляла поэта, была его музой на протяжении всего творчества и жизненного пути первого русского романтика. Чувствуя всё это в творчестве Жуковского, В. Г. Белинский приходит к выводу, что «любовь играет главную роль в поэзии Жуковского», и одновременно критик отмечает, что поэт передавал в стихах не столько самое чувство, сколько «потребность, жажду любви, стремление к любви…».
Печать пережитых разочарований лежит на всей любовной лирике Жуковского, в которой полно и глубоко отразилась пережитая им сердечная драма. Любовь к Марии Протасовой была взаимна, но им не суждено было быть вместе из-за предрассудков её матери. Но Жуковский верил, что их любящие сердца соединяться на небесах, и об этом поэт говорит в своих произведениях. История этой романтической любви нашла отражение в целом цикле любовных песен и романсов Жуковского. По ним можно проследить все перипетии этого чувства, глубокого и чистого во всех его видоизменениях.
О любви писали многие поэты, но больше всего мне нравится, как выражает свои чувства В. А. Жуковский, для которого любовь является целью и смыслом всей его жизни.
1. Гуревич А. М. Романтизм в русской литературе. — М.: Просвещение, 1980
2. Лукьянченко О. А. Русские писатели. Биографический словарь справочник для школьников. — 2-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
3. Аношкина В. Н., Петров С. М. История русской литературы XIX века. — М.: Просвещение, 1989
4. Бессараб М. Жуковский. — 2-е изд. — М.: Современник, 1983
5. Семенко И. М. В. А. Жуковский. — М.: Правда, 1986
6. Афанасьев В. Родного неба милый свет… — М.: Детская литература, 1980
7. Касаткина В. Н. Поэзия В. А. Жуковского. — 2-е изд. — М.: изд-во МГУ, 2002
8. Соколов А. Г. История рус. литературы конца XIX — начала XX века. — 4-е изд. — М.: Высшая школа, 2000
9. Курилов А. С. История русской литературы XI — XX веков. — М.: Наука, 1983
10. Пруцков Н. И. История русской литературы. Том второй. От сентиментализма к романтизму и реализму. — Л.: Наука, 1984
11. Немзер А. С., Зубков Н. Свой подвиг совершив… — М.: Книга, 1987
12. Шаталов С. Е. В. А. Жуковский. Жизнь и творческий путь. — М.: Знание, 1983
13. Беленький Г. И., Красновский Э. Л., Леонов С. А. Русская литература XIX века. 10 класс. Практикум. — М.: Просвещение, 1997
14. Петров С. М. История русской литературы XIX века. Том первый. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1970
15. Ревякин А. И. История русской литературы XIX века (первая половина). — М.: Просвещение, 1977
16. Семанова М. Л. Творческая история произведений русских писателей. — М.: Просвещение, 1990
17. Мезенцев П. А. История русской литры XIX века (первая половина). — М.: Высшая школа, 1963
[1] Лукьянченко О. А. Русские писатели. Биографический словарь-справочник для школьников. — 2-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — с. 209
[2] Афанасьев В. Родного неба милый свет… — М.: Детская литература, 1980. — с. 26-27
3 Касаткина В. Н. Поэзия В. А. Жуковского. — 2-е изд. — М.: изд-во МГУ, 2002. — с. 45
5 Афанасьев В. Родного неба милый свет… — М.: Детская литература, 1980. — с. 9-10
6 Афанасьев В. Родного неба милый свет… — М.: Детская литература, 1980. — с. 22-23
[7] Афанасьев В. Родного неба милый свет… — М.: Детская литература, 1980. — с. 22-23
[8] Бессараб Майя Жуковский. — 2-е изд. — М.: Современник, 1983. — с. 127
[9] Бессараб Майя Жуковский. — 2-е изд. — М.: Современник, 1983. — с. 237
[10] Бессараб Майя Жуковский. — 2-е изд. — М.: Современник, 1983. — с.237
[11] Куреянов Е. Н. История русской литературы. Том второй от сентиментализма к романтизму и реализму. — Л.: Наука, 1981. — с. 115
[12] Ревякин А. И. История русской литературы XIX века первая половина. — М.: Просвещение, 1977