Смекни!
smekni.com

Любовь и деньги в романе "Евгения Гранде" (стр. 1 из 2)

Содержание

Ведение. 2

Любовь и деньги в романе «Евгения Гранде». 3

Заключение. 8

Список использованной литературы.. 9


Ведение

Создавая "Человеческую комедию", Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников.

Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота.

Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака — "Гобсек" и "Евгения Гранде".

Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читателей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака — настоящая кладовая жизненного опыта.


Любовь и деньги в романе «Евгения Гранде»

Тема романа — злая сила денег, разрушающая истинно человеческое в человеке. Действие развивается в провинциальном французском городке. Наиболее значительный образ романа — скряга, накопитель, старый купец Гранде. [4, С. 85]

Знакомя читателя со своим «героем», Бальзак прежде всего описывает ту обстановку, в которой Гранде живёт и действует: улицу в провинциальном городке Сомюре, быт и нравы её обитателей. Затем следует краткая, но обстоятельная биография героя с приведением точных дат, причём писатель сразу же выделяет главное в жизни и личности Гранде — его карьеру накопителя. Необходимыми данными становятся скупые цифры — обозначение денежных сумм, показателей постепенного возрастания капитала.

Сорокалетний бочар Гранде женился на дочери богатого торговца лесными материалами и употребил приданое жены и собственные наличные средства — две тысячи луидоров — на покупку виноградников. С этого момента начинается история его неуклонного обогащения. В 1806 г., — пишет Бальзак, — «он вёл хозяйство на ста виноградниках, которые в урожайные годы приносили ему от семисот до восьмисот бочек вина. У него было старое аббатство, где ради бережливости он заштукатурил окна, стрелки сводов и витражи, что их и сохраняло; да ещё — сто двадцать семь арпанов лугов, где росли и увеличивались в размерах три тысячи тополей, посаженных в 1793 году. Наконец, дом, где он жил, принадлежал ему». Перед нами точная деловая опись имущества, причём мимоходом подчёркиваются существенные детали, характеризующие Гранде: его бережливость, умелое употребление своих капиталов. В 1817 г. «люди сообразительные говорили: «Папаша Гранде? У папаши Гранде верных 6—7 миллионов».

В описании образа жизни и внешности скряги автор Обнаруживает замечательное мастерство очерковой зарисовки, точно выраженной реалистической детали: «Он никогда не производил никакого шума и, казалось, экономил на всем, даже на движении». «Перчатки, прочные, как у жандармов, служили ему двадцать месяцев, и, чтобы не пачкать, он клал их на поля своей шляпы, всегда на одно и то же место, заученным движением». [4, С. 90]. Каждая черта здесь существенна; это не только описание, но в то же время характеристика. Обрисовав героя, Бальзак переходит к его дому и домочадцам. Изображение вещной обстановки служит писателю для характеристики действующих лиц. Вне этих вещей обитатели буржуазного мира не существуют, вещи — раковина, на которой отпечатлелся облик владельца.

После обстоятельной экспозиции развёртывается действие романа. Оно необычайно просто, никаких выдающихся событий, никаких усложнений в сюжетной линии. В мрачный дом старого скряги приезжает племянник, юный парижский щеголь Шарль Гранде; отец его, брат «папаши» Гранде, разорился и покончил жизнь самоубийством. Молодой человек живёт некоторое время у своего негостеприимного дядюшки, который ни сантимом не желает поступиться, чтобы помочь ему. Дочь Гранде, Евгения, глубоко полюбившая парижского кузена, отдаёт ему все свои личные накопления — новенькие блестящие луидоры, подарки, которые делал ей отец каждый год в день рождения. Это точка высочайшего напряжения в романе. Самые сильные и драматические переживания действующих лиц связаны именно с этим моментом (страхи дочери, негодование и ярость отца, страдания матери). Шарль уезжает в Индию, поклявшись Евгении в любви. Он обогащается на чужбине, становится прожжённым дельцом и забывает кроткую и верную провинциальную кузину, мечтая о более блистательном браке с аристократкой (что он и осуществляет по возвращении в Париж). Папаша Гранде тем временем при помощи тонко обдуманных и проведённых денежных операций, умело используя обстоятельства, наживается и на разорении своего брата, и на других выгодных спекуляциях.

Стремясь только к обладанию, к деньгам, он губит жизнь своих близких: сводит в могилу безответную, порабощенную и обезличенную им жену, мучит и тиранит дочь Евгению и находит усладу лишь в созерцании золота. Доведя своё состояние до семнадцати миллионов, скряга умирает. Когда священник, приехавший причащать умирающего, поднёс к его губам позолоченное распятие, «он сделал страшное движение, чтобы его схватить». Необычайно красноречиво его последнее напутствие дочери: «Береги всё! Ты дашь мне ответ там!» — сказал он, доказывая этим, что христианство должно быть религией скупцов». [1, С. 115]

Бальзак прослеживает рождение и развитие страсти к накоплению и показывает губительность её действия. Гранде — сильная личность, но его внутренняя сила, все его своеобразные дарования — прозорливость, точность расчёта, умение примениться к обстоятельствам и «оседлать» их, изумительная выдержка, железная воля — направлены к достижению одной низменной эгоистической цели — личному обогащению. Как и для Гобсека, деньги для него становятся самоцелью, единственным наслаждением, началом и концом бытия. Мы видим, как разрастается эта гибельная страсть, превращаясь в мономанию, видим, как поглощает она все другие чувства и привязанности. Бальзак выступает здесь как психолог-реалист. Он показывает реальные обстоятельства, в которых формируется страсть к накоплению, среду, в которой она развивается; он обобщает в образе Гранде тенденции, типичные для определённого исторического периода развития французской буржуазии. Вместе с тем писатель достигает в этом романе и более широких обобщений, выявляя всю разрушительность страсти к накоплению, которая остаётся главенствующей в буржуазном обществе и на следующих степенях его развития.

В тлетворной атмосфере погони за деньгами гибнут высокие чувства, лучшие возможности, заложенные в человеке. Трагедия такой гибели запечатлена в образах представителей молодого поколения — Евгении и Шарля Гранде. Евгения — жертва того общества, где царит страсть к стяжанию. Оно лишило её всего самого дорогого, погубило её заветные мечты, смяло и выжгло единственное и лучшее её чувство, в «ледяной воде эгоистического расчёта» потопило оно живые порывы её души.

Бальзак в противоположность романтикам не привносит никакого мелодраматизма в повествование о любви и жизни своей героини. Внешне она не претерпевает катастроф; никаких романтических эффектов не допускает писатель. Ничто не изменяется в образе жизни Евгении пи после приезда Шарля, ни за долгие годы ожидания, ми после гибели её надежд и смерти отца. Ни воплей, ни бурных сцен, ни попыток к самоубийству. Но под этой обманчиво спокойной поверхностью, в глубоких тайниках ей души разыгрывается жестокая трагедия. Вянет «лучший щит желаний», иссякают внутренние силы, надломлена и приостановлена жизнь. Общество, в лице самых близких и дорогих ей людей — отца и возлюбленного — убило, задушило живое в ней. Евгения мертва при жизни. После крушения своих надежд она живёт, как автомат, это только внешнее существование, движение но инерции.

И жестокая правдивость этой трагедии в том, что независимо от своей воли Евгения становится по внешнему образу жизни наследницей своего отца. Она сохраняет навыки бережливости, мелкого скопидомства и набожности, привитые ей с детства. Она как бы осуществляет предсмертное завещание папаши Гранде: «Береги всё! Ты дашь мне ответ там!», — в свою очередь доказывая этим, что «христианство должно быть религией скупцов». [3, С. 66]

В развитии образа Шарля Гранде Бальзак выявляет действие тех же законов буржуазного мира, которые разрушили жизнь Евгении, хотя судьба этого героя складывается совсем по-иному. Если Евгения пассивная жертва, то Шарль активно приспособляется к волчьим законам буржуазного общества и сам становится хищником-стяжателем. Он «сделался чёрств и алчен». И характерно, что «отшлифовываются» его качества стяжателя и буржуазного дельца в Соединённых Штатах Америки. Это важная деталь, она подчёркивается и в биографиях некоторых других бальзаковских персонажей, носителей наиболее отрицательных черт.

Каждый из персонажей романа, даже второстепенных, отличается жизненной правдивостью. И безответная страдалица — жена Гранде, и верная служанка Нанета-громадина, и представители буржуазных семейств, вхожих в дом Гранде, — Крюшо и Грассены — все они орудия в руках деспотического скряги — старика Гранде, его деньги властвуют над их судьбами.

Положительного героя — в подлинном смысле этого слова — в романе нет. Однако носителями лучших душевных качеств и здесь выступают простые люди, люди труда. Хотя Нанета порабощена и обезличена скрягой Гранде, в ней кроются истинные внутренние богатства. Она верна, трудолюбива, тверда, бескорыстна и самоотверженна, но все эти добродетели принадлежат старику Гранде. «Нанета допустила надеть на себя ошейник, утыканный гвоздями, которые уже не кололи её».

Круг действующих лиц ограничен, но тем не менее жизнь провинциального городка, взаимные отношения и деятельность его обитателей отражены с полнотой и глубиной. Вместе с тем в романе выявлена связь провинции с Парижем, которого достигают щупальцы папаши Гранде. Таким образом, маленький городок Сомюр, представленный во всём его своеобразии и типичности, является как бы одной из ячеек большого буржуазного мира.